Да держимся неуклонно святой нашей веры
Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Слово в неделю святых отец
И ныне прослави Мя Ты Отче у Тебе Самого славою,
юже имех у Тебе прежде мир не бысть (Иоан. 17:5).
В нынешнюю седьмую неделю по Пасхе Церковь воспоминает и прославляет 318 святых и богоносных отцов первого вселенского собора, созванных въ греческом городе Никее императором Константином Великим к 20 мая 325 года по Рождестве Христовом, — для утверждения истинного учения о Сыне Божием, поколебленного ложным учением еретика Ария, отвергавшего Божество Сына Божия, и других единомышленников его.
Между прочими святыми отцами на Никейском соборе присутствовали: святой Николай Чудотворец, святой Александр, епископ Александрийский, и сопровождавший его молодой диакон Афанасий, уроженец города Александрии, которого Александр очень уважал за его необыкновенные дарования, за ум, глубокое богословское образование, прямоту, смелость, силу речи и за высокую христианскую жизнь; впоследствии он сам был избран в архиепископы города Александрии, по смерти епископа Александра. Еще были на соборе святой Пафнутий, епископ Фиваиды в Египте, Павел, епископ Неокесарийский, Спиридон, епископ Тримифунтский, великий чудотворец, и епископ острова Кипра святой Иаков Низибийский, также чудотворец, и другие.
Все 318 отцов были из разных стран. Но, не смотря на чрезвычайную разность стран, из коих пришли, языков, которыми говорили, и обычаев, коих держались эти святые отцы, — прибывшие на соборе, согласным исповеданием веры засвидетельствовали, что учение Ария и его сообщников, дерзнувших отвергать вечность Сына Божия и единосущие Его с Богом Отцом, есть новое, противное апостольскому учению, чуждое церковной веры. Равно засвидетельствовали святые отцы, что составленный ими на соборе символ веры, начинающийся словами: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя... и известный всем вам, — есть вселенский верный проповедник апостольскаго православного учения, которое есть вера всей Церкви и предание отцов.
В этом символе, дополненном впоследствии на втором вселенском соборе, изложено апостольское учение о Святой Троице: о Боге Отце, Творце мира и Вседержителя; о Господе Иисусе Христе, втором лице Святыя Троицы, — Сыне Божием единородном, рожденном от Бога Отца прежде всех век, — как Свет от Света, Боге истинном от Бога истинного, несотворенном, единосущном Богу Отцу и Творце всего; воплотившемся, распятом, погребенном, воскресшем, вознесшемся на небо и паки грядущем судить весь мир; и о Святом Духе, о Церкви, о крещении едином, о воскресении мертвых и жизни будущей.
Никейский вселенский собор есть богомудрый проповедник божественной славы Пресвятыя Троицы единосущной и нераздельной и, в особенности, — славы Иисуса Христа, как Сына Божия и Богочеловека. Эта вера, говорит святой Златоуст, апостольская вера заградила уста еретиков и, как непоколебимая стена, отразила вс козни их.
Собор Никейский также определил всем христианам праздновать светлый праздник Пасхи не в иной день недели, а именно в воскресный, — в первое воскресенье после весеннего полнолуния, так, как известно, что Спаситель наш воскрес в первый день, который следовал после пасхи иудейской. Собор также ввел возможное единообразие в обрядах христианскаго празднования, постановив, между прочим, 20-м правилом своим не преклонять колен в церквах во дни воскресные и во всю пятидесятницу, чтобы самым положением тела изображать воскресение Христово.
В Евангелии на литургии Церковь произносит ходатайственную, или священническую молитву Сына Божия о прославлении Его вечною славою чрез распространение истинного Богопознания в мире, о соблюдении верующих от неприязни, освящении их, единении между собою и с Богом и вечном их блаженстве. В этой молитве Иисус Христос вполне открыл Свою божественную славу, именуя Себя Сыном Божиим, вечным, единосущным и единочестным Богу Отцу, Господом всякой плоти, рожденным от Бога Отца, источником вечной блаженной жизни для всех.
Чтение Евангелия в неделю святых отец научает верующих обращаться с молитвою к Богу во всех делах, и чем они важнее, тем они сильнее обязуют нас к молитве. При молитве Своей Спаситель возводил очи Свои на небо. Если Сын Божий с внутреннею молитвою соединял и внешнюю, преклоняя по временам колена, воздевая руки, возводя очи горе, — то сколь необходимо и важно для нас сопровождать внутреннюю молитву наружными знаками, или обрядами, свидетельствующими о избытке и живости сердечных чувствований: ибо от избытка сердца уста глаголют (Матф. 12:34), говорит Господь.
Братия и сестры! благодаря Богу и святой нашей Церкви православной, — мы все родились в истинной вере, веруем твердо в Иисуса Христа, как Сына Божия, как и во Святую Троицу — Бога Отца и Сына и Святого Духа; — и большая часть из нас собственным опытом, умом, душой и сердцем и всем существом испытали и познали и непрестанно испытываем и познаем, что Иисус Христос есть Жизнодавец и Бог и Спаситель наш: ибо Он непрестанно являет нам и в нас знамения Своей благости, правды и святыни и всемогущей силы, — оживотворяет нас на всякий час и минуту, нас, умерщвленных грехами, милует кающихся, очищает, освящает, умиротворяет, утешает, просвещает, укрепляет, врачует немощи душевные и телесные, чудно помогает в делах наших и венчает их вожделенным успехом; — направляет душевные стопы наши к исполнению заповедей Своих и еще здесь дарует нам предвкушать начатки вечной жизни на небесах. Да держимся же все неуклонно нашей спасительной веры, исполняя ее святые заповеди и уставы, и да будет для нас Господь Иисус Христос и началом и концом всех наших желаний, помышлений и всех наших деяний, яко Того есть слава и держава во веки веков. Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Том 2-й (заключающий в себе полный годовой круг слов, поучений и бесед). Изд. второе, исправленное автором. СПб.: Тип. В. Ерофеева, 1894. С. 249-253.