Иоанновская семья

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

Не опоздайте

Так было и есть: во все времена и во всех местах земного шара много было людей, которые, найдя сокровище Царствия Небесного, с радостью оставляли все, что имели, и принимались за это сокровище. Было много и богачей, которые, для того чтобы купить это сокровище, продавали все, что имели, и покупали это сокровище милостыней и пожертвованиями. Искать нужно добродетель.

* * *

Когда Бог будет во всех мыслях, желаниях, намерениях, словах и делах человека, тогда приходит, значит, к нему Царствие Божие; он во всем видит тогда Бога: в мире мысли, в мире деятельности и в мире вещественном; для него тогда яснейшим образом открывается вездесущие Божие, и страх чистейший Божий вселяется в сердце: он каждую минуту ищет благоугождать Господу и каждую минуту опасается, как бы в чем не согрешить против Господа, сущего одесную его. «Да приидет Царствие Твое» (Мф. 6:10)!

* * *

«Да приидет Царствие Твое» (Мф. 6:10), то есть царство жизни, ибо ныне продолжается царство смерти под владычеством, большей частью, имущего державу смерти – диавола. Kак приходит к человеку Царствие Божие в этой жизни? Через сердечное покаяние. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). 

Да оставит нечестивый советы свои, сребролюбивый – сребролюбие свое, обманщик – обманы свои, пьяный – пьянство, чревоугодник – чревоугодие свое, блудный – свое блудодеяние, гордый – гордость свою, тщеславный – тщеславие свое, завистник ненасытимый – зависть и ненасытимость свою, нетерпеливый и ропотный – нетерпение и ропот свой; и да научатся все делам любви христианской, особенно же – сносить немощи безсильных (Рим. 15:1)!

* * *

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Как искать прежде всего Царства Божия? Следующим образом: положим, ты хочешь идти или ехать, плыть куда-либо по какой-либо житейской, временной нужде – помолись прежде Господу, чтобы Он исправил пути сердца твоего, а потом и предстоящий телесный путь или чтобы направил путь жизни твоей по заповедям Своим и желай того всем сердцем и чаще возобновляй свою молитву об этом. Господь, видя искреннее твое желание и старание ходить по заповедям Его, исправит мало-помалу все пути твои. 

Далее, например, если хочешь сделать в комнате чистый воздух или идешь прогуливаться на свежем воздухе, вспомни о чистом и нечистом сердце. Многие из нас, охотников до освежения комнатного воздуха (и это прекрасно) или до прогулки на свежем воздухе, и не подумают о необходимости чистоты воздуха или сердца (духовного, так сказать, воздуха, дыхания жизни) и, живя в свежем воздухе, позволяют себе нечистые помыслы, нечистые движения сердца или даже сквернословие и само сквернодейство плотское. Если ищешь света вещественного, вспомни о свете духовном, который необходим для души и без которого она остается во мраке страстей, во мраке духовной смерти. «Я свет пришел в мир, – говорит Господь, – чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12:46). 

Если видишь свирепство и слышишь завывание бури или читаешь о кораблекрушениях, вспомни о буре страстей человеческих, поднимающих ежедневный вой и смятение в сердцах человеческих и подвергающих крушению духовный корабль души или корабль общества человеческого и моли усердно Господа, да укротит Он бурю грехов, как некогда укротил словом бурю на море, и да искоренит из сердец наших страсти наши и восстановит тишину всегдашнюю. Если ощущаешь чувство голода или жажды и хочешь есть или пить, вспомни о гладе или жажде души (она жаждет правды, оправдания во Иисусе Христе, освящения), которых если не удовлетворишь, душа твоя может умереть с голода, подавленная страстями, обезсиленная, измученная, и, удовлетворяя телесный голод, не забывай утолять, тем паче и прежде, духовный голод беседой с Богом, чистосердечным покаянием в грехах, чтением евангельской истории и евангельских нравоучений, особенно же причащением Божественных Таин Тела и Крови Христовой. 

Если любишь щеголять платьем или когда надеваешь одежду, вспоминай о нетленной одежде правды, в которую должна быть облечена душа наша, или о Христе Иисусе, Который есть духовное одеяние наше, как сказано: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27).

