Нам отворено Небо через покаяние и причащение
Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Беседа в первую неделю Великого поста, в неделю Православия
«Отсель узрите небо отверсто» (Ин. 1:51).
Себя и многих из вас, возлюбленные братья и сестры, поздравляю с неизреченною милостью Божией, с обновлением духовным, полученным через подвиг говения, молитвы, поста и покаяния, и особенно через причащение пречистых и животворящих Тайн тела и крови Господней.
И в это короткое время мы могли познать на себе пользу поста и молитвы, не говоря уже о пользе говения, исповеди и причащения; если, разумеется, мы искренно воспользовались этим временем к своему спасению и искренно исполнили условие поста и говения; если воздержались от излишества в пище и питии, искренно молились, смирялись перед Богом и ближними, милосердствовали, познали множество своих неправд и беззаконий и крепко пожалели о них, приняв твердое намерение не делать их более, и, наконец, искренно сознались в них и получили разрешение и отпущение их, и сподобились вкусить животворящего Брашна.
Но все ли мы получили действительную пользу от прошедшей недели? Ближе ли стали сердца наши к Богу, к Пречистой Матери Живота, к Церкви, к Святому Ангелу Хранителю и к Святым Божиим; искренне ли мы возлюбили правду и добродетель, и возненавидели ли всякую неправду и беззаконие; искреннее ли любим Бога и ближних; чувствуем ли большее духовное сродство друг с другом, как члены единого тела Христова, как уды Христовы, ибо "един хлеб" таинства, «едино тело есмы мнози: вси бо от единаго хлеба причащаемся» (1Кор. 10:17)?
Чувствуем ли сердцем, что потоки беззакония не приливают с такою наглостью и насилием к нашей душе, как было до говения и причащения, и значительно ли иссякли в нас, и мы стали ли чище, свободнее, покойнее, бесстрастнее, добрее, мягкосердечнее, склоннее ли ко всему доброму и полезному? Меньше ли стала в нас алчность к плотским удовольствиям и к корысти? Стали ли кроче, терпеливее, снисходительнее к ближним? Чаще ли стали взирать на небо, на истинное и вечное отечество, и с меньшим ли пристрастием обращаем взор на все земное, как временное, минутное, преходящее? Ибо посмотрите, сколько людей из среды нашей восхищено смертью в короткое время, и смерть постоянно уносит свои жертвы.
Если так, если мы стали лучшими и благоразумнейшими, то снова поздравляю себя и вас с великою милостью Божией, и вместе молю, да утвердит Господь это доброе расположение и настроение сердца во мне и в вас; но да не обольстит никого из нас лукавый помысел, что мы теперь, слава Богу, сбросили с себя бремя грехов и можем опять жить, как жили, и грешить, как грешили, ибо кто без греха сказали бы мы! Правда, братья и сестры, что никто не без греха, но жить, как жили и грешить так же, как и прежде, после обновления через покаяние и причащение не должно, не следует, не прилично христианину.
Святая Церковь через духовника дает такое вразумление всякому покаявшемуся: «от сих всех грехов отныне должен еси блюстися, понеже вторым крещением крещаешися, по таинству христианскому, и да положиши начало благое, с помощью Божиею, паче же не поглумися на тожде обращаяся, да не твориши человеком смеха, сия бо христианам не суть прилична: но честно, и право, и благоговейно пожити да поможет тебе Бог Своею благодатию» (Чин исповеди). Вот что Церковь внушает раскаявшемуся. Да и разум здравый тоже внушает нам; ибо кто же омывшись, захочет опять умышленно мараться? Только "свинья, омывшись, опять идет валяться в грязи; только псу свойственно возвращаться на свою блевотину» (2Петр. 2:22).
«Се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин. 5:14), говорит Господь исцеленному расслабленному. И с нами также может случиться нечто очень худое, если мы вознерадим о добродетели после покаяния; тогда благодать Божия оставит нас за невнимание и нерадение о себе. Покаяние и причащение отверзает нам небо и небесное царствие, ибо, говорит Господь, «ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный – и во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин. 6:54, 56).
Как же не дорожить полученным даром – жизнью вечной и пребыванием в нас Христа, и нашим в Нем пребыванием! Нам отворено небо через покаяние и причащение по писанию: «отсель узрите небо отверсто» (Ин. 1:51) какая чудная милость! Грехами нашими оно было заключено, как крепчайшими затворами и замками, а покаянием открыто – воспользуемся же этою милостью Божьею, пока оно опять не затворилось для нас: ибо, Бог знает, откроется ли оно опять для нас, когда мы снова затворим его произвольными грехами.
Для многих оно заключилось навсегда. Неразумные девы стучали в затворенные двери, говоря: «Господи! Господи! отверзи нам», а им было сказано: «аминь глаголю вам: не вем вас»; а всем нам сказано: «бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын человеческий приидет» (Мф. 25:11–13). Аминь.
Фото: Pravoslavie.Ru.