Прилепляйтесь сердцем не к видимому, но к невидимому
Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Поучение в неделю Всех святых
Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Матф. 11, 28). |
Ныне мы торжествуем память всех святых, подвизавшихся на земле добрым подвигом веры и добродетели и преселившихся на небеса — для вечнаго упокоения и радости. Каждогодное возвращение к нам настоящаго праздника памяти всех святых есть, братия, не иное что, как много раз повторяемое воззвание святых преставльшихся к нам, живущим на земле и подвизающимся со врагами спасения ради будущаго нетленнаго царствия, воззвание — идти по их следам.
Они говорятъ нам: стремитесь неленостно к будущему царствию и вы, меньшие братия наши, как стремились мы; да не останавливают вас никакия препятствия на пути ко спасению, как ничто не остановило нас; будьте мужественны, тверды в борьбе с своею ленивою и грешною плотию, с приманками обманчиваго, скоропреходящаго света, с кознями невидимаго врага диавола, помните постоянно, что царство небесное усилиями приобретается и только усильные искатели наследуют его (Матф. 11, 12), что многими скорбями подобает вам внити в него (ср. Деян. 14, 22). Вот мы много боролись, много терпели и за то ныне покоимся покоем вечным и нерушимым. Много борьбы перенесете и вы: настанет и для вас вечный покой.
Живя на земле, мы услышали слова Спасителя и Упокоителя нашего: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы, и с верою и упованием поспешили на зов Его, пришли к Нему, все претерпели для Него и теперь получили от Него обещанный покой; последуйте также и вы: упокоит Он и вас на лоне Своей вечной любви.
Но что же? Тогда как Сам Владыка и все святые единогласно зовут нас на вечный покой: мы едва или совсем не обращаем внимания на их единодушное приглашение и всею силою привязываемся к земле; — привязываемся любостяжанием, плотскими удовольствиями, исканием временных почестей. Как мало людей, которые имели бы всегда в мыслях будущую жизнь и всею крепостию души стремились к ней!
Исконный враг опутал христиан своею сетью по причине пристрастия их к благам земли и крайней невнимательности к пользам души своей, — связав умы, воображение и сердца их, чтобы они уже и не думали и не воображали и не желали будущих благ, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (так они превосходнее всего подлежащаго чувствам), яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Так он закрыл от них небо и обратил их совершенно к земле: на земле они ищут всевозможнаго наслаждения и блаженства и всех благ, а не на небе, для котораго они созданы и искуплены пречистою кровию Иисуса Христа.
Но нет на земле покоя сердцу: от земных удовольствий после кратковременнаго плотскаго наслаждения сердце бываетъ пусто, уныло, томно, — и это от того, что оно создано для жизни в Боге и для наслаждения чистыми, духовными радостями царства небеснаго, а не для земли и наслаждения земными, гибнущими благами. Во Мне мир имейте (ср. Иоан. 16, 33), говорит Господь, т. е. кроме Господа нет истиннаго мира сердцу нигде на земле.
Не забудем, братия, чаще припоминать конец святаго исповедания (символа) нашей веры: «чаю воскресения мертвых: и жизни будущаго века» и возгревать в сердцах своих веру в то, что общее воскресение мертвых непременно будетъ и воздаяние каждому по делам последут неотложно. Се гряду скоро, говорит Господь, и мзда Моя со Мною воздати, коемуждо по деломъ его. Блажени творящии заповеди Его, да будет область им на древо животное, и враты внидут во град, т. е. в небесный град Иерусалим (Апок. 22, 12. 14).
Братия! иже восхощет друг быти миру, враг Божий бывает (Иак. 4, 4), говоритъ апостол Иаков. Потому не любите мира, ни, яже в мире: яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская. И мир преходит, и похоть его: а творяй волю Божию, пребывает во веки (1 Иоан. 2, 15-17).
Прилепляйтесь сердцем не к видимому, но к невидимому: видимая бо, временна: невидимая же вечна (2 Кор. 4, 18). Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений прот. Иоанна Ильича Сергиева. Том 2-й (заключающий в себе полный годовой круг слов, поучений и бесед). Издание второе, исправленное автором. СПб.: Тип. В. Ерофеева, 1894. С. 273-275.
Фото: Православная Жизнь.