Сознавать грехи и каяться
Св. прав. Иоанн Кронштадтский
«... Воскресенье. Евангелие о исцелении расслабленного (См. Мф. 9:2–8). Во время Литургии говорил импровизацию о том, что грехи расслабляют все существо человека; что нужно всегдашнее покаяние, всегдашнее понуждение себя к добродетели. Молиться – лень; воздерживать себя – лень; целомудренно жить – лень; милостыню подавать – лень»*.
«Сыне, даждь Ми твое сердце (Притч. 23:26), говорит Господь в Ветхом Завете. Блажени чистии сердцем, говорит Спаситель, яко тии Бога узрят (Мф. 5:8); сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав о6нови во утробе моей (Пс. 50:12), говорит Давид; апостол Павел желает, чтобы в сердце христиан вселился Христос (Ср.: Еф. 3:17). Если же сродное ищет себе сродного, если Бог хочет и ищет от нас нашего сердца, то сердце есть душа наша, или душа наша – в сердце, то есть во внутренности нашей – там в ближайшем соседстве с нашим чревом (во утробе); живот (желудок) телесный и живот (сердце) духовный – два едино противу единого, как и сердце материальное и сердце духовное.
Скажите: отчего весь главный механизм, которым поддерживается наша жизнь, находится во внутренностях наших – под грудью? Оттого, что там престол нашей души; потому-то, когда человек или животное обезглавлены, в туловище остается некоторое время жизнь. Об уме или голове нигде не говорится в Священном Писании так сильно, с таким вниманием, как говорится о сердце, голова признается служебным орудием сердца, хотя бы то и руководительным – до времени нашего будущего, всецелого обновления, и Сам Господь прямо низводит ум или мысль в сердце наше: вскую вы мыслите лукавая в сердцах ваших (в сердцах, а не в голове) (Мф. 9:4)?
От сердца исходят помышления злая (Мф. 15:19) (от сердца, а не из головы); оттого-то голова холодна без участия сердца (души) и от человека, как в речи, так и во всех делах требуют не ума только, а непременно и сердца – сердечного участия, без которого слово и дело признается безжизненным, бездушным. Вот почему, потому то есть, что душа наша находится в ближайшем сообществе с желудком, нам необходимо, для преуспеяния в духовной жизни, соблюдать умеренность в пище и питии; вот почему неумеренность в пище и питии ведет нас к нравственному расслаблению и расстройству, к лености, нравственному нерадению, забвению Бога, к гордости, сребролюбию, скупости, зависти, распутству и ко всем возможным грехам.
Да и опыт всех людей, наблюдавших за собою, точно говорит в пользу местонахождения души нашей в соседстве с желудком, печенью и вообще внутреннейшими нашими частями. Под грудною доскою и ниже – вот ее седалище. Там и совершаются все явления жизни и смерти духовной, как там же совершается процесс жизни телесной. – Потому-то обязанность всякого христианина состоит в том, чтобы всячески хранить свое сердце: Всяцем хранением блюди твое сердце: от того бо исходища живота (Притч. 4:23)».
«Все Евангелие, возлюбленные братия и сестры, наполнено повествованием о чудесных делах милосердия Господа Иисуса Христа к бедствующим и заблуждающимся человекам; и там же повсюду возвещается, что главною причиною почти всех болезней, бед и несчастий с людьми бывают грехи – это величайшее зло, несчастие рода человеческого, этот ужасный корень всех зол и самого великого зла – смерти временной и вечной.
Потому-то Господь, врачуя расслабленного, врачует прежде болящую грехами душу, а потом уже тело. Чадо! – говорит Он расслабленному, – прощаются тебе грехи твои (Мф. 9:2). А это значит то и научает нас тому, что в болезнях наших мы должны смиренно и глубоко сознавать грехи свои и искренно каяться в них и просить у Господа прощения их, с намерением впредь не согрешать.
Ибо главная часть существа нашего есть душа, существо по образу Божию, разумное, с свободным произволением, бессмертное, но существо падшее, болящее грехом и тлением и искупленное от греха и смерти смертью Сына Божия; о ней-то, о спасении ее надобно всеми силами заботиться – о благоугождении Богу, о исполнении святых и блаженных Его заповедей, о ее правоте и святости. Ибо страсти плотские порабощают, оскверняют, удаляют душу от Бога и, в конце концов, часто доводят до погибели временной и вечной».
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея святого праведного Иоанна Кронштадтского. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская православная духовная акад., 2009. 382 с. / Иоанновский приход ВК.