«Да бегает всякий из вас нелюбви, ненависти и раздора между собою»
Поучение в Великий Пяток перед Плащаницею
«Аще аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» (Ин. 12:32), т. е. если Я буду вознесен на крест, то крестными страданиями Своими искуплю весь мир, и силой креста Моего привлеку к Себе множество избранных. Вот, что говорил, между прочим, незадолго до страданий за нас Господь наш Иисус Христос. О, Любовь наша Христе, и еще скажу: о, Любовь наша, Христе! До чего довела Тебя любовь к нам! Ты оплеван, заушен, изъязвлен, умер в невыразимых страданиях крестных. О, Любовь наша Христе! Как крепко Ты возлюбил нас!
Без меры велики Твои страдания за мир, но безмерно велики и плоды Твоих страданий: «Твоею язвою мы вси исцелехом» (1Петр. 2:24; Ис. 53:5). Ты терпишь страдания, чтобы нас освобождать от страстей; принял терновый венец, чтобы сердца нашего не терзали безотрадно, как колючие и жгучие иглы, терны грехов; принял язвы, чтобы кающимся грешникам укрываться в Твоих язвах от стрел небесного гнева; претерпел крест, чтобы нам даровать в нем крепкое оружие на врагов наших невидимых, сильно борющихся против нас, и скажу наконец, терпишь лютые мучения крестные для того, чтобы верных последователей Своих избавить от лютейших, непрестающих мучений ада, а конец всего этого – один, чтобы привлечь нас к Себе и соединить с Собой на веки.
Так, возлюбленные, Глава наша – Христос страдает, чтобы всему телу Его, т. е. нам было легко; Глава наша сгорает огнем крестных мучений, чтобы избавлять от грехов и от вечного огня геенского члены Свои. Кто постигнет умом своим, почувствует сердцем своим всю цену этого благодеяния? Один Он знает вполне, как велика Его жертва за нас: потому что один Он знал, видел, как бы настоящими вечные муки грешников и всю лютость вечных мучений, когда говорил о грешниках: «идут сии в муку вечную» (Мф. 25:46), которая непреложно постигнет самым делом нераскаянных грешников. А мы, «мы едва разумеваем, яже на земли, и яже в руках обретаем с трудом», не понимаем очень часто всей бедственности настоящего своего положения, «а яже на небесех», т. е. что будет после смерти, «кто изследи» (Прем. 9:16)? О, предражайший наш Спаситель! Что мы принесем Тебе за Твою бесконечно-великую жертву за нас? Веру и любовь.
Так, возлюбленные, веруйте от всего сердца, без малейшего усомнения, что единородный, воплотившийся Сын Божий пострадал и за вас, именно – и за вас, чтобы избавить вас от вечных мучений, которым мы должны были подвергнуться по правосудию Отца небесного, и теперь подвергнемся, если не будем всем сердцем веровать в Сына Его, взявшего на Себя грехи мира, и соблюдать Его заповеди; приблизьте Его муки к своему сердцу, оцените их по возможности своими слабыми умами и переносите великодушно, без ропота, с благодарностью к Богу каждый в собственной жизни свои собственные скорби, болезни и страдания, и да пылает огонь любви в ваших сердцах к Тому, Кто из любви к вам терпит мучительный огонь страданий телесных и душевных.
Да бегает всякий из вас нелюбви, ненависти и раздора между собою: потому что наша взаимная нелюбовь и ненависть, как стрелами, пронзает сердце Господа, возлюбившего нас до креста и смерти, и исключает нас из числа Его последователей; да не привязывается никто сердцем своим к миру, к его удовольствиям: для нас не в этом мире место: нет, наше место на небе: «Идеже есмь Аз, и тии будут со Мною» (Ин. 17:24), – сказал Спаситель о Своих последователях. «Наше житие па небесех есть» (Флп. 3:20), – говорит апостол. Мир с его благами недостоин нас: небо должно быть у нас в мыслях и в сердце. Туда чаще будем переноситься своими мыслями и желаниями.
Пострадавший нас ради волею, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий Ты сказал, идя на страдания: «Аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» (Ин. 12:32). Привлеки же нас к Себе в царствие Твое благодатью Твоей.
Аминь.
Источник: Великий пост Иоанна Кронштадского. М.: Новелла, 1991. 178 с.
Фото: foma.ru.
Рассказать: |