О бессмертии нашей души
И по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое
(Ирмос 9-й песни).
Слова эти, возлюбленные братья, - истина и дело. Пресвятая Владычица наша Богородица живет и после смерти, вси бо и после смерти живи для Бога (Лк. 20, 38). Пресвятая же Дева Мария - особенно, как Матерь Живота. То, что Богородица и сейчас жива, ясно всем верующим из того, что Она и после смерти постоянно, во все времена и во всех местах на земле спасала и спасает наследие Свое, христиан православных, и даже - неправославных.
Весьма утешительна для нас, братия, земная кончина Божией Матери. В Ее кончине мы ясно все видим бессмертие души нашей после смерти. Так как особенно в нынешнее время люди сильно оплотянели и весьма, весьма многие совершенно не думают о бессмертии своей души и даже многие не верят в это бессмертие, то побеседуем ныне, по случаю празднования Успения Божией Матери, о том, что мы, без всякого сомнения, бессмертны по душе.
Чем же докажу я всем маловерам бессмертие человеческой души? Доказательств этого так много, братья, что не знаю, с которого и начать...
Начну вот с чего. Душа человеческая есть дыхание Божества, есть образ и подобие Божие, как сказано: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26). Бог же - Бессмертен, значит и душа наша - бессмертна.
Душа человеческая есть, как говорят люди ученые, существо простое, несложное, значит в ней нечему разрушаться и умирать. Она живет, несомненно, и после смерти телесной.
Доказательством тому служат и писания людей, оставшиеся после их смерти, их завещания, изустно или письменно переданные, их наставления. Усопшие говорят нашему уму и сердцу и после смерти своей, и их словам внимают, их слова исполняют семейства, веси, города, царства, весь мир.
Возьмем в пример писания апостолов и богоносных отцов наших. Апостолы жили до нас за 1800 лет с лишком. Но их писания научают, утешают, руководят в христианской вере и жизни людей всего света, как сказано: во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Рим. 10, 18). Они научают людей всех веков и будут светом для мира, солью земли до скончания века. Читая или слушая слово Божие, проповеданное апостолами, мы, живые люди, получаем новую, лучшую, благодатную жизнь душам своим, хотя сами они умерли и давно не поучают нас видимо в телах своих. Что же это значит? То, что они в Боге всегда живы, и когда читаем или слушаем их писания, мы беседуем как бы лицом к лицу с ними самими, с их душами, которые всегда близки к нам в Боге.
Так о святом Иоанне Златоусте известно, что когда он читал писания святого апостола Павла и занимался их истолкованием, то сам святой апостол Павел беседовал с ним и открывал ему истинный смысл своих посланий. Преподобные и богоносные отцы Церкви, жившие за много лет до нас и оставившие нам свои молитвы, песнопения, целое богослужение, разные правила и постановления церковные, доселе вместе с нами молятся, воспевают Триединого Бога, священнодействуя с нами невидимо, управляют нашей духовной жизнью, нашими церковными празднествами.
А что еще сказать об их писаниях? Как много духовной пользы, света, силы, покоя, сладости, жизни приносят они душам нашим? Какую жизнь вливают они в души наши - они, по-видимому, отжившие и более как бы не существующие? О! они живут и по смерти! - и как слово их не умирает, так и тем более души их, породившие такое слово, также не умирают. Если слово их бессмертно, то, конечно же, и душа - источник слова.
Докажу еще бессмертие души тем, что Христос Господь Бог и Человек, воскресший из мертвых, положил Своим Воскресением начало нашему блаженному воскресению. Этот пример всего яснее и сильнее говорит о бессмертии нашей души. Господь наш Иисус Христос и по человеческому естеству Своему, нераздельно соединившемуся с Божеством, живет после Воскресения из мертвых во веки веков: и бых мертв, и се жив есмь во веки веков (Откр. 1, 18), - говорит Сам Он. Но Он воспринял на Себя человечество для нас, а не для Себя, и все что ни делал, делал для того, чтобы дать нам образ, то есть - научить нас, показать пример, на деле явить, что ожидает нас в будущем. И так, если Он был мертв и теперь жив во веки веков, то и мы по смерти будем жить во веки веков. В самом деле жив во веки веков, Он, по Его собственным словам, - с нами есть во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20).
