Просвещение духовное совершается чрез искреннее покаяние
Нынешний воскресный день называется неделею по Просвещении, или недельным днем, в который не должно заниматься обычными житейскими делами мирскими, земными, а делать дела спасения души своей, – по просвещении, т. е. по Крещении, которое и прежде называлось и ныне называется просвещением. Потому что чрез Крещение подается от Бога духовный свет душам нашим, свет богопознания и благочестия, знаком чего служат доселе светильники или восковые свечи, при купели возжигаемые, а также зажженные свечи в руках восприемника и восприемницы.
Свет этот духовный, нетленный, вечный, сообщаемый душам нашим – есть Сам Христос Бог наш, Свет истинный, просвещающий всякого человека приходящего в мир; тьма же духовная – есть грех, или виновник и начальник греха князь тьмы, диавол, омрачающий и прельщающий человеческий род грехом, научающий всякому греху и влекущий человека в вечную погибель.
Сообразно такому значению нынешнего воскресного дня, читается и Евангелие за обедней о пришествии Иисуса Христа из города Назарета, где Он жил и был воспитан, – в языческую Галилею, к людям, сидящим во тьме в стране и тени смертной, и о просвещении их, как предсказал пророк Исаия за 700 лет до пришествия Христа на землю.
Он говорил: Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Мф. 4:15–16; Ис. 9:1–2). А как просвещение духовное совершается чрез искреннее покаяние во грехах, которые – настоящая тьма, тьма вечная и мука вечная, – то Господь, поселившийся в этой стране тьмы и тени смертной, начал проповедовать, и говорил: Покайтесь, ибо приблизилось царствие небесное (Мф. 4:17).
Итак, истинное покаяние прогоняет греховную тьму, грех и виновника греха диавола, живущeго и царствующeго в сердцах грешников, и водворяет в сердце верующeго и покаявшегося царство небесное, царство правды, мира и радости в Духе Святом, царство Христово. Вот содержание и смысл нынешнeго Eвангелия.
В нем говорится о духовном просвещении нашем, о покаянии во грехах, о близости к нам теперь, с пришествием Христа Бога на землю, – Царства небесного, царства благодати, которое есть Церковь Его, это благодатное на земле царство, – в котором подаются нам все Божественные силы к животу и благочестию (2Пет. 1:3): потому и слово сегодня должно быть о просвещении христианском.
Все ли мы просвещенные христиане? Все ли живем во всегдашнем, искреннем покаянии, как всегдашние грешники, повинные суду Божию, или прилагаем грехи ко грехам? Стараемся ли усердно делать дела благие, для коих мы и созданы; или мы осуетились, измельчали и гоняемся за мечтами своего сердца? Эти вопросы я задал себе и вам – для того, чтобы показать, что истинное христианское просвещение состоит в познании себя или того, кто – мы, и для чего – мы? Чем мы были в начале, когда сотворены Богом, чем мы стали по учинении греха, и чем непременно быть должны?
Далее, истинное христианское просвещение состоит в искреннем, деятельном, а не пустом, формальном, фальшивом покаянии, отбываемом многими из нас всякий год в указанные дни и не сопровождаемом в последствии плодами покаяния – исправною жизнью, делами правды, милости, воздержания, чистоты и святости, ревностным стремлением к совершенству христианскому, по Писанию: будьте вы совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Мф. 5:48).
Далее, для того, чтобы показать – что истинное, христианское просвещение состоит не в грамотности только, или изучении разных наук, касающихся до земли и того, что на земле, или до неба и небесной механики. И даже не в изучении собственно христианской науки богопознания, – потому что можно быть и грамотным, и богословом, и не иметь в душе истинного просвещения.
Можно даже быть, как и бывает на деле, человеком совершенно омраченным тьмою страстей; а оно, т.е. христианское просвещение состоит в просвещении сердечных очей светом Евангелия Христова. В удалении с помощью благодати Христовой через покаяние и молитву от всякой тьмы страстей. В удалении от себя лукавства, неверия, самолюбия, самомнения, злобы, гордости, гнева, ненависти, зависти, осуждения других, жестокосердия и корыстолюбия.
В удалении от праздности и суетности, или от пагубного искусства коротать и убивать время, например, в картежной игре и разных зрелищах в роде театров и цирков. От неправды и лихоимства, от нечистой прелюбодейной жизни, от чтения пустых книг, может быть заключающих в себе искусную хитроумную ткань и игру слов и искусство владения языком, но в существе своем не заключающих в себе никакого назидания и оставляющих только сожаление о потраченном на них времени.
И так христианское просвещение, возлюбленные братия и сестры, состоит в искренней вере во Христа, в познании себя, в нелицемерном покаянии и удалении от зла и во всегдашнем стремлении к христианской добродетели и совершенству ради вечного блаженства в Боге и с Богом.
Если ты познал, что ты персть и прах, что ты смрад греха, что ты грешник, всегда достойный Божьего наказания; если ты незлобив и простосердечен, кроток, смирен сердцем, мирен и миролюбив, терпелив и самоотвержен, любишь правду, стоишь за нее и презираешь неправду; если ты искренно доброжелателен, милостив и сострадателен; если ты воздержан, чистосердечен, уважаешь чистоту и непорочность, ненавидишь праздность и праздные забавы, а день и ночь поучаешься в исполнении Евангелия, – этой премудрой, животворной, праведной, вечной науки наук; то ты обладаешь нетленным христианским, а не призрачным мирским, исчезающим, подобно метеору, просвещением, и ты недалеко от царствия Божия.
Или царствие Божие уже внутрь тебе есть (Лк. 17:21).
С чем, дай Бог, нам и поздравить себя некогда. Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений прот. Иоанна Ильича Сергиева. Том I.
Изд. 2-е. СПб.: Тип. В. Ерофеева, 1893. С. 328-332.