Плоды веры и неверия
Св. прав. Іоаннъ Кронштадтскій
Покаянія основаніе, прописаніе умиленія, образъ утѣшенія, духовнаго совершенія, равно ангеломъ бысть житіе твое, преподобне; въ молитвахъ убо и пощеніихъ, и въ слезахъ пребывая, отче Іоанне, моли Христа Бога о душахъ нашихъ (Тропарь преподобному).
Восточная православная церковь совершаетъ сегодня славную память преподобнаго отца нашего Іоанна Рыльскаго, земнаго ангела, небеснаго человѣка. Съ ранней юности онъ началъ трудиться умомъ и сердцемъ и всею силою воли надъ рѣшеніемъ главной жизненной задачи христіанина — совлечься ветхаго человѣка съ его дѣлами пагубными и облечься въ новаго, созданнаго по образу Божію, въ святости и правдѣ (Ефес. 4, 24). Благодаря твердому и неуклонному стремленію и благодати Божіей, готовой всегда придти на помощь истинно трудящемуся, онъ побѣдоносно и славно рѣшилъ ее, достигнувъ славнаго вѣнца нетлѣнной жизни.
Дѣло въ томъ, дорогіе братія и сестры, что всѣ мы съ самымъ нашимъ зачатіемъ и рожденіемъ наслѣдуемъ мерзость и тлѣніе грѣха, удаляющаго насъ отъ Бога-Источника жизни, тлящаго и мало по малу разрушающаго все существо наше — душу и тѣло, повергающаго насъ въ вѣчную тьму и муку, и тѣла растлѣвающаго и обращающаго въ землю.
Надъ этимъ-то ужаснымъ тлѣніемъ совершенно восторжествовалъ преподобный Іоаннъ, какъ и всѣ подвизавшіеся подобно ему, и достигъ нетлѣнной, вѣчной, блаженной жизни на небѣ. Какъ онъ одержалъ славную побѣду надъ всерастлѣвающимъ грѣхомъ и достигъ благоуханія святости и совершеннаго угожденія Богу? Это объясняетъ краткая пѣснь, въ честь его составленная и поемая въ день памяти его. Онъ изварилъ въ себѣ и совершенно очистилъ грѣхъ чрезъ сознаніе своихъ грѣховъ, чрезъ слезы покаянія, постоянную молитву и тѣлесные труды, чрезъ совершенное нестяжаніе, чрезъ утѣшеніе всѣхъ приходящихъ къ нему со своими печалями о грѣхахъ, чрезъ постоянное стремленіе къ христіанскому совершенству и святости — кротости, смиренію, послушанію, воздержанію, терпѣнію, милосердію, — такъ что жизнь его сдѣлалась равноангельною; жилъ онъ тѣломъ на землѣ, а умомъ и сердцемъ на небѣ, съ Богомъ, Котораго возлюбилъ пламенно и съ Которымъ соединился, ставъ одинъ духъ съ Нимъ; ибо прилѣпляющійся ко Господу есть одинъ духъ съ Господомъ (1 Кор. 6, 17), говоритъ Апостолъ.
Сопоставляю жизнь сего преподобнаго и святыхъ угодниковъ Божіихъ съ жизнью людей вѣка сего, особенно съ жизнью современныхъ намъ людей — и вижу совершенную противоположность той и другой: тамъ миръ и животъ, свѣтъ немерцающій въ душахъ, тихое созерцаніе, покаяніе, молитву непрестанную, мирный трудъ духовный и тѣлесный, ко всѣмъ доброжелательство и любовь; а у людей мірскихъ — постоянную тревогу страстей, смятеніе, обиды, крамолы, взаимное недоброжелательство, гордость, непокорность властямъ, невѣріе, самонадѣянность, въ иныхъ отрицаніе всякихъ законовъ Божескихъ и человѣческихъ, — безчинное самоуправленіе (автономія), посягательство на чужую собственность, свободу и жизнь, совершенное отрицаніе безсмертія души человѣческой, воскресенія и суда вѣчнаго. Таковы и должны быть плоды невѣрія. Нынѣшніе крамольники готовы разрушить весь строй церковной, гражданской и семейной жизни и привести общество людей въ состояніе безначалія и дикости.
Отъ кого такая истребительная война, объявленная Богу и людямъ? Отъ того, кто былъ первымъ крамольникомъ на небѣ и тамъ объявилъ войну Богу и Ангеламъ, и самъ былъ низложенъ на землю. Я видѣлъ сатану какъ молнію спадшаго съ неба (Матѳ. 21, 44), говоритъ Господь — Онъ то, по допущенію Божію, и для испытанія людей, обнаруженія ихъ мыслей, наклонностей и страстей — производитъ у насъ въ Россіи и во всемъ мірѣ всякія смуты, крамолы и убійства, дѣлая орудіями своими поправшихъ свою совѣсть людей.
Бѣдное отечество, терзаемое крамолою супостатовъ —обратись ты искренно къ вѣрѣ отцовъ своихъ и вывѣй изъ себя плевельныя сѣмена, заглушающія пшеницу, выдвинь, открой преданныхъ Богу и церкви Его людей, и возстань, возстань силою Божіей и твердо держись за краеугольный камень церкви — Христа, всемогущаго Бога и Спасителя. Падый на камени семъ сокрушится: а на немъже падетъ, сотрыетъ его (Лук. 20, 18). Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений настоятеля Кронштадтскаго Андреевскаго собора Протоиерея о. Иоанна Ильича Сергиева. Новые слова, произнесенныя в 1905 году. Изд. первое, под ред. автора. Кронштадт: Тип. газеты «Котлинъ», 1906. С. 115-117 / slovo.russportal.ru.