Господи! В молитву Тебе о нас приводим святых
Св. прав. Иоанн Кронштадтский о святых
В конце домашних утренних и вечерних молитв призывай святых патриархов, пророков, апостолов, святителей, мучеников, исповедников, преподобных, воздержников или подвижников, бессребреников, чтобы, видя в них осуществление всякой добродетели, и самому сделаться подражателем во всякой добродетели. У патриархов учись детской вере и послушанию Господа; у пророков и апостолов – ревности о славе Божией и о спасении душ человеческих; у святителей – ревности проповедывать Слово Божие и вообще писаниями содействовать к возможному прославлению имени Божия, к утверждению веры, надежды и любви в христианах; у мучеников и исповедников – твердости за веру и благочестие перед людьми неверующими и нечестивыми; у подвижников – распинанию плоти со страстьми и похотьми, молитве и богомыслию; у бессребреников – нестя- жательности и безвозмездной помощи нуждающимся.
* * *
Святые исполнили слово Господа; Господь исполняет их слово; они делали для Него – Он для них. «Какою мерою мерите, – сказал Сам Господь, – такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2). Вот почему Господь исполняет скоро молитвы за нас святых.
* * *
"Авраам раб Мой помолится... Иов раб Мой помолится о вас... Моисей... Самуил... Илия» (см. Иов. 42:8; Быт. 20:7, 17; Иер. 15:1; 3Цар. 18:36; Пс. 98:6). Молитвы святых о нас приятны Господу, как верных рабов Божиих.
* * *
Святые Божии – великие купцы, обогатившиеся всеми душевными сокровищами, всеми добродетелями: кротостью, смирением, воздержанием, терпением, богатой верой, надеждой и любовью. Оттого мы и просим их святых молитв, как нищие богатых, чтобы они помогли нам в нашей духовной бедности, чтобы они научили нас молиться и преуспевать в христианских добродетелях, чтобы они, как имеющие дерзновение перед Богом, молились об отпущении наших грехов и предохраняли нас от новых. Ходим к земным купцам в их лавки покупать их товары: как не обращаться нам к небесным купцам с молитвою усердною, как бы серебром и златом, как не покупать у них их ходатайства перед Богом о прощении грехов и о даровании различных христианских добродетелей! Кажется, это очень естественно.
* * *
Святых призывай с верой непостыдной и любовью нелицемерной, если хочешь, чтобы они слышали тебя и исполнили твою молитву. Помни: подобный подобного ищет. Святые угодили Богу верой и любовью и от тебя того же хотят. С верой и любовью соедини еще подобающее к ним благоговение.
* * *
Лютеране говорят: «К чему мы просим молитв святых за себя? Мы просим Самого Бога», – и сами себя опровергают, ибо зачем они просят молиться за себя? Молились бы без пастора, если всякий имеет одинаковый доступ к Богу и нет нужды в освященных молитвенниках за нас. Какая слепота! Говорят: молясь святым, мы идолопоклонствуем. Неправда! Ни одного святого мы не почитаем за Бога, ни одному святому не молимся как Богу, а только просим молитв его за себя; есть ли хоть тень идолопоклонничества?
Как просим живых священнослужителей и молитвенников за нас перед Господом, чтобы они помолились о нас, так просим и небесных молитвенников, по любви своей к Богу имеющих великое дерзновение перед Ним; притом весьма многие из них и здесь, на земле, были молитвенниками и ходатаями перед Богом за мир; там, на небесах, эта деятельность их только продолжается, имеет большие размеры и особенно сильна, ибо не воспящается тяжелой и косной плотью. Все святые хотя кончили земное поприще, но они живы: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38).
* * *
Как святые слышат нас? Слышат, как едино с нами во Святом Духе – так и они да будут в нас едино (Ин. 17:21), как члены единой Церкви Божией, возглавляемой единым Христом и одушевляемой единым Духом Божиим. Святые зрят и слышат нас в Духе Святом так, как мы телесными глазами и ушами видим и слышим посредством света и воздуха; но наше телесное зрение и слух далеко не совершенны в сравнении со зрением и слухом духовным: на далеком расстоянии мы не видим весьма многих предметов, не слышим весьма многих звуков. Духовное зрение и духовный слух совершенны: от них не ускользает ни одно движение сердца, ни одна мысль, ни одно слово, намерение, желание, потому что Дух Божий, в Котором пребывают, видят и слышат нас святые, всесовершен, всеведущ, все видит и слышит, потому что вездесущ (1).
* * *
Святые Божии близки к верующим сердцам и, как самые искренние и добрые друзья, в минуту готовы на помощь верным и благочестивым, призывающим их верой и любовью. За земными помощниками надобно большей частью посылать и ожидать иногда долгое время, когда они придут, а за этими духовными помощниками не нужно посылать и долго выжидать: вера молящегося в мгновение может поставить их у самого сердца твоего, равно как и принять по вере полную помощь – разумею духовную. То, что говорю, говорю с опыта. Я разумею частое избавление от скорбей сердечных предстательством и заступлением святых, особенно предстательством Владычицы нашей Богородицы.
Может быть, скажут на это некоторые, что тут действует простая вера или твердая, решительная уверенность в своем избавлении от скорби, а не заступление святых перед Богом. Нет. Из чего это видно? Из того, что если я не призову в сердечной молитве известных мне (не различая никого) святых, если не увижу их очами сердца, то и помощи никакой не получу, сколько бы ни питал уверенности спастись без их помощи. Я сознаю, чувствую ясно, что помощь я получаю от имени тех святых, которых призываю ради живой веры в них.
