Добрый пастырь: воспоминания духовных чад об отце Николае. Репортаж о Вечере памяти, 2 часть
Продолжение. Начало читайте здесь.
Год назад мы проводили отца Николая в последний путь. За это время утихла горечь потери, ушла растерянность, которая возникает от внезапно наступившего сиротства, и затихли сомнения «а что же будет дальше?». Мы глубже постигли силу батюшкиной любви к нам, познали глубину его отеческой заботы. Наступило время благодарной памяти.
«Добрый пастырь» – это определение отец Николай получил еще во Владимирской церкви, ныне Соборе Владимирской иконы Божией Матери на Владимирской площади в Санкт-Петербурге, где начинал свое служение. Приходской хор очень любил в то время давать всем разного рода имена и, надо сказать, не всегда приятные. Что касается отца Николая, то он как начал священническое служение по евангельскому образу доброго пастыря, так и закончил свой земной путь, снискав любовь у большого числа людей. В их сердцах и сегодня жива память о дорогом любимом батюшке.
Предлагаем вашему вниманию небольшие воспоминания его духовных чад, тех, с кем батюшка начинал свое служение. Своими рассказами, по случаю проведения Рождественского вечера, посвященному благодарной памяти отца Николая Беляева, с нами делятся ключарь Собора Владимирской иконы Божией Матери прот. Георгий Шмид, настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова), руководитель хора им. прп. Иоанна Дамаскина при Владимирском соборе Ирина Болдышева и прихожанка Иоанновского монастыря с первых дней его открытия Мария Кривоносова.
Прот. Георгий Шмид: Секрет успеха отца Николая – в его личности
С отцом Георгием мы пообщались в канун Рождества Христова. Он встретил нас очень тепло и с радостью поделился воспоминаниями.
– Отец Георгий, расскажите, пожалуйста, каким Вам запомнился отец Николай? Какие воспоминания хранит о нем Ваше сердце?
– Спасибо за такую прекрасную возможность вспомнить те далекие дни. Знаете, отец Николай пришел в наш собор уже зрелым человеком. Я имею в виду не только его возраст (он был в два раза старше меня) – это был человек с опытом, со зрелой верой. Мое первое впечатление о нем – очень светлый человек, доброжелательный, спокойный, уравновешенный. Это впечатление сохранилось навсегда. Его улыбка, спокойные глаза – таким человеком он был, когда переступил порог нашего собора, таким он и ушел за порог этой жизни.
Он всегда представлял собой тот род почвы из притчи Спасителя, на котором в терпении и любви взросло доброе зерно веры. Особо хотелось бы отметить, что его служение и его жизнь охватила несколько важных ключевых моментов в истории города и страны в целом. Сначала это был советский период, потом эпоха перестройки, затем постперестроечная эпоха и, тем не менее, несмотря на серьезно отличающийся климат разных периодов нашей страны, отец Николай всегда умел реализоваться сполна – как ученый, как верующий человек, как священник, как старший священник Иоанновского монастыря. Это можно объяснить только одним способом – он нес в себе подлинный Евангельский дух.
В советское время отец Николай не потерял веру, а наоборот укрепил ее. В годы перестройки он пришел в Церковь и завоевал к себе не только доверие, но и сердца многих прихожан. И везде, где бы он ни был, всегда оставлял после себя благодарную память.
Достаточно вспомнить Всероссийский железнодорожный крестный ход «Санкт-Петербург – Сура» в 2015 году в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского. Ведь организовать его очень сложно на самом деле, учитывая масштабы, практические и экономические моменты. Отцу Николаю это удалось, потому что все было основано на взаимодоверии. Секрет его успеха – в его личности, в доверии к нему, а это дорогого стоит.
Матушка Илариона: Будем воплощать то, чему научились за эти годы
Игумения Илариона отметила, что отец Николай воспринимался как очень духовный, опытный человек. Он строил свое служение на прочном фундаменте настоящей духовной преемственности. Также она поделилась, что монашеский путь для нее открылся в общении с батюшкой. Для матушки это великое счастье, и каждый раз, вспоминая отца Николая, она благодарит Бога за то, что стала духовным чадом батюшки. Он помог постичь ей основы истинной, осознанной духовной жизни.
– Матушка Илариона, каково Ваше впечатление о Вечере памяти? Удалось ли провести его достойно, в духе трудов отца Николая?
– Да, безусловно! Чувствуется это единство в духе в память об отце Николае, с теплотой сердца, с доброй памятью. Конечно, удалось.
– Скажите, пожалуйста, как прошел для Вас этот год без батюшки?
– Вы знаете, у меня нет ощущения, что батюшки нет. Нет ощущения расставания, нет ощущения потери. Мы за многие годы общения с отцом Николаем виделись не так часто – привыкли держать духовную связь.
И сегодня, увидев огромное количество фотографий на Вечере памяти, не видя при этом живого батюшки – сердце слёзное. Впечатление такое, что батюшка продолжает свою деятельность. От нас только требуется чувствовать, понимать и поминать его почаще, тогда, конечно, мы не будем сиротами.
