Иоанновская община

ОБЩИНА ПРИХОЖАН ИОАННОВСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Главная Иоанновский приход Общины прихода Информсайт Духовное наследие: наши прихожане участвовали в мероприятиях памяти свмч. Вениамина

Духовное наследие: наши прихожане участвовали в мероприятиях памяти свмч. Вениамина

Памятные мероприятия в честь 100-летия духовного подвига священномученика митрополита Вениамина и иже с ним убиенных, 13 августа, начались с Божественной литургии в Казанском кафедральном соборе, которую совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор, епископы Выборгский и Приозерский Игнатий, Кронштадтский Назарий, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, Петергофский Силуан, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинные округов епархии, а также протоиерей Михаил Протопопов из Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ (Иоанновская семья в Мельбурне), клир собора и другие священнослужители.

За богослужением молились настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова), клирики Иоанновской семьи – настоятель храма Иоанна Кронштадтского в п. Пукса Архангельской обл. протоиерей Глеб Должиков; руководитель Братства св. прав. Иоанна Кронштадтского при Свято-Георгиевском храме г. Лиды в Беларуси протоиерей Ростислав Соловьев; настоятель строящегося храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в белорусском г. Сморгони протоиерей Валентин Гунькевич; руководство и участники Оргкомитета памятных мероприятий от Благотворительного фонда «Иоанновская семья», прихожане Иоанновского монастыря и Казанского собора Санкт-Петербурга, паломники, гости Северной столицы.

В ходе богослужения было совершено славление перед иконой свмч. Вениамина.

Архипастырское слово

«Сто лет назад мученическую кончину принял наш правящий архиерей того смутного времени – митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, – сказал владыка в проповеди. – Время, в которое он служил, было сложным для Церкви и Отечества. Завершилась Гражданская война, в стране царила разруха, миллионы людей были убиты, множество – выехали за границу. Ко всем бедам добавился голод, поразивший Урал и Поволжье. По сведениям историков, около 30-ти миллионов людей голодали. Вся общественность откликнулась на беду, в том числе и Церковь. 

Святейший Патриарх Тихон создал Всероссийский комитет помощи голодающим, писал в посланиях, что верующим надо делать пожертвования в храмах, приходам – направлять в помощь нуждающимся не имеющие богослужебного употребления ценные вещи. Обращался он с воззванием и к зарубежным религиозным деятелям, чтобы они оказали помощь России, которая сама всегда помогала бедствующим народам. Некоторые откликнулись на призыв. Патриарх Тихон обратился и к советским властям, отметив, что Церковь готова помогать голодающим, добровольно жертвовать предметы из драгоценных металлов, чтобы на полученные средства покупать продукты».

«Но советской власти не нужно было добровольное пожертвование и чтобы Церковь самостоятельно занималась сбором и контролем средств, – продолжил архипастырь. – Она издала декрет об изъятии церковных ценностей: комиссиям предписывалось отбирать все, что только возможно. Начались эксцессы во многих епархиях, люди сопротивлялись святотатству и открытому грабежу, глумлению над Церковью и верующими. Митрополита Вениамина обвинили в том, что в некоторые храмы верующие не пускают членов комиссий, препятствуют изъятию ценностей. Владыку арестовали, с ним еще одиннадцать человек, началась волна судебных процессов. 

Архиерей был приговорен к расстрелу. Сохранились стенограммы его допросов: он отвечал четко и понятно, что не является противником передачи церковного имущества для помощи голодающим, но, тем не менее, его обвинили, как и многих деятелей Церкви, в сопротивлении советской власти. И в дальнейшем священнослужителей обвиняли, что они не хотят выполнять законы, отговаривают от вступления в колхозы, агитируют против новой власти. Это был разгром Церкви: тогда, в двадцатые годы, еще никто не мог представить, что будет дальше. Церковь была еще сильна, было много храмов, тысячи людей принадлежали к духовному сословию. 

