Он непрестанно вземлет грехи всех кающихся
Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Поучение пред плащаницею в Великий пяток
«Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Иоан. 1:29).
Вот, братия мои, Агнец Божий, принявший на Себя грехи наши, грехи мои, грехи каждого из вас. Вот воплощенный Сын Божий единородный, истерзанный людскою завистию и злобою! Каково же человечество! О, сколь мрачна, отвратительна картина людской злобы! Припадем же пред Ним во исповедании и восплачем пред Господом, сотворившим нас и в конец веков пострадавшим и умершим за нас.
Со страхом и любовию припадем сердцем и устами к этим язвам, – со страхом: ибо доселе смердят пред Ним и вопиют о наказании нас грехи наши; – с любовию: ибо эти язвы и смерть Его подъяты Им по неизреченной любви к нам и, естественно, воззывают нас к любви!
Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира. Сколь отрадны эти слова для души верующей! В них заключается крепкая надежда наша на бесконечное милосердие Отца небесного, примирившегося с нами беззаконниками чрез жертву правды, принесенную на кресте за грехи наши, т.е. бесконечную жертву Сына Своего.
Сколько раз согрешали мы в один день и час, не говоря о грехах всего окаянного жития нашего! Как мучили нас грехи наши! Но вот мы покаялись с верою и упованием сердечным, воззрели к Спасителю, вздохнули, прослезились о своих грехах; и они очищены, омыты, прощены; мы обрели покой, свободу, радость.
Что это значит? Это значит, что Агнец Божий всякий день, всякий час во все дни живота нашего вземлет грехи наши, отнимает, очищает, забывает их, избавляя нас от вечного за них осуждения. Кто этого не испытал на себе?
И вот почему при таком кровавом, потрясающем душу зрелище мы стоим благонадежно, и хотя с грустию, но грустию, проникнутою умилением, радостию и какою-то торжественностию: ибо мы уверены, что в этом Мертвеце – заключается жизнь всех живущих, примирение с Богом, прощение грехов и упование вечной жизни.
По всей вселенной с благоговейнейшим умилением покланяются теперь христиане язвам Спасителя и умиленно целуют их, и повсюду всеми сердцами верующими чувствуется животворная сила спасительных страданий и смерти Господа: ибо Он непрестанно и повсюду вземлет грехи всех кающихся грешников, милует, очищает, обновляет, спасает.
О, Спасителю наш! От скольких духовных смертей спас Ты и меня и каждого из нас. Исповедаю днесь, в этот час, пред этим благочестивым собранием, о, Спасителю мой, милости Твои, явленные на мне грешном паче всех человек, что Ты спас меня от бесчисленных смертей духовных, спасал и спасаешь от всяких скорбей, от всяких грехопадений. И только Твоею милостию доселе я не в рове погибели, ибо скажу с пророком Давидом: одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя: болезни адовы обыдоша мя, ередвариша мя сети смертныя. И внегда скорбети ми призвах Господа, и к Богу моему воззвах (Пс. 17:5–7): и Он всегда преклонялся милостиво к воплю сердца моего, являл мне чудное спасение Свое, прощал грехи мои, разрушал скорби мои и из страшной тесноты выводил меня на широту.
Се, Агнец Божий, вземляй грехи мои! Се, Агнец Божий, вземляй и грехи ваши! Приидите же, со слезами покаяния и с любовию будем лобызать язвы сего Агнца, вземлющего грехи мира. Ты же, о пренеисчетная Благостыня, Господи небесе и земли, – ниспосылай и еще благословение Твое на нас, возбуждай в нас искреннее покаяние и любовь нелицемерную; потерпи и еще миру, погибающему во грехах, и потрясающими знамениями Твоими пробуди его от тяжкого сна греховного. Аминь.
Полный годовой круг слов, поучений и бесед / azbyka.ru.
Фото: foma.ru.