– Как чадо отца Николая и человек высокого сана, что бы Вы пожелали нам в эти рождественские дни?
– Батюшка никогда не боялся идти туда, где трудно, и к тем, кому трудно. Сейчас все души жаждут мира, прежде всего – внешнего и внутреннего. Начинается некий новый исторический этап, и многие боятся этого, боятся неизвестности, того, что их ждет впереди. Но мы же знаем, что Господь Бог неизменен, что Он – всегда полнота всех благ.
Мы также знаем, что отец Николай с Господом, и память о нем – это тоже для нас источник Божиих благ. Евангелие написано раз и навсегда, и заповеди Божии никто не отменит никогда. Наше дело исполнять их. И то, чему мы научились у батюшки, мы тоже можем воплощать в жизнь. Сейчас праздник Боговоплощения, поэтому будем воплощать то, чему научились за эти годы.
Ирина Болдышева: Его присутствие давало нам ощущение крыльев за спиной
– Мы чтим молитвенную память об отце Николае как основателе нашего хора. Батюшка пригласил меня заниматься церковным пением в воскресной школе, как только начал служить в нашем только что открывшемся Владимирском соборе. Но я не решилась принять его предложение, считая, что это слишком ответственно и отказалась, сказав: «Я ничего не знаю». К тому времени я закончила консерваторию и имела опыт пения в храме, но понимала, что учить церковному пению – значит учить и христианской жизни, а это очень ответственно. Но батюшка проявил терпение и любовь. Позвонив в третий раз, он сказал: «Вы все-таки знаете, наверное, больше, чем эти дети» – а набрал он деток семи- и восьмилетнего возраста. И здесь я уже не нашлась, что ответить.
Покров молитв отца Николая – и тогда, и теперь – творит чудеса. Хор семь раз пел за Божественной литургией у Гроба Господня в Иерусалиме, пел за Литургией в пещере Апокалипсиса на острове Патмос, пел за Литургией на вершине горы Синай, пели мы и в Косово, поддерживая сербских братьев, когда попасть туда было совершенно невозможно. И много где по лицу Земли прославляли наши юные певчие Имя Божие, Пресвятую Богородицу и наших дивных православных святых.
– Ирина Валентиновна, батюшки нет с нами уже год. Какими воспоминаниями о нем Вы бы хотели поделиться сегодня?
– Год назад известие о смерти отца Николая шокировало всех нас. Та благодать, которую он стяжал своим подвигом, невидимым миру, та культура, которая была им воспринята от его выдающихся предков, столь много сделавших для Отечества, его редкая интеллигентность, научный склад ума, невероятная образованность и, вместе с тем, простота, удивительная любовь к детям и взрослым, неистощимость его идей – всё это вместе давало нам подлинную радость и вдохновение, буквально – ощущение крыльев за спиной.
Когда уходят такие люди, большая ответственность ложится на нас, остающихся еще здесь. Начинаешь, как драгоценные крупиночки, вспоминать и собирать все, что ты узнал и понял через этого человека, ведь это духовное наследие, которое необходимо сберечь и передать другим поколениям.
Я сегодня поднялась по лестнице и еле-еле сдержала слезы, увидев портрет батюшки. Думаю, так было со многими, настолько он живой, родной, и чувствуется, что он всех нас не оставляет, всех нас любит. Ни разу никогда и ничем отец Николай не огорчил, а только радовал и поддерживал. Как он умел сорадоваться! В такие моменты твоя радость увеличивалась во сто крат.
Как он умел сострадать! Как он умел и утешить! Произнесет предложение из Псалтири – и все тучи рассеиваются в душе. Он весь был Божиим – соединением дивной евангельской простоты и огромного ума, пастырской чуткости, образованности и подлинной русской культуры. Это соединение являло именно такой образ пастыря, в котором нуждалась Россия в это время.
Батюшку рукоположили в то время, когда только-только стали возвращать храмы. Множество людей, в том числе интеллигенция, чаяли найти священника – истинно Божиего водителя в Небесное Царство. Люди стремились к познанию церковной жизни, к познанию Господа, искали духовника. Ведь всегда нужен человек, который уже прошел этот путь и может повести за собой других, у которого, по слову Евангелия, в сердце Христос сотворил Себе обитель со Отцем. И батюшка стал таким пастырем – отцом и другом – для многих сотен человек.
Отец Николай был поначалу духовником и для воспитанников хора. Хочется отметить его неизменную аристократическую сдержанность и, вместе с тем, огромную доброту, которая струилась из его глаз и наполняла интонации его голоса. Пока отец Николай служил во Владимирском храме, он нередко исповедывал моих хористов, они любили собираться вокруг батюшки. В храме выстраивались в очередь семи-, десяти-, тринадцатилетние дети, и он долго подробно с каждым беседовал, прежде чем накрыть головку епитрахилью.
