Почему Христос призвал к апостольству людей простых
Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Слово в неделю вторую по Пятидесятнице
И глагола има: грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком.
Она же абие оставльша мрежи, по нем идоста (Мф. 4, 19-20).
Сегодня, возлюбленные братья, читано было за литургией Евангелие о призвании Господом в апостольский сан родных братьев — Петра и Андрея и еще родных братьев — Иакова и Иоанна, сынов Заведеевых, тоже рыбарей. Затем говорится о хождении Иисуса Христа по Галилейской области, проповедании Евангелия царствия и исцелении всяких болезней и немощей людских.
Призванием Петра и Андрея, Иакова и Иоанна Господь положил в Церкви Своей начало апостольскому званию — званию высокому, небесному, евангельскому, даже выше — сану Христову, ибо апостолы и священнослужители продолжают дело Самого Иисуса Христа Спасителя, т. е. дело спасения людей, дело примирения их с Богом. Побеседуем же ныне для общей нашей пользы о том, почему Иисус Христос призвал к апостольству людей простых и неученых, бедных.
Итак, почему же Господь призвал к апостольскому званию не знатных и сильных или богатых мира сего, не премудрых и разумных, или ученых, а людей низкого состояния, неученых и бедных? Святой апостол Павел, призванный к апостольству из гонителей Церкви Божией и из ученых, объясняет причину, почему Господь призвал простых людей к званию апостольскому.
Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтоб упразднить значащее; для того чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1, 27-29). Сам апостол Павел говорит о себе, призванном из мудрых мира, что и его Бог послал благовествовать не в премудрости слова, а в простоте, чтобы не упразднить Креста Христова (1 Кор. 1, 17), т. е. силы крестных заслуг Христа, Спасителя нашего, которые и без нашей суетной мудрости сильны спасти верующих.
Итак, вот почему Господь призвал апостолов из простых людей, т. е. для того, чтобы всем очевидно было, что христианская вера и спасение, ею подаваемое людям, ее чудесное распространение по земле есть сила Божия, но не дело мудрости и силы человеческой. Это первая причина.
Вторая причина — та, что поелику Господь пришел в мир во плоти нашей уврачевать нашу природу, падшую гордостью и лукавством врага и невоздержанием чрева, то, желая преподать всему человечеству урок простоты, смирения и умеренности во всем — и в самом избрании будущих врачей и ловцов человечества, Он избирает их из людей простых и бедных, ограничивавшихся только необходимым и нимало не мечтавших о себе высоко. Потому же и Сам Он, как Врач недугующего человечества, рождается от бедной Девы и в убогом вертепе, и мнимого отца имел бедного, и жил в бедности, не имея где главу приклонить. Это вторая причина.
Третья причина, почему Господь избрал апостолов из простого и бедного звания, а не из знатного и богатого, — та, что, как вы и сами все знаете, богатство привязывает к себе сердца человеческие и отторгает их от Бога и подает повод ко многим грехам.
Сам Господь говорит: Не можете служить Богу и богатству: удобнее верблюду сквозь игольныя уши пройти, нежели богатому войти в Царство Божие (Мф. 6, 24; 19, 24). Святой апостол Иоанн Богослов говорит: Кто любит мир, в том нет любви Отчей, т. е. к Богу, Отцу нашему Небесному, ибо все, что в мире, — похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2, 15-16). Как же бы апостолы, избранные из людей богатых и любящих богатство, могли привести людей к Богу, возжечь в сердцах людских пламенную к Нему любовь, не имея в сердцах своих сами любви к Нему? Вот почему эти апостолы были избраны из бедных людей, т. е. чтобы они для любви Божией могли удобнее порвать связь с миром и с грехом и всем сердцем прилепиться к Богу.
Четвертая причина, по которой апостолы избраны из людей бедных и простых, — та, чтобы они удобнее могли принять в свои сердца богатство благодати Божией, которая обильно изливается в сердца смиренные и простые, алчущие и жаждущие оправдания Божия и не вмещается в сердцах гордых и надменных мнимой своей правдой. Не отвергшись узкого самолюбия и стяжаний земных или мнимой мудрости земной, они не могли бы иметь любви к Богу и ко всему человечеству, а без любви они не могли бы быть способными к апостольскому служению, требовавшему горячей любви к человечеству, спасаемому Богом Отцом через Сына в Духе Святом: они должны были войти в дух любви Христовой и быть носителями и раздаятелями другим этого духа — духа правды и святыни, духа кротости и смирения, незлобия и терпения, воздержания и нетления.
Апостольские сердца изобильно приняли благодать Духа Святого в день Пятидесятницы и этой благодатью исполнили весь мир, и она достигла до наших дней и будет изливаться на достойных до скончания века.
