Иоанновская семья

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

Главная Иоанновская семья Слово пастыря Правило веры для своего стада

Правило веры для своего стада

Из проповеди св. прав. Иоанна Кронштадтского в день памяти свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (22 мая)

Нынешний день святая Церковь указывает нам на своем небе, как на многосветлую звезду, на святителя отца нашего Николая, Архиепископа Мирликийскаго Чудотворца. И так остановим взор свой на этой звезде, сияющей уже тысячу пятьсот лет на небе церковном и светом своим многих чад Божиих озаряющей. Смотрите, какой чудный свет издает эта звезда духовная!

«Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ яже вещей истина;/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче священноначальниче Николае,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим». 

Вот как святая Церковь описывает христианские доблести святого отца нашего Николая. Видите, какие высокие добродетели имеет угодник Божий, данный нам Господом в образец нашей жизни, он имел такие добродетели, без которых христианин не может называться христианином и которых многие из нас не имеют: он имел великую веру, и потому назван правилом веры. 

Эту веру он доказал своими делами и, во-первых, великою кротостью и незлобием, во-вторых, воздержанием во всем, о коем так теперь не радят христиане, и, наконец, милосердием к бедным и подвергшимся разным бедам и напастям. Возьмем же себе в образец эти добродетели угодника Христова и будем, по силе своей, подражать им.

Святитель Николай был и служил правилом или образцом веры Христовой. Поучимся же у него вере. Жалуются на недостаток веры в христианах нынешнего времени. Отчего многие христиане не имеют веры? Или отчего слаба их вера? От плотской жизни, от того, что заботятся лишь о том, что есть да пить, как прибыль получить, или как и чем одеваться, не заботясь о душе своей, о её очищении и спасении, о её нетленной пище – молитве и чтении Слова Божия, о приобщении Тайн Святых, о нетленном одеянии души, или о добрых делах.

Свт. Николай был правилом веры для своего стада; потому что он с самого младенчества возлюбил всем сердцем Иисуса Христа и еще в лета юности тщательно изучил священное писание. И не просто, а с решительным намерением подражать Господу Иисусу Христу. Оттого он и сделался преизрядным подражателем своему Владыке и сам удостоился на земле носить образ Его. 

Да, он был правилом веры для своего стада и стадо его было верующее. А многие христиане нынешнего времени не знают главных догматов своей веры! 

Братия, читайте или слушайте чаще Евангелие. Вникайте, размышляйте, помните и прилагайте к сердцу и жизни учение Спасителя. Не все думать о пище и питье, об одеждах и о прибыли, или об удовольствиях, не все читать одни мирские книги, все это ни к чему не послужит при кончине. 

Святой Николай Чудотворец, далее, был образцом кротости и смирения. Говорят, что он имел постоянно светлое, доброе и весьма приятное лицо, свидетельствовавшее о его душевной благости и незлобии. 

Ныне, во время бедное верою, жалуются на гордость, злобу, нетерпение, раздражительность, заносчивость людскую; родители жалуются на грубость и непокорность детей, дети – на родителей; начальствующие – на подчиненных, эти – на начальников. Нередко между двумя-тремя лицами ссорящимися требуется постороннее лицо для примирения раздраженных и озлобленных. 

Отчего это? Оттого, что нет духа Христова в этих людях. Не знают они, или знают, да не хотят исполнять, слов Христовых: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11:29); что должно духом кротости вразумлять противных; что христианин должен любить и врагов, благословлять проклинающих и молиться за творящих нам обиду; что, когда нас укоряют, мы не должны взаимно укорять, как и Христос укаряемь противу не укаряше (1Петр. 2:23). На ругательства не отвечать ругательствами, на злобу – злобою, на дерзость – дерзостью, на обиду – мщением, на всякую неправду – также неправдою. 

Если христиане станут так жить, то они будут уже не христиане и не люди, а звери, которых участь будет вместе со зверем бездны – диаволом в огне вечном. 

