Не затвори же нас во аде навеки
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Пасхальное слово
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Солнце восходит — и все встает, поднимается на ноги, оживает после ночного оцепенения; снова начинает кипеть разнообразная жизнь в подсолнечной стране. Эта мысль мне пришла сегодня в голову ранним утром, когда я пробудился от веселого чириканья воробьев, проснувшихся с восходом солнца и упредивших своей простой песней мою утреннюю молитву Творцу, Промыслителю и Спасителю.
От этой мысли ум мой мгновенно перешел ко Христу Спасителю, Который есть то же в невидимом духовном мире, что солнце в мире чувственном, видимом. Когда Солнце Правды — Христос — взойдет в верующей, любящей, кающейся душе христианина, она тотчас оживает, просвещается, обновляется, укрепляется, радуется, так что и самое тело от ожившей и воспрянувшей души делается бодрым и здоровым. Но это бывает невидимо: невидимо восходит мысленное солнце в душе, невидимо действует, невидимо и заходит, оставляя опять человека во тьме и греховном оцепенении.
А вот придет час — взойдет над нами и видимо будет Солнце наше праведное — Христос Бог. Когда настанет Второе страшное пришествие Сына Божия, тогда все умершие, по гласу Его, мгновенно оживут и встанут на ногах своих. Грядет час, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут. Грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут, сотворшии благая, в воскрешение живота, а сотворшии злая, в воскрешение суда (Ин 5:25, 28-29).
Дивное, поразительное явление силы Божией: тело, истлевшее в земле, сгоревшее в огне, потонувшее в воде, поглощенное земными или морскими животными, тело, сделавшееся прахом, воскреснет в новом, нетленном виде, соединяясь уже на веки бесконечные со своей душой или для вечной радости и блаженства, или для вечного горя и страдания. Воскресение мертвых совершится непреложно, как непреложно восходит солнце над землею и земнородными, как непреложно после зимы приходит весна, а после весны — лето плодоносное, как верно, что Христос воскрес из мертвых.
Но Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших, — говорит апостол. Я есмь Первый и Последний, и живый, и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти (Откр 1:17-18), — говорит Сам воскресший, и вознесшийся на небеса, и сидящий одесную Бога Отца. Если воскрес Первенец из умерших, Богочеловек Иисус, для того и умерший, чтобы победить смерть и даровать воскресение смертному роду человеческому, то, конечно, воскреснут и все. Если есть начаток воскресения, Христос, то совершится, без сомнения, и общее воскресение всех людей.
Своею вечною жизнию по человечеству, последовавшей за смертью и воскресением Своим, Господь уверяет нас в вечной жизни, имеющей начаться и для нас после общего воскресения. Я, — говорит, — живой, и был мертв, и се, жив во веки веков.
И к этим словам прибавляет сладостное утешение в словах: Я имею ключи ада и смерти, т.е. как бы говорит: Не бойтесь, ключи от ада и смерти теперь у Меня, вашего Спасителя, вашего брата по человечеству, искупившего вас от грехов ваших и от осуждения во ад. Никто не затворит вас в нем, если Я не затворю. Я — Победитель ада и смерти. Мне дана всякая власть на небеси и на земли (Мф 28:18).
«О, Божественного, о, любезного, о сладчайшего Твоего гласа» (Пасхальный канон. Песнь 9, тропарь 1.), преисполненный любви и сострадания к роду смертному, бессмертный Спаситель наш! Благодарим Тебя за утешительные слова Твои. Не затвори же нас во аде, достойных по грехам нашим заключения в нем навеки. Умилосердись, прости, очисти грехи наши и научи нас жить по святым Твоим заповедям, научи нас оправданиям Твоим. Аминь.