Приметьте из нынешнего Евангелия, как рыбари Петр и Андрей, Иаков и Иоанн поспешно и безвозвратно оставили и дома свои, и свое скудное имущество и последовали за Иисусом Христом; как они поступили просто и достолюбезно! Если бы они были богаты, не оставили бы они так просто свои дома и имущество. Один богатый юноша подошел было к Иисусу Христу просить совета для достижения жизни вечной, но, как услышал, что надо имение раздать нищим, ушел прочь со скорбью от Иисуса Христа. Но в апостолах решительное оставление земных и тленных благ было по благодати Божией причиной их пламенной любви к Богу и ближнему и к высокому своему званию и своему делу; оно было их духовным богатством, их силой, славой, их украшением и светом. Кто отлучит нас от любви Божией, — говорит апостол Павел, — скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Ничто: ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни начала, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь (Рим. 8, 35-39).
А как они любили ближних! Не по-нашему — да нам и во сне не виделось, что мы любим кого-либо так, как любили апостолы: они готовы были всякий час души свои полагать за людей; за то и их любили люди благочестивые так, что готовы были исторгнуть свои очи и отдать им (ср.: Гал. 4, 15). Апостолы ничего не имели, а всем обладали, были как нищие, а многих обогащали благодатью Божией. Серебра и золота нет у меня, — говорит апостол Петр хромому от рождения, — а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея, встань и ходи. И хромой встал и начал ходить и скакать (Деян. 3, 6-8). Вот какая сила у них: они исцеляли всякие болезни, воскрешали мертвых, изгоняли бесов, наступали на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию (Лк. 10, 19), т. е. бесовскую, без всякого для себя вреда; могли утешать всякого печального тем утешением, каким сами утешались от Бога. Это ли не сила? А какова их слава? Еще в бренной плоти или вне плоти они были восхищаемы до третьего неба и слышали неизреченные глаголы (2 Кор. 12, 4)! Еще во плоти их считали за богов, сошедших с неба, и хотели чтить их жертвами и курениями! Все люди иерусалимские величали их (Деян. 5, 13), говорит святой евангелист Лука в Деяниях апостольских об апостолах и первых христианах.
Пятая причина, почему Господь призвал к апостольству людей простых, есть следующая: так как апостолы должны были поучать людей на земле небесному житию, бесстрастному, незазорному, святому, в чаянии будущей блаженной жизни, не стареющей вовеки, то и сами должны были покзать всем на земле пример бесстрастия и святости, нестяжательности и небесной на земле жизни, чтобы тем удобнее можно было научить верующих примером своей жизни и своего бесстрастия. Когда Бог, избравший меня от чрева матери моей, благоволил явить во мне Сына Своего, я не стал советоваться с плотию и кровию (Гал. 1, 15-16), т. е. бросил всякое пристрастие житейское.
Шестая причина: святые апостолы, как проповедники духовной свободы во Христе, должны были сами быть облечены в духовную свободу чрез совершенное беспристрастие ко всему временному, а пристрастившийся к земному не может быть духовно свободен: он раб своих прихотей. Апостолы же были по воле Божией и своему произволению свободны от всякого пристрастия земного; они учили новой во Христе жизни, и сами прежде всех были новой тварью. Апостолы были воины Христовы, коим предстояла брань не только с людьми или их страстями и беззакониями, но и с царством сатаны, с начальствами и властями и миродержителями тьмы века сего, с духами злобы поднебесными (Еф. 6, 12). Каковы же должны быть Христовы воины? Они должны быть неуязвимыми духовно от всех сил вражиих, а неуязвимы они могли быть только тогда, когда бы не имели пристрастия ни к чему земному, ни к самой жизни своей, ибо враг обыкновенно язвит чрез пристрастия плотские и мирские; не будет в нас этих пристрастий — и мы неуязвимы по благодати Божией.
Таковы и были апостолы и все святые мученики, святители, преподобные, бессребреники, все святые. Они были сильны своим беспристрастием, умерщвлением плоти с ее страстями и похотями. Никтоже бо воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет (Евр. 10, 24).
Адская злоба мучителей и ужасные мучения, коим они подвергали исповедников имени Христова, бессильны были сломить их мужество и терпение: они были выше всех страхов и мучений. Вот что значило их беспристрастие к плоти и к миру!
Наконец, седьмая причина — та, что в простых сердцах Бог почивает, а в лукавых Ему нет места.
Будем по силе своей и мы подражать бесстрастию апостольскому, чтобы служить Богу чистым сердцем, успевать больше и больше в любви к Богу и ближним, поощряя друг друга к добрым делам (Тим. 2, 4). Аминь.
Иллюстрация: Богоявленский кафедральный собор в Елохове.