Иоанновская община

ОБЩИНА ПРИХОЖАН ИОАННОВСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Главная Иоанновский приход Малые общины Информсайт Любовь Ивановская: Замысел оратории «Страдалец до Голгофы» родился в обсуждениях с отцом Николаем

Любовь Ивановская: Замысел оратории «Страдалец до Голгофы» родился в обсуждениях с отцом Николаем

Вот уже несколько дней наша редакция рассказывает читателям о прошедших в минувшие выходные празднованиях 100-летия мученического подвига митрополита Вениамина и иже с ним пострадавших. Все, что связано с созданием оратории «Страдалец до Голгофы», премьера которой состоялась в рамках Вечера памяти Петроградских мучеников, переплетено множеством исторических, духовных и даже чудесных нитей. 

Совершенно удивительна сама идея создания классического музыкального произведения на основе предсмертного письма, ставшего своего рода духовным завещанием святого владыкы из заключения. Мы попытались коснуться лишь нескольких ниточек этого творческого полотна, на котором мистической кистью была написана партитура «Страдалец до Голгофы», и открыли для себя воистину поразительные факты. 

О них рассказали наши прихожане, авторы оратории, столь потрясшей, без преувеличения, весь православный и музыкальный мир этими днями – составитель литературной основы Любовь Ивановская и композитор Михаил Малевич.

«Идея нашла отклик в сердце отца Николая»

Письмо было адресовано духовному другу митр. Вениамина протоиерею Петру Ивановскому, настоятелю храма Святого Андрея Критского на Рижском проспекте. Любовь Ивановская – правнучка отца Петра – уверена: в условиях тех страшных времен сам факт того, что послание из тюрьмы дошло до адресата, можно считать чудом. «Чудо и то, что письмо не было уничтожено, – подчеркнула она. 

– Тогда оно разошлось в копиях по всему Петрограду и стало путеводной звездой, которая укрепляла и вдохновляла верующих в годы гонений. Сам же текст оратории составлен в широко известном по древнерусской литературе жанре похвалы. И есть глубокая историческая справедливость в том, что похвала митрополиту Вениамину прозвучала там, где он был обречен на смерть».

– Любовь Александровна, каким образом сложилось Ваше взаимодействие с Иоанновской общиной и с организаторами Памятного вечера, включая Благотворительный фонд «Иоанновская семья»?

– Хотя я не могу назвать себя активным делателем Иоанновской семьи, но считаю прот. Николая Беляева (1938–2021) своим духовным руководителем, и периодически окормлялась у него. Когда у меня сложился замысел произведения и стал понятен формат будущего мероприятия, я обратилась к нему за советом, мне была важна его оценка. Это было в ноябре-декабре 2019 года, еще до потрясений 2020-го. Отец Николай очень проникся идеей, чувствовалось, что она нашла в его сердце отклик, но мне показалось, что он немного сомневался в осуществимости замысла.

– Это было как-то связано с его дружбой с автором книги «Страдалец до Голгофы» Сергеем Андреевичем Зегждой и их общей работой по сбору материалов о новомучениках*?

*Отец Николай был ученым-астрономом в Институте теоретической астрономии АН СССР. При этом всю жизнь хранил архивы о мучениках, документы, которые передал своему другу Сергею Зегжде. Он тоже был ученым, математиком, профессором кафедры теоретической и прикладной механики в СПбГУ. 

– Конечно. Отец Николай и Сергей Андреевич были духовными соратниками, у них были общие духовные воспитатели, и это очень важно. 


Слева направо: прот. Николай Беляев, митр. Волгоградский и Камышинский Герман,
 Сергей Андреевич Зегжда.

После Университета они пошли немного разными путями – Сергей Андреевич продолжил преподавание, а отец Николай все-таки стал священником. Но у них сложилась дружба и совместная работа, они ездили вместе и в Крым, где окормлялись у свт. Луки Войно-Ясенецкого, и в Среднюю Азию, где их наставником был митр. Гурий (Егоров).


Крым. Алушта. Июль 1957 г. Свт. Лука выходит из храма Феодора Стратилата. Слева направо: Николай Беляев, псаломщик В. Казанцев, свт. Лука, настоятель храма, прот. Порфирий. 
Фото С. А. Зегжды.