Святителю отче Николае, образ кротости и незлобия, сладкодышущими молитвами твоими испроси Христову наследию кротость, незлобие и терпение! 

Святитель Николай был учителем воздержания словом и делом, потому что сам был великий постник. Предание говорит, что он сосал молоко только из правой груди своей матери, а в среду и пятницу вкушал эту младенческую пищу только однажды, и то уже вечером. Таким образом, он от самого рождения свыше научен был постничеству, которое сохранял до самой кончины своей. 

Чревоугодников, нарушителей постов и пьяниц да научит пример Святителя Божия не угождать чреву, которое Бог скоро упразднит. Ибо сказано: брашно чреву и чрево брашном; Бог же и сие и сия упразднит (1 Кор. 6, 13).

Как усилилось в наше время невоздержание! Какое пьянство и происходящия оттуда буйства, драки, сквернословие, кражи! О, люди, да притом христиане, худшие всяких зверей! О, рождения ехиднова, которых ожидает огонь гeенский, если не решатся немедленно исправиться! 

Если есть здесь, в этом святом храме пьяницы, тех умоляю именем Божиим немедленно оставить пьянство и всеусильно позаботиться о воздержании: ибо пьяницы царствия Божия не наследят (1Кор. 6:10); ибо пьяницы – язва общества, горе и беда для своих семейств и бремя несносное для себя самих. 

Святителю отче Николае, пастырю добрый, сострадательнейший, избавитель теплейший и готовейший, – исторгни, ими же веси судьбами, данною тебе от Бога благодатию, стадо Христово из пасти мысленного волка, который влечет его в бездну адскую, в огонь вечный и во тьму кромешнюю, где плач и скрежет зубом (Мф. 8:12), по неложному слову Христову. 

Касательно целомудрия Святителя Николая предание говорит, что он тщательно удалялся женщин, и не только не говорил с ними, но и взглянуть на лицо женщины всемерно остерегался; сохранял истинное целомудрие и чистым умом непрестанно взирая на Бога, любил быть в святых храмах Божиих, где часто проводил дни и ночи в богомыслии, молитве и чтении божественных книг. 

Да слышат это блудники и прелюбодеи, особенно те, которые извиняют свое распутство потребностью и необходимостью природы. И да подражают, по возможности, целомудрию угодника Божия, всячески избегая и нечистого взгляда на женщину.

Еще надо упомянуть об одной высокой добродетели угодника Христова для подражания нашего, именно о его почти беспримерном милосердии к бедным и несчастным. Так, он был между прочими делами милосердия питатель бедных, и роздал все богатое наследство свое бедным. В наш век презирают нищих, называют их бродягами, тунеядцами и лучше предпочитают деньги свои истрачивать на многоразличные прихоти, на роскошь бесполезную, чем подавать хотя немного нищим. 

Где же братская любовь между христианами, которая милосердствует, не превозносится, не гордится, не мыслит зла и не раздражается (1Кор. 13:1)? Где эта любовь, промышляющая о ближнем, как о себе, желающая ближним счастья и довольства, как и себе? Где вера в слова Христовы: понеже сотвориcте единому сих братий Моих меньших, Мне сотвориcте (Мф. 25:40)? Или слова другого писания: милуяй нища, взаим дает Богови, по даянию же его воздастся ему? (Притч. 19:17). 

Вот некоторые из добродетелей угодника Христова Николая, представленные для подражания нашего. Всех добрых дел его невозможно исчислить по причине множества. Будем подражать, каждый по силе своей, хотя этим добродетелям великого Светильника вселенной. Аминь.

Источник: Храм новомученников и исповедников российских в Строгино.
Фото: veryimportantlot.com.

Никольский Морской собор. Кронштадт, СПб.
Фото: Сергей Алексеев, Иоанновский приход в СПб.

Обратная связь