* * *

Кто не родится водой и духом, не может войти в Царствие Божие: магометане не войдут, евреи не войдут, идолопоклонники не войдут, еретики не войдут, сектанты не войдут; блудники, прелюбодеи, лихоимцы, обидчики, пьяницы, тати Царства Божия не наследуют (ср. 1Кор. 6:9, 10). Скорее ухватывайтесь за вечную жизнь и готовьтесь к ней. Не опоздайте. Только истинной верой во Христа и в Церковь Его спасемся, да делами любви.

* * *

Заграждают вход в Царствие Небесное житейские страсти и похоти наши: злоба, гнев, ненависть, зависть, невоздержание, нечистота, жестокосердие и немилосердие. Как неприлична приглашенному на брак нечистая и зловонная одежда, и если бы кто, одетый в такую одежду, пришел на брачный пир, неприлично, да и невозможно тому человеку, душевное одеяние которого составляют неистовые и зловонные страсти, быть на пречистом и пресветлом браке Агнца Божия, обручающегося вечным союзом с чистыми душами, измывшимися слезами покаяния или кровью страдания и скорбей земных, особенно же и решительно Кровью Христовой. 

Потому, если мы хотим, чтобы нам открыт был вход в Царствие Небесное, мы должны предварительно отрешиться сердцем от грехов, убелить одежды душ своих слезами покаяния и пречистой Кровью Агнца Божия, витать чаще на Небесах помышлениями, желаниями, любовью... В самом деле, как войдет в Царствие Небесное, да и на что тому Царствие Небесное, кто всем сердцем предан любви земной, кто весь земной по своей жизни и делам и не хочет даже помышлять о небесном своем предназначении, не соблюдает заповедей Господних, презирая Церковь, отвергая ее руководство? Как наследовать Царствие Небесное тому, кто не научился царствовать над своими страстями и не возлюбил Господа всем сердцем своим? Кто воспринимает победные венцы без сражения и победы? Кто дает царство рабу страстей? 

Если всякое земное звание требует предварительного упражнения и ознакомления с делами его и качеств, потребных для достойного прохождения его – а невежду и неспособного не удостаивают того звания, которое не к лицу его, не по его знаниям и способностям – то небесного ли звания наследника Божия и сонаследника Христова удостоится христианин, носивший только это досточтимейшее звание и незнакомый с обязанностями его, не боровшийся с грехом и не стяжавший ни единой добродетели христианской, всем преданный страстям и нимало не ценивший свою душу безсмертную, по образу и по подобию Божию сотворенную и безценной Кровью Сына Божия искупленную?

* * *

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). На человека действуют постоянно две невидимые силы: добрая и злая, сила Божия, сила благодати и сила диавола, сила лукавая и всепагубная; человек поставлен в этом мире как бы между двух огней, из которых один – животворный, о котором Господь говорил: «огонь Я пришел низвести на землю» (Лк. 12:49), а другой – огонь палящий и сожигающий. Человек должен употреблять усилие над собой, чтобы возбуждать в себе огонь Божий, огонь веры и любви к Богу и ближнему. 

Человек потерял свое первое Божественное достоинство, свою правоту, святость, благость, кротость и наполнил душу свою всякими грехами. Вот у тебя нет чистоты сердца – это большая потеря, надо приобрести ее, чистоту сердца; нет простосердечия – приобрести его; нет сочувствия к ближнему в его скорби, беде, несчастии, бедствии, болезни – перемени себя, будь сочувствующим; не имеешь усердия к молитве, к Богу, не имеешь духовного вкуса к молитве, не имеешь духовного слуха к слушанию Слова Божия – претвори себя, развей духовный вкус, духовный слух, чтобы с любовью слушать Слово Божие, чтобы чувствовать сладость молитвы и сладость добрых дел. Если горд – смирись, если жаден к пище и питию – будь воздержан и т.д. Зло сильно борет человека и нудит на зло, а добро привлекает к себе своей нравственной красотой, миром душевным, свободой духовной; добро привлекает обетованием вечной жизни за победу над страстями: побеждающие уже спаслись Мною и Мудростью Моею.