«Митр. Вениамин любил о. Иоанна Кронштадтского»

– Вы отмечали, что интересуетесь материалами, которые имеют какое-либо отношение к св. прав. Иоанну Кронштадтскому. Удалось ли Вам обнаружить духовную и историческую связь Всероссийского пастыря с митр. Вениамином?

– Связи есть во многом. Все истинные святители того времени, которые прошли через страшные испытания и пострадали за Христа, все они в каком-то смысле были взращены Иоанном Кронштадтским. Митр. Вениамин очень любил батюшку, об этом свидетельствует тот факт, что, будучи уже викарным епископом, а потом и архиепископом, во все дни его памяти служил в Иоанновском монастыре. 

Он всегда особо выделял отца Иоанна, который тогда ведь еще не был канонизирован, но ощущение его святости не могло не достичь сердца митр. Вениамина. Он был из другого поколения, моложе, но это был Петроград – место, где брали начало все исторические процессы того времени, где люди делали духовный выбор.

– Ваш прадед тоже вращался в этом круге почитателей отца Иоанна?

 Да, и он был редактором последнего дневника батюшки за 1907, 1908 годы. Петр Никандрович тогда еще только закончил Духовную Академию и был рукоположен.

«Правда все-таки восторжествовала»

– Как стала развиваться работа над произведением после благословения о. Николая и подключения «Иоанновской семьи»?

– Наше взаимодействие стало естественным образом углубляться, от общей концепции мы перешли к обсуждению деталей. Надо отметить вклад Владимира Юрьевича Лыпаря, участника Фонда «Иоанновская семья», без которого ничего бы не осуществилось. Благодаря его поддержке – сначала идейной – проект приобрел очертания, у нас сложилась команда единомышленников. Потом начались многочисленные согласования, начался подбор исполнителей. Важнейшим успехом стала возможность провести вечер в том самом месте, где происходили исторические события – Большом зале Филармонии, руководство которой и лично Юрий Хатуевич Темирканов чутко восприняли наше предложение и предоставили оргкомитету такую возможность. Было сделано множество действий, которые все и не перечислить. 

– Сколько времени прошло от Вашего замысла до реализации?

 Замысел появился в конце 2019 года. Несколько ревнителей памяти митр. Вениамина, в том числе из Иоанновской семьи, обратились с письмом лично к Патриарху Кириллу, высказали ему свою идею и спросили его мнение даже не как главы Церкви, а как петербуржца. И, получив его благословение, стали двигаться к реализации. Очертания замысла, как я сказала, возникли в обсуждениях с отцом Николаем, потом батюшки не стало, но замысел уже не мог остановиться, он должен был развиваться.

– А что послужило толчком в 2019 году?

 Наверное, частые размышления о судьбе новомучеников, о том, что есть прекрасный зал в центре Петербурга, где люди слушают прекрасную музыку, но очень немногие знают, что это место неправедного суда. И не просто суда, а места, где оклеветали и приговорили к смерти святых. И правда истории была бы в том, чтобы на этом месте прозвучали слова, противоположные по смыслу неправедному приговору. 

– Вы всегда, приходя сюда слушать музыку, вспоминали об этих событиях?

 Я знаю, что так делали и многие предыдущие поколения верующих ленинградцев. Знали, но не говорили вслух. Можно было только шепотом сказать об этом, склонившись друг к другу: ты помнишь, что здесь был суд? И сокрушенно покачать головой в ответ. А сейчас, представляете, нас собралось почти две тысячи человек для очень важного исторического события – правда все-таки восторжествовала. Прежде всего, это важно для нас, верующих.

– Но две тысячи – это все-таки не широкая православная общественность. Есть ли планы повторения такого Вечера?

 Как благословит Господь, так и будет, если это нужно Петербургу и Церкви. Сегодня, в день 100-летия мученической кончины владыки, важно, что это произведение прозвучало. 

