Не жалейте денег на бедных
Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Беседа в Неделю 12-ю по Пятидесятнице. О богатом юноше
Некто один богатый юноша, подошедши к Спасителю, спрашивает Его: «Учитель благий! что сделать мне добраго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какия? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближняго твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это я сохранил от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною.
Услышав слово сие, юноша отошел с печалию; потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольныя уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились, и сказали: так кто же может спастись? А Иисус воззрев сказал им: человекам это невозможно, Богу же это возможно» (Матф. 19, 16-26).
Объясним эту часть Евангелия, с Божиею помощию, по возможности кратко. Богатый юноша, узнавший на опыте превратность земной временной жизни и вместе выгоды обладания земными благами, возжелал вечной жизни, вечнаго блаженства, подходит к Источнику жизни и спрашивает Его: Учитель благий, что сделать мне добраго, чтобы иметь жизнь вечную? Кто из нас не желал бы наследовать жизнь вечную? — Нас ничто так не ужасает, как смерть, как разлучение со всеми приятностями жизни, и ничто так не привлекает, как жизнь, и жизнь, конца неимеющая, жизнь всеблаженная.
Итак, будем внимательно слушать разговор богатаго юноши со Спасителем и посмотрим, что нужно для наследования жизни вечной? Господь не отвечает ему прямо на вопрос, а замечает ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Как же Ты не благ, Господи? Разве Ты не Бог, разве Ты не собезначальный Сын безначальнаго Отца — Бога? Разве Ты и Отец Твой — не одно? Чтó это значит, что Господь как бы отрицает от Себя название благаго, когда Он, Он Сам — вечная Любовь и Благость?
Господь отстраняет от себя название благаго не как Бог, а как человек: так как юноша обратился к Нему, как только к благому Учителю, как к обыкновенному человеку, а не как к Богу, — то Господь отвечает ему, как человек, а не как Бог; ибо никто из людей не может назваться приснотекущим источником благости, самою благостию: ибо один Самоблагий вечно, самобытно — только один Бог. Так надо понимать слова Господа: что Мя глаголеши блага? Никтоже благ, токмо един Бог.
Далее — Господь прямо отвечает на вопрос богатаго юноши: если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди, — слышите все, возлюбленные братия? Для наследования жизни вечной необходимо нужно соблюдение заповедей Божиих, — и без соблюдения их невозможно наследовать жизнь вечную. Сотворивый та человек, жив будет в них (Рим. 10, 5). Не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в Царствие небесное; но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех (Матф. 7, 21).
Какия заповеди? спрашивает Господа юноша; Иисус же сказал: не убей; не прелюбодействуй; не укради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и матерь, и люби ближняго своего, как самого себя. Положите и вы все на сердцах своих эти заповеди Божии, исполнение коих вводит в жизнь вечную.
Не убей, т. е. не только никого не убивай, не лишай жизни, но и никого не обижай, не унижай, не осуждай, не злословь, ни на кого не гневайся напрасно, не проклинай, ни к кому не питай ненависти, недоброжелательства, никому не желай зла, несчастия, смерти; не убивай каким-либо способом — жестокостию, побоями, лестию, хитростию, коварством, гонением; не убивай никаким вещественным орудием ни других, ни тем более — себя. Дорожи спокойствием и благосостоянием всякаго, как своим собственным.
Не прелюбодействуй, т. е. не имей и в сердце плотской, нечистой, греховной, животной любви к человеку, не преступай пределов любви, указанных Богом, и не взирай ни на чье лице с вожделением, с нечистою мыслию, не только не позволяй себе греховной связи с каким-либо лицом. Не укради; а чтобы не красть, не желай жить роскошно, светло, богато, весело, довольствуясь малым и необходимым.
Почитай отца и матерь; в отце и матери почитай и люби Бога, даровавшаго тебе чрез них бытие и воспитание, почитай в них виновников твоего бытия после Бога, виновников твоего счастия, и люби ближняго своего, как самого себя: чего себе желаешь, того желай и другим; чего себе не хочешь, того не желай и другому. Как хочешь, чтобы поступали с тобою люди, так поступай и ты с ними (Матф. 7, 12).
Юноша говорит Ему: все это я сохранил от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небеси; и приходи, и следуй за Мною. Кажется, после таких слов Господа — благаго Учителя — юноше идти бы да продать имение свое и раздать нищим, чтобы иметь сокровище свое на небеси; затем придти и последовать за Спасителем.
