Благотворительный фонд

Иоанновская семья

Главная Благотворительный фонд Новости Фонда «Приговор: быть святыми петроградским мученикам…» (+фото)

«Приговор: быть святыми петроградским мученикам…» (+фото)

Выставка с таким названием прошла в Санкт-Петербурге в рамках памятных мероприятий, посвященных 100-летию со дня мученической кончины митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и пострадавших с ним архимандрита Сергия (Шеина), настоятеля подворья Троице-Сергиевой лавры, профессора Университета Юрия Новицкого и юрисконсульта Александро-Невской лавры Иоанна Ковшарова. 

Выставка была открыта в Бетховенском фойе Филармонии специально к Памятному вечеру, организованному, в том числе, Благотворительным фондом «Иоанновская семья». На ней были представлены подлинные предметы из древлехранилища Александро-Невской лавры и Музея истории Санкт-Петербургской епархии. 

«Это – Богово, и мы всё отдадим сами»

«Простое, кроткое лицо, тихий свет прекрасных голубых глаз, тихий голос, светлая улыбка, все освещавшая, полная таинственного веселия и вместе – постоянной грусти. …У него была огромная душа, огромная светлая вера и огромное спокойствие. …Он беззаветно любил Родину, свой народ... Митрополит был святым... Как святой он и говорил, и действовал», – писал о священномученике Вениамине его современник.

Петроградские новомученики были расстреляны в ночь с 12 на 13 августа 1922 года, спустя 70 лет все четверо были канонизированы. Их гибель стала результатом печально знаменитого «Петроградского судебного процесса», проходившего тем же летом. Этим событиям и были посвящены памятные события, происходившие в Санкт-Петербурге в минувшие выходные с участием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Историки считают, что «Петроградский процесс» стал переломным в отношениях Церкви и Советского государства. Властям требовалось во что бы то ни стало сломить независимость Церкви. В качестве повода был использован голод, охвативший страну в 1921 году. Церковь была готова добровольно пожертвовать свои ценности в пользу голодающих, но власти объявили, что она не имеет права участвовать в этом процессе. Изъятие ценностей решено было произвести насильственным путем.

Для митрополита Вениамина происходящее было святотатством: «Это – Богово, и мы всё отдадим сами». Кроме того, митрополит, пользовавшийся большим авторитетом у верующих, был противником обновленческого крыла Церкви, которое выступало за лояльность к властям. Исход был предопределен. В Петроградский губотдел ГПУ пришла телеграмма из Москвы за подписью начальника секретно-оперативного управления ГПУ Вячеслава Менжинского: «Митрополита Вениамина арестовать и привлечь к суду. Подобрать на него обвинительный материал. Арестовать его ближайших помощников – реакционеров и сотрудников канцелярии, произведя в последней тщательный обыск…».

«Следовало бы посадить в тюрьму всю Церковь!»

Спустя несколько дней недавний зал Дворянского собрания превратился в зал судебного заседания (ныне – Петербургская филармония им. Дмитрия Шостаковича). На скамье подсудимых оказались 86 человек – представители духовенства, преподаватели Духовной академии, к тому времени уже закрытой, преподаватели Богословского института, а также наиболее активные прихожане. Показательный процесс должен был продемонстрировать контрреволюционную сущность православной церкви – именно так и заявил главный обвинитель на суде Петр Красиков: «Следовало бы посадить в тюрьму всю Церковь!».

В течение всего процесса митрополит Вениамин оставался непреклонным. Свое последнее слово он посвятил защите других подсудимых. Отвечая на обвинения его в том, что он «враг народа», митрополит сказал: «Я верный сын своего народа, я люблю и всегда любил его. Я счастлив тем, что народ, точнее простой народ, платил мне тоже любовью, и он поставил меня на то место, которое я занимаю в православной церкви».

Ольга Ходаковская, хранитель Архива и музея истории Санкт-Петербургской епархии рассказала гостям, что митрополит Вениамин брал всю вину на себя, пытался уберечь архимандрита Сергия. Владыка считал себя архиереем народным, понимал, что людей нужно повести за собой, нужно с ними говорить. Только после этого им было принято тяжелое решение передать церковные ценности государственной власти.

«В архиве ФСБ хранится 27 томов следственного дела, – говорит хранитель Музея-древлехранилища Александро-Невской лавры Роман Катаев. – Публикация этих – дело будущих времен… В актах об изъятии церковных ценностей за редким исключением не было росписи отдельных предметов: указывали только общий вес и количество холщовых мешков, в которые все было упаковано. Из Смольного собора, к примеру, было вывезено три мешка ценностей… Забирали не все подряд, а только имевшее материальную ценность – то, что было изготовлено из драгоценных металлов».

