Иоанновская семья

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

Главная Иоанновская семья Слово пастыря Современники о Патриархе Тихоне

Современники о Патриархе Тихоне

 

 

Как сын священника, Василий пошел по стопам отца и поступил в духовное училище в городе Торопце, а по окончании училища, в 1878 году, уехал из родительского дома в Псков учиться в духовной семинарии. Среди своих товарищей по Псковской семинарии Василий имел шутливое прозвище Архиерей. Семинарию юноша окончил блестяще и решил поступать в академию.

 

Современники вспоминали о нем: «С детства Тихон был очень добродушным, кротким и богобоязненным без лукавства и святошества». В Санкт-Петербургской духовной академии, куда юноша поступил после семинарии, он носил уже прозвище Патриарх. В те времена не могло и в голову прийти, что это шуточное прозвище окажется пророческим, потому что патриаршества тогда в России не существовало.

 

***

 

Соученик по Псковской семинарии Борис Царевский вспоминал, как Василий Иванович посетил дом его родителей:

 

«— Ты заметила, какие у него глаза? — спросила после ухода преподавателя мать Царевского свою дочь. — Чистые, ясные, как у голубя.

 

— От него веет теплом и добродушием, и он такой умный, — отозвалась дочь.

 

Допивавший стакан чаю отец деловито предостерег супругу с дочкой, что расчеты на него, как на жениха, очень плохи:

 

— Вы не смотрите, что он говорун и веселый такой. Его, Василия Ивановича, когда он был студентом, прозвали Патриархом, и дорога ему одна — в монахи».

 

***

 

Митрополит Евлогий (Георгиевский) вспоминал:

 

«Архимандрит Тихон был очень популярен и в семинарии, и среди простого народа. Местные священники приглашали его на храмовые праздники. Милый и обаятельный, он всюду был желанным гостем, всех располагал к себе, оживлял любое собрание, в его обществе всем было приятно, легко. Будучи ректором, он сумел завязать живые и прочные отношения с народом, и этот же путь он указал и мне. В сане епископа он еще более углубил и расширил свою связь с народом и стал действительно для Холмщины “своим” архиереем. Мне постоянно во время поездок по епархии приходилось слышать самые сердечные отзывы о нем духовенства и народа».

 

***

 

Император Николай II издал указ:

 

«Ваши непрестанные святительские заботы о благе паствы вашей <…> снискали Мое Монаршее благоволение, в изъявление коего Всемилостивейше жалую вам препровождаемый при сем бриллиантовый крест для ношения на клобуке».

 

***

 

Замечательный старец отец Тихон Пелих, настоятель Ильинского храма за Троице-Сергиевой Лаврой, вспоминал, как все, кто соприкасались с Патриархом Тихоном, освящались благодатью и любовью. Отец Тихон Пелих, молоденький солдат, призванный в армию из крестьян, голодный и оборванный, как-то добрался до Москвы и пришел в храм на службу к Патриарху Тихону. Он рассказывал об этой встрече так: «Я сам не знаю, как я оказался в алтаре. Какая-то сила меня привела, подтолкнула к Патриарху Тихону. Я не знал, что сказать. Подошел под благословение. Патриарх ласково спросил: “Как тебя зовут?” Отвечаю: “Тихон”. Он говорит: “И меня — Тихон”. Дальше ничего не помню, только иподиаконы за полы шинели вытащили меня из алтаря».

 

***

 

В январе 1918 года в московской газете «Фонарь» журналист Коровин рассказывал о том, как брал интервью у Патриарха Тихона. Интронизация Патриарха была совершена совсем недавно — в декабре 1917 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Московского Кремля, и Святейший находится в самом начале своего крестного пути исповедника веры Христовой, молитвенника за всю Россию.

 

Коровин рассказывает о Патриархе:

 

«Обаятельное впечатление производит Патриарх своей простотой обращения, доступностью и задушевной мягкостью тона. Он еще бодр и жив в своих движениях, несмотря на свой очень преклонный возраст. Проницательные и глубокие глаза его часто загораются огнем воодушевления, невольно передающегося и собеседнику».