Но нет: это не Петр и Андрей, не Иаков и Иоанн, рыбари галилейские, последовавшие за Христом тотчас после призвания их Господом и оставившие все. Богатство спутало, сбило с толку юношу. Вдруг он почувствовал скорбь на душе, дотоле, может быть, еще неизведанную. Заболело, заныло его сердце, почуяв воображаемое лишение своих сребренников и златниц и разнаго имения; а во всем этом — его душа, его жизнь, его надежда; со всем этим крепко, крепко срослось сердце его оплотяневшее.
Что же богатый юноша? Куда исчезла смелость твоя, с которою ты приступил к Спасителю человеков? Ее уничтожило богатство, или пристрастие к нему: оно обезсилило, повергло его в стыд, скорбь и уныние. Такова бездушная маммона!
В такой стыд, унижение и смятение повергает она пристрастнаго к богатству! Услышав слово Спасителя, юноша — увы — отошел с печалию; потому что у него было большое имение. Вот вам и любовь к ближнему, как к себе самому, которою юноша только лишь похвалился, сказав Господу: все сие сохранил я от юности моей. Лишь только коснулось дело до раздачи денег бедным: уж и сердце заболело; и живот вечный не мил стал; и с Учителем благим неприятно стало быть вместе и беседовать; и он, полный стыда и смятения, отошел, отошел себе от благаго Учителя. Господь, как Сердцеведец, видел заранее, не дожидаясь развязки дела, страстную привязанность юноши к богатству и теперь только вызвал ее наружу, чтобы показать самому юноше, какую змею он носит и греет в своем сердце, подедающую его жизнь и губящую все благороднейшия стремления его души, и как необходимо ему оттрясти эту змею от сердца своего, чтобы она совсем не убила его. Все, кто болен сребролюбием, приложите эти слова к сердцу своему и оставьте душетленную любовь к деньгам!
Подобное тому, на чем споткнулся богатый юноша, бывает и ныне со многими из нас. Иной думает о себе, а иной и говорит о себе, что он любит ближняго, а когда дело коснется помощи ближнему, например, нужно в долг денег дать или нищему подать или странника позвать к себе в дом, накормить-напоить, утешить и упокоить его, так и сердце назад поворачивается от ближняго, — не мил становится, а часто и на взгляд противен, и сердце говорит только: проходи себе, проходи, любезный, мне до тебя дела нет; ты мне не сват и не брат; такой-то знакомый или родственник больной лежит: навестить, побеседовать не хочется; в беду, напасть кто впал: как-то сердце его чуждается, в счастьи был друг, а в несчастьи — нет. Вот вам и любовь к ближнему, как к себе самому. Для себя у нас всего с избытком достанет, для всех прихотей найдутся деньги и все; для ближняго — нет, хотя ближний — член наш; для себя на все деньги есть: и на богатый стол есть, и на вино есть, и на наряды богатые есть, на карты есть, и на табак есть, и на театр и на всевозможныя прихоти, а для ближняго — нет; всего жаль для него: копейки жаль и порядочной одежды и обуви жаль, — как будто нищий не во всем подобный нам человек, как будто он бездушная статуя, как будто ему ничего не нужно. Если так будем жить, то уже, верно, вечнаго блаженства нам не заслужить: зане любве истины не прияша, во еже спастися (2 Сол. 2, 10).
Иисус, по поводу печали юноши о разлуке со своим богатством и удаления его от Господа, сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царствие небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольныя уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Отчего это? Оттого, что богатство для богатаго есть идол, коему он кланяется, на коего он надеется, на него, а не на Бога, — оттого, что оно ожесточает его сердце, его душу, делая ее рабою тления, неспособною к любви Божией.
Потому апостол пишет ученику своему Тимофею: богатым в нынешнем веце запрещай не высокомудрствовати, ниже уповати на богатство погибающее, но на Бога жива, дающаго нам вся обильно в наслаждение (1 Тим. 6, 17).
Услышав слова Спасителя о трудности богатому войти в Царство небесное, ученики Его весьма изумились, и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно. Значит, и богатым не должно отчаяваться в своем спасении, как и бедным; только надо во благо себе и ближним употреблять свое богатство, считать его не своим, а Божиим добром, которое дано нам не для нас одних, а и для других, для тех, которые сами по болезни или по чему другому не в состоянии достать себе необходимаго пропитания, также необходимой одежды или крова.
Будем же все, по силам своим, делиться своим добром с бедными и нищими, чтобы иметь нам сокровище на небеси и, по благодати Христа Бога, получить за эту малую милость к братиям своим — живот вечный. Ибо милостивии помиловани будут (Матф. 5, 7). Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Том 2-й (заключающий в себе полный годовой круг слов, поучений и бесед). Издание второе, исправленное автором. СПб.: Тип. В. Ерофеева, 1894. С 442-448.
Фото: Сайт Успенского храма в г. Сергиев Посад.