«Прошу уничтожить»

«Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевывание, обречение и требование этой смерти под якобы народные аплодисменты, людскую самую черную неблагодарность, продажность, непостоянство и т. п. Беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже самую Церковь. Страдания достигали своего апогея, но увеличивалось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой…», – говорилось в письме-завещании, написанном митрополитом Вениамином из одиночной камеры тюрьмы на Шпалерной улице и адресованное протоиерею Петру Ивановскому, настоятелю храма Святого Андрея Критского на Рижском проспекте.

А в самом конце – приписка: «Прошу уничтожить». Эта воля митрополита не была исполнена: письмо сберегла матушка отца Петра до возвращения супруга из тюрьмы через два месяца. Затем оно, как святыня, передавалось из рук в руки тех, кто хранил память о расстрелянном митрополите.

Копия записки, которая ныне находится в частной коллекции, была представлена на выставке. Среди ее экспонатов также фотография с автографом митрополита Вениамина, икона Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, на обратной стороне которой – благословение митрополита Вениамина «на добрую христианскую жизнь». «Происхождение иконы и фотографии нам неизвестно: их передали верующие люди, сохранившие их в своих семьях», – поясняет Роман Сергеевич.

Еще одна уникальная реликвия – Библия, изданная в Петрограде в 1917 году, с дарственной надписью, сделанной митрополитом Вениамином 1 сентября 1918 года. Она адресована Ивану Бочарову в знак его «примерно-усердных и полезных трудов на службе по Петроградскому Епархиальному Александро-Невскому трудовому братству».

Память

Место расстрела и погребения митрополита Вениамина и его соратников неизвестно, на этот счет до сих пор не обнаружено ни одного документа. Есть только догадки и предположения. По одной из версий, это произошло на Ржевском артиллерийском полигоне, который служил в 1920‑х годах «лобным местом». Это пустынный лесной участок полигона, прилегающий к Рябовскому шоссе между бывшими станциями Ковалеве и Приютино.

Есть предположение, по словам Ольги Ивановны, что их расстреляли в Москве. Как только 5 июля огласили приговор, была отправлена телеграмма в Москву: секретарь президиума написал, что приговор слишком суров и его нужно пересмотреть. Дело рассматривали до 3 августа: помиловали шестерых, а четверых – митрополита и его соратников – приговорили к расстрелу. Несколько лет назад на конференции по Петроградскому процессу сотрудница Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Светлана Баконина сообщила, что нашла в харбинской эмигрантской газете воспоминание фельдшера из внутренней тюрьмы на Лубянке. Он узнал митрополита Вениамина, которого на его глазах вынесли из больничной палаты в соседнюю «мертвецкую». 

Таким образом, вопрос о месте гибели мучеников остается открытым. Кенотаф, посвященный священномученику Вениамину, установлен на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, который, по традиции, считается символическим местом последнего упокоения петербургских митрополитов…

Ко дню памяти митрополита Вениамина были открыты две мемориальные доски. Одна – в лавре, на первом этаже митрополичьего корпуса. На ней изображен святой владыка и цитата из его последнего слова перед трибуналом 4 июля 1922 года: «Я… живу только интересами Церкви и народа и во всем исполняю веления Господа». Вторая мемориальная доска установлена в Большом зале Филармонии, на ней золотыми буквами на белом мраморе выбиты имена четверых расстрелянных мучеников. А текст на доске утвердил лично Патриарх Кирилл.

 

Подготовлено: редкция Pravprihod.Ru.
В публикации использованы материалы изданий: Процесс митрополита Вениамина
(к 10-летию со дня смерти владыки). Очерки по истории русской церковной смуты. Том 1. Приложение 2 / Библиотека Одинцовского благочиния; Санкт-Петербургская митрополия, «Санкт-Петербургские ведомости», журнал «Фома», sokolov.livejournal.com. 
Фото: Александр Шеин, Светлана Воробьева, Ольга Дмитриева,
 БФ «Иоанновская семья», Иоанновская община СПб.

Читайте, смотрите также:
Владимирская часовня в с. Сура Архангельской обл.,
на малой родине св. прав. Иоанна Кронштадтского.
Фото Ольги Чурышкиной, Сурская молодежная экспедиция.

Обратная связь

Бронирование приглашения на праздник «Рождество Христово»

Дата Время Количество человек
12 января (пятница)
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
13 января (суббота)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
14 января (воскресенье)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
+

Бронирование приглашения на благотворительный концерт
«От героев былых времен...»

Количество приглашений
Ваш email
+