Но пришли другие времена. Формально Конституция гарантировала свободу вероисповедания, поэтому для священников и мирян находили статьи, по которым их сажали и расстреливали. К началу войны на свободе в нашей стране находились всего несколько архиереев, священников тоже было мало, в основном все были в лагерях и тюрьмах. Безбожная власть говорила: "Они не за веру страдают, а за антисоветскую деятельность!" Но они пострадали за Христа, защищая храмы, не давая их грабить».

«Мы  их духовные наследники. Слава Богу, гонители ушли с исторической сцены, и сегодня подвиг для нас в другом. В чем? Хотя бы те храмы, которые они отстаивали, посещать. Надо ходить постоянно, помнить, что люди умирали за эти храмы. Вот наш подвиг сегодня, наша вера – посещать храмы Господни, помогать им, строить их там, где необходимо. А еще – жить по Евангелию, исполнять заповеди Божии, семейную жизнь строить на основе христианских ценностей, чтобы дети тоже в храм ходили. 

Нам есть чему учиться у предшественников – новомучеников и исповедников. Лучшая память о них – если храмы будут всегда заполнены народом: значит, не зря они отдали жизни за то, чтобы сохранить святыни от поругания и бесчестия. Всем, кто молился священномученику Вениамину, желаю его предстательства у престола Господня, чтобы нам укреплять веру и исполнять заповеди Божии», – завершил проповедь митрополит Варсонофий.

«Во всем исполняю веления Господа»: освящение мемориальной доски

После Божественной литургии в Казанском соборе владыка освятил мемориальную доску священномученику митрополиту Вениамину в коридоре епархиального управления. За богослужением молились митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор, наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий, священнослужители Иоанновской семьи, насельники, прихожане Лавры и нашей Иоанновской обители, паломники.

Мемориальная доска была освящена чином благословения и освящения иконы. На доске золотыми буквами нанесены слова священномученика: «Я живу только интересами Церкви и народа и во всем исполняю веления Господа».

«Не случайно эта мемориальная доска установлена в епархиальном управлении: здесь владыка трудился, 12 лет был архиереем, 5 из них – правящим, – отметил митрополит Варсонофий. – Он ходил в это место, совершал здесь службы, принимал многочисленные делегации от приходов, монастырей. В своем кабинете он готовил послания, рассылал их по митрополии. Он заботился о пастве, уделяя внимание молодежи, немощным и престарелым, страдающим от страсти пьянства. Архипастырь открывал сердце для многих людей, а потом пришло время ему засвидетельствовать свою веру перед Богом. 

В то время Господь «просеивал» людей, и вера многих, встретив испытания, оказалась формальной. Многие из тех, кто значился православными, на деле таковыми не были. Но много было и мучеников с исповедниками, которые доказали свою веру, пошли на смерть, в лагеря. Всех верующих истребить было невозможно: хотя и уничтожали храмы, репрессировали духовенство, все равно оставались верные Христу. Перепись 1937 года показала, что по крайней мере половина людей считают себя верующими».

«Митрополит Вениамин совершил подвиг на глазах паствы. Осудили его беззаконно: то, в чем обвиняли, он не совершал. Архиерей не сопротивлялся изъятию церковных ценностей, он просто хотел, чтобы это были добровольные пожертвования и чтобы Церковь могла включаться в процесс и контролировать их дальнейшее использование. Владыка часто молился у мощей святого Александра Невского, пока однажды они не были из монастыря вынесены, а раку изъяли и отправили в Эрмитаж: мы с владыкой Назарием прилагаем все усилия над тем, чтобы ее вернуть. Да и многие храмы до сих пор нам не возвращены. 

В то время, когда Церковь уничтожали, как тяжело на это было смотреть иерархам и священникам, простым верующим! Храмы разрушались, духовенство уничтожалось, сопротивляющихся лишали свободы. 

Мы сейчас живем в благоприятное время внешней свободы – Церковь возрождается. А тогда Господь послал людям испытание для очищения, покаяния. Но 70 лет вавилонского плена прошли, гонения прекратились, все стало возвращаться на круги своя. Сейчас нам надо продолжать жить духовной жизнью, поддерживать то, что у нас есть. 