Он всегда спасал, спасает и будет спасать нас до скончания века. Он спасает нас в таинстве Покаяния; соединяется с нами в таинстве Причащения, очищая наши грехи, освящая нас, упокоивая, возвеселяя; Он ограждает нас водой и Духом Святым в таинстве Крещения; укрепляет и возращает нашу духовную жизнь в таинстве Миропомазания; исцеляет от болезней телесных через исцеление немощей душевных в Елеосвящении; поставляет Духом Святым пастырей Церкви Своей Святой в таинстве Священства; благословляет брак в таинстве Брака. Все таинства совершает Он, Спаситель наш, Духом Своим Святым, от Отца исходящим, и христиане верующие и внимательные к голосу сердца своего, по опыту знают на себе силу Его, в святых таинствах им подаваемую.
Христос Спаситель постоянно, ежедневно, без числа спасает нас от грехов и страстей по молитве нашей. Бездна спасения бесчисленному множеству душ христианских исходит от Него каждый час, каждую минуту, и сердечными очами видят спасение Его все спасаемые, и благодарят Его, и славословят Его за пучину Его человеколюбия, за бездну Его милостей. Он живет постоянно в сердцах людей, верных Ему, и есть для них Источник духовного света, силы, мира, утешения.
Если же Он, соделавшийся нас ради Человеком, и по смерти телесной жив был духом нашим и сходил во ад проповедовать там победу над смертью и избавить души людей, с верою ожидавших Его пришествия, если Он по смерти и Воскресении из мертвых живет духом и телом человеческим во веки веков и постоянно являет в нас всемогущую, Богочеловеческую силу Свою, то и мы по смерти своей будем живы душами своими во веки веков: несть Бог мертвых, но живых: вси бо Тому живи суть (Лк. 20, 38), а по воскресении тел наших будем вечно живы и телами своими.
Пренепорочная Матерь Спасова, подобно Сыну и Богу Своему, так же и по смерти жива не только душой, но и телом; и как благосерднейшая и всем благомощная Мати всех христиан, так же спасала, спасает и будет спасать во все века всех, с верою, упованием и любовью к Ней молитвенно обращающихся во всех скорбях, грехах и болезнях, моля о всех нас Сына Своего, Христа Бога нашего и всем творя спастись, в державный покров Ее прибегающим.
Силу Ее молитв испытывали и испытывают все христиане, обращающиеся к Ней с молитвою в духе и истине, потому-то мы и поем в молебне Ей, Заступнице нашей: не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии: аще бо Ты не бы предстояла... Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых. Она, Преблагосердая Мати Царя Небесного всегда с нами, только бы мы были с Нею, то есть только бы веровали несомненно и твердо в Ее близость к нам во всякое время. Воззови только к Ней с верой в скорби или болезни, всякий христианин, и увидишь, какие чудеса Она сотворит над душой твоей!
Итак, возлюбленные братья, веруйте без всякого сомнения в бессмертие человеческой души после смерти. Матерь Божия, живая и после смерти и спасающая всегда наследие Свое, да уверит вас несомненно в этой великой истине. А веруя в бессмертие своей души, помните, что после смерти все мы предстанем некогда пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10).
Потому молите Царицу Небесную, да умолит Она Сына Своего, чтобы Он отверз вам человеколюбные утробы Своей благости, и, презрев ваши бесчисленные согрешения, обратил вас к покаянию и явил вас искусными исполнителями заповедей Его.
Молитесь Ей, чтобы Она всегда предстояла вам, как милостивая и благосердая и человеколюбивая, в настоящем житии будучи теплой Предстательницей и Помощницей, отгоняющей от .вас нашествия демонов и наставляющей вас ко спасению; во время же исхода из этой жизни сохранила бы души ваши, прогнала бы далеко от вас темные лица лукавых духов; в страшный же день избавила бы вас от вечной муки и соделала бы вас наследниками неизреченной славы Сына и Бога Своего, которую, дай Бог получить всем нам Ее ходатайством и заступлением, благодатью и щедротами и человеколюбием Единородного Сына Ее, Господа нашего и Бога Иисуса Христа, Коему подобает всякая слава. Аминь.
Источник: Печатается по: Иоанн Ильич Сергиев, прот. Полн. собр. соч. Изд. 2-е. Т. 1. СПб., 1893. С. 475-480. Изд. Московской Патриархии, 1999 / Кафедральный собор Патриарха Московского и Всея Руси.
Фото: Подсолнух, группа ВК.