Не будем убивать душ своих
11.01.2019
Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Слово в день памяти мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных
Глас в Раме слышан бысть, плачь, и рыдание, и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть (Мф.2:18; Иер.31:15).
Святая Церковь чтит ныне память четырнадцати тысяч младенцев, избитых от царя Ирода в Вифлееме и его окрестностях. Это кровавое событие за 500 лет было предсказано пророком Божиим Иеремиею такими словами: глас в Раме слышан бысть, плачь, и рыдание, и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть.
Под Рамою или Аримафеею разумеется вся местность, обагренная кровию младенцев-мучеников, а под Рахилью, которая была женою патриарха Иакова, внука Авраамова, разумеются все матери, у которых исторгнуты были младенцы палачами Ирода и закланы. Ужасное, бесчеловечное зрелище! Вот к чему приводят человека его страсти необузданные, его самолюбие, гордость, честолюбие, властолюбие, злоба, зависть! – Да и вообще говоря, какими злодеяниями не исполнена земля, это обиталище человеческого рода в продолжении почти восьми тысячелетнего еe существования!
История раскрывает перед нами ужасные картины страшных злодеяний в древнем и новом времени. В наши времена еще свежи у всех нас в памяти злодейства мусульман турецких над детьми, отцами и матерями христианскими.
О, земля, земля, пропитанная кровью человеческой, исполненная злодеяний неописанных, доколе ты не возопиешь к Богу об отмщении злодеям? Доколе ты еще будешь стоять и не подвергнешься огненному очищению? — Доколе и правда Божия не воздаст окончательного возмездия злодеям, обагрившим руки свои кровью стольких и таковых жертв бесчеловечия? — Но правда Божия уверяет, что скоро взыщется кровь всех праведных, начиная с крови Авелевой и умоляет нас нетерпеливых потерпеть еще немного (Апок. 6, 11).
Но, когда я говорю об убийстве Иродовом и убийствах вообще, наполнивших ужасами всю землю, — я привожу себе на память духовное убийство, в котором более или менее виновны все мы; это убийство каждым из нас души своей, а часто и тела своего грехами своими, — или убийство душ ближних наших посредством соблазна, или научения других греху. Кто не виноват из нас в этом духовном убийстве? Кто из нас свободен от страстей, греховных навыков и наклонностей? Кто не убил души своей или души ближнего самолюбием, или гордостию, или лукавством, ложью, или завистию, или чревоугодием, пресыщением, пьянством, или сребролюбием и скупостию, или жестокосердием, или плотскою нечистотою, или гневом, или подозрительностию, или лицеприятием, или леностию и нерадением о спасении, неверием и пр.?
Так, братия мои, мы убиваем сплошь и рядом собственные души свои или души ближних бесчисленными грехами и нерадением об исправлении своего сердца, своей жизни, своих нравов. А это духовное или душевное убийство, коим мы убиваем души свои, созданные по образу Божию, еще виновнее телесного убийства; потому что здесь убивается душа, имеющая жить во веки бесконечные, а там только тело, которое воскреснет в общее воскресение.
Души младенцев-мучеников, избитых Иродом, покоятся все в лоне Авраамовом, утешаются в Царствии небесном, а в свое время воскреснут и тела их, — но душа Ирода находится в муке вечной, и Ирод, избив младенцев невинных, убил еще прежде их избиения позорными страстями своими душу свою, а вскоре и тело свое, которое испытывало страшные мучения пред кончиною его.
И так не будем убийцами душ своих, этих бесценных душ, искупленных бесконечно дорогою жертвою крови Сына Божия, — оживим и сохраним их, благоукрасим их покаянием и добродетелью.
А что сказать о современных нам убийцах и самоубийцах? Это ужасное знамение века, ужасное время безверия, разврата, отпадения от Бога. Убийства и самоубийства повсюду часты, и жизнь человеческая не ставится ни во что; так она стала мелочна, пуста, ничтожна, бесцельна!
Но что сказать о цареубийцах, которые в безумии своем покушаются на драгоценнейшую жизнь самих царей земных? Если ужасно и бесчеловечно убить обыкновенного человека, то убить царя, главу государства, отца миллионов подданных, покровителя Церкви Божией, о котором она с величайшею любовию и материнскою заботливостию всегда — и днем и ночью молится, да поспешит Ему Господь во всем и покорит под ноги Его всякого врага и супостата, — покушаться на жизнь царя — есть отвратительнейшее преступление, и касающийся его, касается зеницы ока Божия.
Наши предки Русские всегда благоговели пред царями своими, как помазанниками Божиими, и готовы были лучше все претерпеть, всякое бедствие, чем поднять дерзкую и святотатственную руку на Царя своего. И справедливо. Сердце царево, но писанию, в руце Божией, и аможе восхощет, тамо уклонит е (Прит. 21, 1). Не прикасайтеся помазанным Моим (Псал. 104, 15), говорит Бог.
И так не будем убивать душ своих грехами своими, — оживим их чрез усердное покаяние, если убили их, — пока еще есть у нас время для покаяния, и будем всегда иметь отвращение к самой мысли о убийстве и самоубийстве; будем иметь отвращение к людям покушающимся на цареубийство. — Один Бог есть Владыка живота и смерти; один Он имеет власть и мертвить и живить. Государь есть щит наш, хранитель нашей безопасности, как всей земли Русской, веры и Церкви Православной, так и в частности хранитель безопасности и покоя каждого из нас. Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений прот. Иоанна Ильича Сергиева.
Том 1-й. Изд. второе. СПб.: Тип. В. Ерофеева, 1893. С. 288-291.