Верую, Господи, помоги моему неверию
Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Слово в неделю четвертую великого поста
Сегодня, возлюбленные братья и сестры, читано было евангельское повествование от Марка об исцелении Иисусом Христом бесноватого глухого и немого отрока, за которого просил отец его, через изгнание злейшего нечистого духа, причинявшего несчастному отроку глухоту и немоту.
«Дух немой и глухой, – сказал Господь нечистому, – Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И вскрикнув, и сильно сотрясши его, злой дух вышел; и отрок сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал» (Мк. 9:25–27).
Но послушайте, сколь зол был мучивший отрока демон. Отец этого отрока говорил Господу, «что демон, где только ни схватывал его, бросал его на землю, и несчастный испускал пену изо рта, скрежетал зубами своими, и весь оцепеневал» (Мк. 9:18). Это же сделалось и в тот раз, когда отец привел его к Спасителю. И когда Господь спросил отца, как бы не ведая, хотя, как Бог, все знал: «как давно это сделалось с ним? Тот сказал, что с детства, и прибавил, что демон много раз бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его» (Мк. 9:21–22); и просил Господа сжалиться над ним и сыном, и помочь, если что может. Иисус сказал ему: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9:23). И несчастный маловерный отец со слезами воскликнул: «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк. 9:24).
Видите, какую силу Господь приписывает вере и верующему: «все возможно верующему», говорит Он. Верующий может и бесов изгонять, и всякие болезни исцелять. А как бессилен и жалок неверующий! Он и с собою совладеть не может, и грехов своих одолеть не может, но, как раб, служит им и мучится ими.
Так как несчастный отец сначала приводил бесноватого сына своего к апостолам, и они не могли изгнать из него этого беса, то они наедине спросили Господа: почему мы не могли изгнать его? Господь на это сказал им: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29). Вот и похвала от Господа посту и молитве. Вот евангельская основа поста.
Отчего же именующие себя последователями Евангелия изгнали из общежития пост, как бы ненужный! Не оттого ли ныне у нас умножились страсти и беззакония и бесноватые разного рода, что некоторые из христиан разорвали союз с Церковью, и отвергли, как излишнее дело молитву и пост? И живут наподобие скотов бессловесных, водясь только похотями различными, а иные, в злобе своей, с пеной у рта, как истые бесноватые, устремились на всякие злодеяния: на убийства, самоубийства, поджоги, подкопы, взрывы и пр.
Да, возлюбленные братья и сестры, подобные люди дошли до такого ужасного неистовства именно от неверия, невоздержания, нечистоты и от всех пагубных последствий этого неверия. Кроткая евангельская вера не проповедует убийств, цареубийств, подкопов и взрывов, – она говорит: «всякая душа властем предержащим да повинуется. Несть 6о власть, аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть», и что надо повиноваться им «не по страху только, но и по совести» (Рим. 13:1, 5), и повелевает «молиться за царя и за всех», которые почтены властью, «да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» (1Тим. 2:2).
Господи, просвети ослепленные злобой сердечные очи этих несчастных бесноватых нашего злополучного времени, восстающих на богопоставленные власти, да познают они, какую страшную бездну они изрывают сами под собой, в какую страшную адскую пропасть они готовы низвергнуться.
В старые, дохристианские времена, некоторые несчастные из евреев возмутились было против установленных начальств, против Моисея и Аарона, укоряя их в мнимом властолюбии, только возроптали: и что же их постигло, какая казнь Божия? Земля разверзлась под ними, и живыми сошли они в ад с семействами своими; а другие, менее виновные, огнем, исшедшим из храма, были спалены (Чис. 16:1–35). Вот сколь тяжкий грех – мятеж против начальства. Что же ожидает наших нигилистов, какой суд Божий? Тем ужаснейший, чем большие дары Божии они попрали.
Ибо кто наши нигилисты и террористы? Крещеные люди, христиане доходят до такого неистовства, до таких убийств и самоубийств, до таких сатанинских злодеяний! О, зачем родились они на свет? Зачем они не погибли в утробе материнской? Лучше бы им не родиться. Так неблагодарно, так злобно, так безумно попирать дары Божии: благодать крещения, миропомазания, причащения тела и крови Господа – это поистине ужасно! О, злополучные родители таких детей! Какой позор они должны перенести!
Братья и сестры! Будем всем сердцем держаться веры и Церкви Божией, этого единственного спасительного ковчега, спасающего от всемирного огненного потопа, который постигнет в свое время всех беззаконных. Будем держаться священных установлений Церкви, ведущих нас к спасению, будем содержать неизменно посты и молитвы и усердствовать к службе Божией.
«Диавол», враг нашего спасения не дремлет, но «как рыкающий лев ходит» около нас, «ища кого поглотить» (1Петр. 5:8), и сколь многих поглотил! Пост и молитва с усердием, со смирением, с верой и любовью – сильное оружие против диавола и против всех страстей воюющих в нас.
Аминь.
Источник: Великий пост Иоанна Кронштадтского. М.: Новелла, 1991. 178 с.