 

***

 

Бывший тогда председателем Московского епархиального совета профессор Василий Виноградов, впоследствии протоиерей РПЦЗ, будучи в эмиграции, свидетельствовал в своей книге:

 

«“Покаянное заявление” Патриарха, напечатанное в советских газетах, не произвело на верующий народ ни малейшего впечатления. Без малейшей пропаганды весь верующий народ, как один человек, каким-то чудом Божиим так формулировал свое отношение к этому “покаянному заявлению”: “Это Патриарх написал не для нас, а для большевиков”. “Собор” же 1923 года ни на один момент не имел для верующего народа ни малейшего авторитета: все хорошо понимали, что вся затея этого “собора” просто проделка советской власти, никакой церковной значимости не имеющая. В результате своего просчета советская власть очутилась перед совершенно неожиданным для нее фактом: подавляющая масса верующего народа открыто приняла освобожденного Патриарха как своего единственного законного главу и руководителя, и Патриарх предстал пред глазами советской власти не как возглавитель какой-то незначительной кучки верующих, а в полном ореоле фактического духовного вождя верующих народных масс».

 

***

 

Протоиерей Валентин Свенцицкий вспоминал:

 

«Отворилась дверь, я вошел в приемную. Трепет прошел по моему сердцу. Я увидел перед собой икону, живого угодника Божия, как изображает их Церковь на иконах. Это был образ слова, жития, любви, духа, веры, чистоты. Никакая клевета и никакая ложь, никакая злоба не могли отнять у верующих этой уверенности в духовном величии Патриарха».

 

***

 

Протоиерей Сергий Булгаков говорил о Патриархе Тихоне:

 

«Патриарх в узах во главе России, в узах стал светом мира. Никогда от начала истории Русская Церковь не была столь возвышена в своей главе, как она была возвышена в эти прискорбные дни испытаний, и во всем христианском мире нет имени, которое повторялось бы с таким уважением, как имя главы Русской Церкви».

 

***

 

Протопресвитер Михаил Польский свидетельствовал:

 

«Он, Патриарх Тихон, исчерпал все возможные для Церкви и церковного человека меры примирения с властью гражданской и явился жертвой в самом внутреннем, широком и глубоком смысле этого слова. Жертвуя собою, своим именем, своей славой исповедника и обличителя неправды, он унижался, когда переменил свой тон с властью, но никогда не пал. Он унижал себя, но никого больше, не сохранялся и не возвышался унижением других. Он не щадил себя, чтобы снискать пощаду пастырям, народу и церковному достоянию… И народ это понимал и жалел его искренне и глубоко, получив полное убеждение в его святости. Это мужественное и кротчайшее существо, это исключительно безукоризненная святая личность».

 

***

 

Московский корреспондент парижской газеты «Энформасьон» сообщал своим читателям:

 

«Спокойный, умный, ласковый, широко сострадательный, очень просто одетый, без всякой роскоши, без различия принимающий всех посетителей, Патриарх лишен, может быть, пышности, но он действительно очень дорог тысячам малых людей, рабочих и крестьян, которые приходят его видеть. В нем под образом слабости угадывается крепкая воля, энергия для всех испытаний, вера непоколебимая… Постоянные изъявления сочувствия и преданности, которые он получает со всех концов России, делают его сильным и терпеливым…

 

Густая молчаливая толпа ожидала приема. Странники, заметные по загорелым лицам, большой обуви и благочестивому виду, ожидали, сидя в тени башенного зубца. Они сделали несколько тысяч верст пешком, чтобы получить благословение Патриарха. Сельский священник, нервный и застенчивый, ходил вдоль и поперек… Женщина припала к скамье и закрыла лицо руками. Тяжелые рыдания судорожно вздергивали ее плечи. Несомненно, она пришла сюда искать облегчение в каком-то большом несчастии, и невольно пришли в голову тысячи и тысячи расстрелянных… Горожане и крестьяне, люди главным образом из народа, долгие часы, порою дни ждут, чтобы открылась маленькая дверь и мальчик-певчий ввел их к Патриарху Тихону».

 

фрагмент из книги издательства

Сретенского монастыря

"Святитель Тихон Московский"

 

Рассказать:

 

Часовня Казанской иконы Божией Матери
архитектурного комплекса «Пояс Богородицы»,
дер. Засурье, Архангельская обл.
Фото Сергея Алексеева, Иоанновская семья СПб,
Крестный ход «Пояс Богородицы»-2023.

Обратная связь

Бронирование приглашения на праздник «Рождество Христово»

Дата Время Количество человек
12 января (пятница)
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
13 января (суббота)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
14 января (воскресенье)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
+

Бронирование приглашения на благотворительный концерт
«От героев былых времен...»

Количество приглашений
Ваш email
+