Духовный импульс, который дал им отец Николай, – это основа, благодаря которой «корабль» нашего хора вышел в свое большое плавание. И думаю, что благодаря его молитвам и молитвам присноп. архим. Иоанна Крестьянкина, благословившего меня на труд с детьми, наш «корабль» плывет до сих пор. Дивен Бог во святых своих.
«Я почувствовала присутствие батюшки»Две воспитанницы хора – Ксения (13 лет) и Мария (21 год) – поделились, что еще во младенческом возрасте отец Николай крестил их. Ксения рассказала, что, придя на Вечер памяти, она почувствовала его присутствие и невероятное тепло в душе. Она также вспомнила, как была у батюшки на первых своих исповедях, помнит его доброту, как он дал ей большую просфору. С радостью вспоминает рождественские праздники, которые организовывал отец Николай для детей, как они играли в интересные игры и водили хороводы в народных костюмах, как было весело и необычно. «Я рада, что в моей жизни была встреча с таким великим человеком», – в завершении сказала Ксения. |
Мария Кривоносова: Большое видится на расстоянии
Фото 2020 года
В течение прошедшего года без батюшки мы не только постигли масштаб личности отца Николая, но и осознали свое отношение к нему. И постарались выразить свое отношение доступными для нас средствами, вложив свою любовь и благодарность в процесс подготовки Вечера памяти. Мария Александровна была одной из деятельных участниц организации памятных дней и отвечала за оформление первого десятилетия пастырского служения отца Николая.
– Мария Александровна, почему первое десятилетие?
– Потому что я прихожанка Иоанновского монастыря с первых дней его открытия, когда он был передан как подворье Пюхтицкого монастыря и отец Николай пришел в обитель из храма Владимирской иконы Божией Матери.
В первую встречу он показался мне очень строгим, но, когда подошла к нему, душа моя сразу откликнулась, и я поняла, что это мой духовный отец.
– Как развивались ваши отношения?
– По молитвам батюшки, вся моя семья вскоре воцерковилась, и в дальнейшем он помогал нам духовными наставлениями и житейскими советами. А по его молитвам моя дочь чудным образом вышла замуж.
– Вам сейчас, наверное, одиноко без духовного окормления?
– Конечно, но мы не падаем духом, вспоминаем его наставления. И благодарим Господа за то, что столько долгих лет провели рядом с отцом Николаем.
– И вот с таким сильным чувством безмерной благодарности Господу и отцу Николаю вы взялись за работу?
– Да, мне совместно с Анной Соломиной было предложено возглавить комиссию от первого десятилетия. Нашей главной задачей было найти фото- и видеоматериалы того времени. Стоит вспомнить, что это были 1990-е годы. И такого изобилия отображающей техники не было. Становится понятным, что задача предстоит непростая. Но чудесным образом материалы обретались. Первыми были черно-белые фотографии ремонта и освящения воскресной школы, переданные нам отцом Анатолием Сысоевым. Потом – фотографии и аудиозапись иерейской хиротонии отца Николая в Спасо-Преображенском соборе 16 апреля 1990 года. Это и было чудом, потому что снимки неожиданно пришли от первоисточника, от человека, снимающего это событие.
А поздравляли батюшку мы всегда 7 апреля, в Праздник Благовещения, когда совершилась диаконская хиротония во Владимирском храме. 15 апреля 1990 года отмечали Пасху, так что батюшка наш посвящен в иереи на Светлой Седмице! Пасхальный! С тех времен у меня хранится еще фильм о посещении нашей Воскресной школы Святейшим Патриархом Алексием II в апреле 1994 года:
Затем добавились материалы из личных архивов наших прихожан. Так мы и собрали наш фото-видеоряд о первом десятилетии служения отца Николая, который и был представлен гостям Вечера памяти батюшки. Отдельное спасибо коллективу «Камертон» и его руководителю Ксении Головкиной за музыкальное сопровождение в нашем фильме. Очень помогли записи этого детского приходского хора.
А оформлением памятной экспозиции по первому десятилетия занимались Лариса Шмонькина и Елена Миза. Им помогали дети наших прихожан. Можно с уверенностью сказать, что это совместная работа многих людей. И было отрадно видеть, что дело отца Николая живет и продолжается, а приход сохраняет свою целостность.
– Подготовка к Вечеру памяти как-то отразилась на вашем отношении к отцу Николаю? Узнали ли вы что-то новое о нем?
– Конечно. Большое видится на расстоянии. Вечер памяти дал мне возможность почувствовать всю мощь личности отца Николая.
Над текстом работали: Елена Бирюкова, Тамара Алмазова,
Диана Колычева, Ольга Дмитриева, общины «Живое слово», «Информсайт».
Фото: Сергей Алексеев, Александр Шеин, Андрей Ульяновский,
Александр Штин, Ольга Дмитриева, община «Информсайт».
Видео: община «Истоки».
- Рождественский вечер, посвященный благодарной памяти прот. Николая Беляева: репортаж, 1 часть.
- С благодарностью Богу и дорогому пастырю: состоялся Вечер памяти отца Николая (видео).
- Мария Кривоносова, «Истоки»: Зарождение Иоанновского прихода и люди «первой волны».