«Это не назвать простым стечением обстоятельств»

Автор оратории композитор Михаил Малевич согласен с Любовью Ивановской: «Вряд ли может быть более высокая и ответственная задача для композитора, как написать большое сочинение на целый вечер для исполнения в день 100-летия смерти митрополита в Большом зале Филармонии, в том самом месте, где и проходил суд над ним и другими верующими». 

Тема новомучеников была близка Михаилу Олеговичу. Ранее в своем творчестве он уже обращался к ней в произведениях, посвященных святым царственным страстотерпцам. 

Утро в день премьеры оратории, в день памяти святых Петроградских новомучеников, Михаил Олегович начал с того, что помолился за Божественной литургией в Иоанновском монастыре на Карповке, исповедовался и причастился Святых Христовых Таин.

«Видите ли, я раньше создавал только небольшие духовные произведения, – поделился композитор перед премьерой. – При этом в течение почти сорока лет у меня накопился очень серьезный музыкальный материал, который я не знал, как соединить в одно целое. Но после предложения Любови Александровны взяться за ораторию о владыке Вениамине все встало на свои места. Тем более что Большой зал Филармонии имеет непосредственное отношение и к моей семье: в 1941 году мой дедушка исполнял здесь при трехградусном морозе произведения Чайковского».

Кроме того, в ходе работы над ораторией Михаила Олеговича пригласили принять участие в реконструкции произведения знаменитого композитора Сергея Ляпунова «Богородице Дево, радуйся», которое тот написал в 1922 году прямо… во время присутствия на судебном процессе в Большом зале Филармонии! 

«Эта партитура была предоставлена Музеем-древлехранилищем Александро-Невской лавры в лице его директора Романа Сергеевича Катаева, который специально к Вечеру памяти запросил ее из фонда Российской национальной библиотеки, где она хранится, – отмечает Михаил Малевич. – И по тому, как она написана, видно, что автор очень сильно волновался. Например, в тексте молитвы пропущены даже некоторые слова. И вот спустя 100 лет это произведение тоже исполняется вместе с ораторией. Разве можно все это назвать простым стечением обстоятельств!».

В страданиях мучеников – сила Духа Святого, Утешителя

По мнению же Сергея Зегжды, приведенному им в одноименной книге «Страдалец до Голгофы», содержание письма митр. Вениамина глубоко связано со словами св. прав. Иоанна Кронштадтского. Они раскрывают причину того, почему владыка при ожидании расстрела за Христа был «радостен и покоен, как всегда»:

«Враг диавол, со своим воинством бесовским, имел вооружиться на Церковь Христову, по допущению Божию и для испытания всех верующих страшными и разнообразными гонениями и мучениями. И потому нужно было утешение величайшее, всемощное и от Лица Всемогущего, чтобы противопоставить его с полным успехом всем ужасным скорбям и бедам мучимых христиан первых веков и последующих. 

Вот Иисус Христос с Богом Отцом и противопоставил этим ужасным скорбям всемогущего и всеблагого Утешителя, Духа Святого. И Он утешал их всегда и содействовал к мужественному и радостному перенесению всех мучений. Читай о страданиях мучеников, об их радостных страданиях, и увидишь в них силу Духа Святого, Утешителя. Аминь».

Подготовили Диана Колычева, Ольга Дмитриева,
община «Информсайт», редакция Pravprihod.Ru.
В публикации использованы материалы источников: Зегжда С. А. Страдалец до Голгофы. Свмч. Вениамин митр. Петроградский. ИД «Новости мира», 2020 г., 160 стр.;
«Вода Живая»; СПб Ведомости; СПб дневник; Рravoslavie.Ru.
Фото: Александр Шеин, Светлана Воробьева, Ольга Дмитриева, архив редакции,
 община «Информсайт», Pravprihod.Ru.

Читайте, смотрите также:
Санкт-Петербургский Иоанновский женский монастырь
Фото: Pravprihod.Ru.

Обратная связь

Бронирование приглашения на праздник «Рождество Христово»

Дата Время Количество человек
12 января (пятница)
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
13 января (суббота)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
14 января (воскресенье)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
+

Бронирование приглашения на благотворительный концерт
«От героев былых времен...»

Количество приглашений
Ваш email
+