Царство Небесное, то есть, святость, правота, чистота, воздержание, молитва, целомудрие, любовь к Богу и ближнему, силою берется, то есть, силою благодатной помощи Божией и собственным усердием, и употребляющие усилие приобретают его. Плоть противится духу, то есть, всякой добродетели, чтобы мы не то делали, что хотим ради Бога и спасения души и ради блага ближних. Человек поставлен в этой жизни между двух течений, добра и зла, между двух огней, огня Божьего, животворящего, и огня дьявольского, палящего и мучащего. Требуется сопротивление человека всякому злу, всякой страсти плоти и духа, всякой похоти и обучение, усвоение всякой добродетели.

Жизнь настоящая есть школа духовная, борьба, подвиг, сражение с грехом или с духами злобы поднебесной, борющими нас на зло. Нужно всякому учиться побеждать в себе грех с помощью Божией. От Бога даны нам все Божественные силы к животу и благочестию, надо только не лениться использовать их. 

Хотите научиться восхищать силою Царство Небесное? Поучитесь у святых, как они подвизались, как они употребляли над собою всякое усилие. Какое у них было самоотвержение, какое беспристрастие к богатству, к мирской чести и славе, к плотским удовольствиям; какое имели воздержание, какое усердие к Богу, какую молитву всегдашнюю, какой труд, какое смирение, незлобие, послушание, терпение, милосердие к ближнему. И как верой они дошли до Царствия Божия! Никто из них не посрамился, все получили нетленную жизнь и вечную славу, вечное блаженство и находятся вне всякого страха потерять приобретенное Царствие Небесное. 

Подражайте и вы им, каждый по силе своей; читайте, слушайте Слово Божие, вникайте, разумейте, стремитесь неустанно к цели вашей жизни – и получите вечное спасение. Ведь вы трудились же все так или иначе для земли, для земного благоустройства; потрудитесь же особенно для получения вечной жизни: «Ищите... прежде Царства Божия и правды Его, и это все, все земные блага, приложится вам» (Мф. 6:33).

* * *

Сохрани тебя Бог от того, чтобы пожалеть вещественного твоего достояния в жертву Господу, или Пречистой Его Матери, или другим святым Божиим и таким образом предпочесть вещество духу; смотри, чтобы достояние твое не было тебе в погибель. Ты должен твердо верить, что вместо тленных благ Господь или святые Его воздадут тебе нетленными, вместо временных – вечными, и считать блага духовные, например, свет духовный, прощение грехов, дар веры живой, надежды крепкой и любви нелицемерной, мира и радости в Духе Святом, бесконечно выше вещественных даров. 

С радостью расточай стяжания свои в жертву Господу и святым Его; если через чьи-либо руки пересылаешь их, верь, что они дойдут по принадлежности, и если люди утаят жертву Господню, взыскуя взыщет с них Господь Бог твой, и ни единая лепта твоя не пропадет туне, но принесет тебе соразмерный вере и расположению сердца твоего дар от Господа, Который есть Бог дарований, особенно для тех, кто приносит Ему в дар сердечные дары свои.

* * *

Принеси Богу в жертву сердце свое, отдай его всецело Вседержителю, отвергнись себя, всех греховных движений: злобы, ненависти, гордости, непокорности и своеволия, зависти, недоброжелательства, злорадства, скупости, сребролюбия, чревоугодия, блудной нечистоты, татьбы, обмана, лености и проч. – и непрестанно принуждая себя к благости, когда нас озлобляют, оскорбляют, к молитве за врагов, кротости, смирению, незлобию, искреннему доброжелательству, щедрости, нестяжанию, воздержанию, целомудрию, милостыне, подаянию, истине и праведности, трудолюбию, послушанию и проч. 

Трудно побороть страсти, сделавшиеся как бы природными членами нашими («умертвите земные члены ваши» – Кол. 3:5), но при внимании непрестанном к самому себе и при усердной непрестанной молитве с воздержанием, с помощью Божией возможно побороть и искоренить их.

Источник: Симфония по творениям св. прав. Иоанна Кронштадтского.
Москва: ДАРЪ, 2007. 768 с.
Фото: svsobor.com

Никольский Морской собор
с приделом св. прав. Иоанна Кронштадтского,
г. Кронштадт, СПб.
Фото: milye-kartinki.ru.

Обратная связь

Бронирование приглашения на праздник «Рождество Христово»

Дата Время Количество человек
12 января (пятница)
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
13 января (суббота)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
14 января (воскресенье)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
+