Важно, чтобы люди читали молитву Иисусову, знали Евангелие, в храм ходили, исповедовались, причащались. Главное – воцерковление людей. Важно чтить воскресный день, ходить в храмы. Тогда мы что-то сохраним, а возможно, и приумножим. Хотя Господь говорил, что в последние времена вера оскудеет, мы должны заботиться о том, чтобы вера не умалялась, а, наоборот, прибавлялась. Владыка Вениамин сегодня радуется, что мы не забыли о нем, что есть у него почитатели, которые создали эту памятную доску. И теперь он с нами. Заходя сюда, мы будем сразу видеть его», – завершил слово митрополит Варсонофий.

Епископ Назарий рассказал, что инициатива установки доски в основном исходила от членов Александро-Невского братства, создание которого благословил в свое время владыка Вениамин. 

«Мы молимся за великий русский народ»: панихида и лития

На Никольском кладбище Лавры ее насельник иеромонах Прокопий (Павлов) отслужил панихиду у креста-кенотафа, символически обозначающего могилу владыки Вениамина. Также была совершена заупокойная лития у памятника-креста «За веру Христову пострадавшим». После ее окончания с пастырским словом к молящимся обратился прот. Михаил Протопопов (г. Мельбурн, Австралия): 

«Святые мученики – те, которых мы знаем и сегодня поминаем, и огромное количество, миллионы тех, которых мы не знаем, – это люди, положившие свою душу за веру Христову. Они объединяют всех верующих – вас, живущих на Родине, и нас, живущих в далеком от России Зарубежье. Но у Бога нет ни пространства, ни времени. Наше единение происходит одновременно – мы служим одному Богу, Его единого призываем. 

Живя далеко-далеко от Родины (я летел к вам на самолете 23 часа), мы все равно продолжаем молиться за э́ту страну, за э́тот народ. Потому что мы помним из нашей истории, сколько крови было пролито для того, чтобы э́та земля была нашей. Сейчас мы переживаем тяжелое время. Мы в разлуке со многими людьми, которых любим, но они находятся далеко от нас, по разные стороны. Но мы все равно за них молимся и вместе надеемся на то, чтобы вскоре, с Божией помощью, пришел тот момент, когда бы все эти войны прекратились, чтобы все народы Русской земли – великий, малый, белый, кряшеский, червонный – нашли опять возможность соединиться, благословляя Бога и помогая друг другу. Это моя молитва за Родину. 

Я верю, что святые угодники Божии, которые приложили к молитвам свои жизни, полили своей кровью эту землю, также молятся сейчас вместе с нами». 

Отец Михаил также рассказал, что когда он первый раз приехал в Россию в 1991 году, на Смоленском кладбище встретил женщину, которая молилась о душах усопших. О тех, которые старались жить по-христиански, как могли исправляли свои пути, она молилась о спасении. О тех, которые не желали этого и жестоко порабощали людей, она не молилась и с оплеванием обходила их могилы. А могилы тех, чьи кости освящают эту землю, она обнимала всем своим телом и вкушала землю с их могил.

«И вот эти праведники, кости которых освящают эту святую Землю Русскую, молятся с нами сегодня, – подытожил отец Михаил. – Храни вас всех Господь, дорогие братья и сестры. Благословляю вас с великим угодником святым Вениамином, который за вас тоже сегодня молится. Аминь». 

В этот же день мероприятия памяти свмч. Вениамина и иже с ним пострадавших продолжил Памятный вечер с премьерой оратории «Страдалец до Голгофы».

Редакция Pravprihod.Ru.
В публикации использованы материалы источника: Санкт-Петербургская митрополия.
Фото, видео: Майя Смирнова, Марина Гришкина, Ольга Дмитриева,
 община «Информсайт».

Продолжение репортажа о мероприятиях, посвященных 100-летию мучениского подвига свмч. Вениамина читайте в наших ближайших публикациях.

Читайте, смотрите также:
Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге,
наб. реки Карповки, д. 45.
Фото: Ольга Дмитриева, общ. «Информсайт».

Обратная связь

Бронирование приглашения на праздник «Рождество Христово»

Дата Время Количество человек
12 января (пятница)
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
13 января (суббота)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
14 января (воскресенье)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
+