Это дело бывает так, как и в обыкновенном порядке вещей земных. Я сначала увижу своих помощников сердечной верой. Потом, видя, прошу их, то же сердцем, невидимо, но внятно самому себе; затем, получив невидимую помощь совершенно неприметным образом, но ощутительно для души, я вместе с тем получаю сильное убеждение, что эта помощь именно от них, как больной, исцеленный врачом, бывает убежден, что он получил исцеление именно от врача, а не от другого и не сам собой, а именно от врача. Все это делается так просто, что нужны только глаза – видеть.
* * *
Если призываешь какого-либо святого с сомнением в близости его к тебе и в слышании им тебя и сердце твое поразится теснотой, переломи себя или, лучше сказать, тотчас же преодолей с помощью Господа Иисуса Христа, гнездящегося в сердце клеветника (диавола), призови святого с сердечной уверенностью, что он близ тебя в Духе Святом и слышит твою молитву, и тебе сейчас станет легко. Тяжесть и томление сердца на молитве происходят от неискренности, от лживости и лукавства нашего сердца, подобно тому как в обыкновенной речи с людьми мы чувствуем себя внутренне неловко, когда говорим с ними не от сердца, неистинно, неискренно. «Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 26:14). Будь всегда и везде истинен сердцем и всегда будешь иметь мир в сердце, но особенно будь истинен в беседе с Богом и со святыми, ибо «Дух есть истина» (1Ин. 5:6).
* * *
Святителю отче Николае, моли Бога о нас! На каком основании мы просим молитв за себя святых и действительно ли они молят за нас и действенна ли их молитва за нас? Сам Бог прямо изъявил Свою волю некоторым людям, не имевшим к Нему близости, например Авимелеху, взявшему жену Авраамову, было повелено просить Авраама, чтобы он помолился о нем; Иов молился, по явному откровению воли Божией, о друзьях своих; молились Моисей, Самуил, Илия, все пророки; Сам Господь, по человеческому естеству Своему, молился Отцу Небесному о Петре и всех учениках.
Святые заслуживают быть ходатаями о нас к Богу по своим добродетелям, по своим заслугам как угодники Его. Если на земле справедливость требует, чтобы известный человек, близкий к Богу, помолился о других (например, священник о людях), то отчего и не на небесах? Все святые живы у Бога и для нас: видя в Боге наши нужды, сочувствуют нам и готовы по нашим молитвам помогать нам. Для чего же по нашим молитвам, а не иначе? Для того, чтобы нас же утвердить в вере и подвиге молитвенном. Да еще: для чего и живые хотят, чтобы другие нуждающиеся в их помощи просили их?
* * *
Когда мы призываем святых на молитве, тогда произнести от сердца их имя значит уже приблизить их к самому своему сердцу. Проси тогда несомненно и молитв, и предстательства за себя, и они услышат тебя и молитву твою представят Владыке – скоро, во мгновение, яко везде Сущему и вся ведущему.
* * *
Имя святых из членораздельных звуков значит как бы плоть святого или святой... В малом виде в устах наших как бы отражаются существа горнего и дольнего мира, и все это через веру, Духом Святым, Который есть един Сый – везде сущий и все исполняющий.
* * *
Призывая или прославляя святых угодников Божиих, мы должны призывать или прославлять их всем сердцем, с горячностью души; чтобы таким образом приблизить их себе, приблизиться к ним и по возможности уподобиться им, ибо они тогда бывают с нами и за нас, когда мы призываем или прославляем их чистым сердцем, и возносят наши молитвы к Богу.
* * *
Господи! В молитву Тебе о нас приводим святых, эти благовония духовные, это миро ароматов Твоих. Приими их благоухающие любовью и чистотой молитвы о нас и избави нас от смрада греховного, ибо наши сердца нечисты и уста скверны, и недостойны мы сладчайшей беседы с Тобой. Все в нас земно и тленно, скверно, лукаво, а они, святые Твои, – миро чистейшее, наипаче же Твоя Пречистая Матерь. Твоя одушевленная светоносная палата, чистейшая светлостей солнечных, благоуханнейшая паче всех ароматов, ибо благоуханием Ее святости, ее добродетелей божественных полны небо и земля.
* * *
Все святые сознавали себя и чувствовали грешниками и все искренне каялись, плакали, проявляли возможное сознание грехов вольных и невольных, восходили по степеням покаяния, исправления, упражняли себя во всякой добродетели и достигли святости, уподобления и присвоения к Богу. Мы ежедневно читаем молитвы, умиляемся ими, плачем и получаем милость от Господа. Слава милосердию Его, долготерпению Его, благопослушливости Его и благоуветливости! Сколь блаженны мы, имея такого Бога, сильного в милости и благого в крепости, чтобы помогать утешать всех уповающих на Его милосердие.
* * *
Удивительно существо души человеческой, хотя и падшей. Ибо какова она бывает у святых, усердно послуживших Господу в жизни сей временной! Сколь она бывает предана Богу любовью, с самоотвержением, молитвой, воздержанием, зрением непрестанным к Богу! Сколь чиста, тверда, светла, благоуханна! Да и сами тела святых издают благоухание. А кончина какова! Сколь мирна, славна, светла, свята!
* * *
Боже мой! Какое зрелище, какое небесное утешение преподобным Сергию и Серафиму! Сам Господь явно и торжественно является взору преподобного Серафима с Небесными Силами на малом входе литургии и неоднократно Пресвятая Владычица Богородица! А святому Сергию Богоматерь Сама со святыми в келью пожаловала. О утешение! О достоинство человека – христианина и подвижника! Слава так благоизволившему Богу!
Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского / azbyka.ru.
Фото: artnow.ru.