Будем праздновать праздники Господни, как христиане!
Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Поучение в неделю Фомину
Христос Воскресе!
Братия возлюбленные, вот и светлая неделя прошла и унесла с собой дела наши к престолу небесного Владыки и Судьи: там, братия, там теперь дела наши. Это я говорю к тому, чтобы устрашить страхом небесного суда тех, которые недостойно, не по-христиански провели праздник Светлого Воскресения Христова, и утешить тех, которые провели его в воздержании и духовной радости.
Как встретили и провели весьма многие праздник Светлого Воскресения? Не хотелось бы приводить на память скверных дел человеческих, но надо вспомнить о них и осудить их от лица Божия вместе с лицами их творившими. Всесветлый праздник встречен был после светлой пасхальной службы темными делами: невоздержанием и пьянством, драками, сквернословием и всяким видом греха. Подумаешь, что мы постились пред праздником только для того, чтобы тем с большею жадностью устремиться на все плотские греховные дела, чтобы с большим бесстыдством и наглостью предаться всякому беззаконию. Увы! горе, горе нам!
Все те, которые встретили праздник невоздержанием и пьянством, прелюбодейством, сквернословием и прочими им подобными делами плотскими, потеряли всю пользу, которую получили было (если только получили) от поста, потеряли пользу от покаяния и причащения святых Тайн, попрали их, как неразумные животные ногами своими, потеряли благоприятное для спасения время, данное нам милосердием Господа, и уже не воротят этого времени. «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2Кор. 6:2), прилично было говорить вам в святой пост: ибо вы тогда только и приступали к спасительной бане покаяния и к всеочищающим верных, Тайнам тела и крови Господней.
Отныне исповедь ваша и причащение отложены до будущего поста, и кто знает, сподобит вас или нет Господь еще исповедаться и причаститься? Кто знает, не умрете ли вы в тех самых беззакониях, которыми опять после бани покаяния осквернили себя? Как больно, как жалко, возлюбленные братия, что так скоро вы оказались изменниками Христовыми и предались на сторону диавола, чтобы служить ему, человекоубийце исконному, виновнику и учителю всякого греха! Вы, скажу вам словами Спасителя, да и я многогрешный – «вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити» (Ин. 8:44).
Что же остается нам делать, братия возлюбленные? Молиться и плакать о своих грехах. Плакать о том, что не по-христиански и даже не по-человечески многие из нас встретили праздник, а как мерзкие идолопоклонники и как дикие звери, которым долго не давали есть, коих долго не кормили любимой их пищей; плакать о том, что попрали величайшие, душеспасительные таинства Христовы – покаяние и причащение и ни во что их вменили; плакать о том, что время, данное для спасения, безрассудно потеряли.
Будем плакать и молить Господа, чтобы Он «не прогневался на нас до конца, и не погубил нас со беззакониями нашими» (Молит. на сон грядущ. троп. слава), но обратил бы нас на путь покаяния и сделал благоискусными исполнителями заповедей Его. Решимся твердо отныне не предаваться невоздержанию и пьянству и всем от них происходящим грехам, и со слезами будем просить Господа, чтобы Он благодатью Святого Духа укрепил нас в нашем намерении и благоделании.
Братия! все прольем слезы: ибо все мы недостойно встретили величайший праздник Господень и все прогневали Господа своего: не так, не так по истине нужно всем нам встречать праздники Господни. Нужно встречать их духовною радостью о Господе, о нашем избавлении от грехов и о вечном спасении через Христа, Сына Божия, делами милосердия, воздержания от страстей, посещением храма Божия в духе и истине и простотою в пище и одежде.
О, вы, украшенные золотом и множеством драгоценных тканей, жены и девы! К вам от имени Господа обращу мою речь! Какое множество бедных могли бы вы обрадовать в пресветлый день Воскресения Христова, и таким образом достойно встретить этот величайший праздник, если бы вы по великодушию и по любви христианской обратили хоть некоторые украшения ваши в деньги и раздали эти деньги бедным, которых так много у нас в городе?
Как бы вы были благоразумны по христиански, если бы менее имели у себя драгоценных одежд и остающееся от покупки их деньги раздавали неимущим? Какую богатую милость получили бы вы в день оный от Христа Господа? Да, истинно по-христиански вы встретили бы тогда праздник Христова Воскресения.
А теперь что? Вы украшены как кумиры, а члены Христовы без одежды; вы пресыщены, а члены Христовы – в голоде; вы утопаете во всевозможных удовольствиях, а те – в слезах; мы – в богатых и украшенных жилищах, а те – в тесноте и нечистоте, в жилищах, которые часто ни чем не лучше хлевов.
Нет у нас любви христианской: нет для нас и истинного праздника Воскресения Христова: ибо истинно празднует воскресение тот, кто сам воскрес от мертвых дел для дел добродетели, для веры и любви христианской, кто попрал невоздержание, роскошь и все страсти. Братия! будем праздновать праздники Господни как христиане, а не как язычники! Аминь.