Иоанновская община

ОБЩИНА ПРИХОЖАН ИОАННОВСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Главная Иоанновский приход Общины прихода Гиппократ «Лев во всем»: пример истинного исповедничества веры Христовой

«Лев во всем»: пример истинного исповедничества веры Христовой

Воскресное чтение. 

Продолжая эту рубрику на нашем сайте, хотим сегодня напомнить о наступающем дне памяти великомученика и целителя Пантелеимона (27 июля / 9 августа), покровителя общины «Гиппократ», одного из самых почитаемых святых Православной ЦерквиПоздравляем наших многоуважаемых врачей, которым в это непростое время особо хочется пожелать крепости душевных и телесных сил, многая и благая лета!

«Гиппократ» почитает святого целителя, ежедневно читая ему канон и молясь о здравии членов общины и всего прихода. Ведь имя Пантелеимон, данное святому при Крещении, означает «всемилостивый». Кроме того, мы знаем о большой святыне в храме Двенадцати апостолов нашего монастыря – иконе великомученика с частицей мощей (гл. фото). Каждый может прийти в любое время, когда храм открыт, приложиться, попросить о заступничестве святого, об исцелении от страстей и немощей – как телесных, так и душевных. 

Святой непременно поможет искренне молящемуся, от всего сердца просящему помощи и заступничества угодника Божия, и примеров тому великое множество. Однако, сегодня речь пойдет больше не о чудесах помощи св. Пантелеимона в жизни современных христиан. Хочется обратить внимание читателя на ту сторону его жития, которая явила нам пример истинного исповедничества веры Христовой. 

По слову Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, важнейшей чертой мученического подвига в древней Церкви было то, что он считался подражанием мученичеству Христа. «Будучи врачом и даруя другим здоровье и жизнь, – отмечал Святейший, – святой Пантелеимон пренебрег своей собственной жизнью, отказавшись от нее ради наследования жизни вечной. Он преодолел присущий каждому человеку страх перед смертью и отсутствием света, чтобы вечно лицезреть Свет Невечерний. Святой Пантелеимон не оставил после себя никаких текстов, поучений, богословских дискурсов. Его свидетельством стали его жизнь и его смерть, которые прославили его вовеки. Его мученичество стало наиболее красноречивым свидетельством о его любви ко Христу и стремлении уподобиться Ему». 

Как целитель, Пантелеимон помогал больным безвозмездно, чем навлек на себя гнев местных лекарей: за свои услуги они брали большие деньги. Те оклеветали святого. Перед тем, как лишить жизни земной, его долго пытали. 

В бо́льших муках, – отвечал мученик истязавшему его царю, – бо́льшую силу явит Христос мой, посылая мне бо́льшее терпение на то, чтобы посрамить тебя. А я, понесши за Него более тяжкие муки, получу от Него большие воздаяния.

Страшно читать об истязаниях великомученика: ему подвешивали камень к шее и топили в море, распинали, жгли огнем, натравливали диких зверей, бросали в кипящее олово – список далеко не полный. Но он оставался цел и невредим. Подробнее о великих мучениях, мудрости и стойкости веры, Промысла Божия о Своем служителе читайте в житии святого в изложении Димитрия Ростовского.

Приведем здесь часть заключительного раздела повествования:

Царь, приказав представить перед себя святого Пантелеимона, обратился к нему с такими словами:
– Многих я обратил от Христа к нашим богам, ты один не хочешь послушать меня. Уж и учитель твой Ермолай с обоими своими друзьями поклонился богам и жертву принес им, и я почтил их почетным саном в моем дворце. Поступи и ты также, чтобы получить с ними одинаковую честь.
Мученик же, зная своим духом, что святые скончались, попросил царя:
– Прикажи им придти сюда, чтобы я видел их пред тобою.
– Нет их теперь здесь, – солгал царь, – потому что я отослал их в другой город, где они получат великое богатство.
– Вот ты, против желания, изрек истину, – разъяснил ему святой, – ты отослал их отсюда, предав смерти, и они действительно отошли в град небесный Христа получить богатства, которых невозможно видеть глазу.
Царь, видя, что мученика никоим образом нельзя преклонить к нечестию, приказал жестоко бить его и, подвергши жестоким ранам, осудил его на смерть, чтобы отсекли ему главу мечом, а тело его повелел предать огню. И воины, взявши повели его на усекновение вне города.
Святой, идя на смерть, пел псалом Давида: "Много теснили меня от юности моей, но не одолели меня. На хребте моем орали оратаи" (Пс.128:2-3). И так до конца слова псалма того.
Когда воины вывели мученика от города на расстояние больше, чем одно поприще, тогда пришли на место, на котором Господу угодно было, чтобы скончался раб Его; они привязали Пантелеимона к маслине и, приблизившись, палач ударил мечом святого по вые, но железо перегнулось, как воск, а тело святого не приняло удара; потому что он еще не окончил своей молитвы.
Воины в ужасе воскликнули:
– Велик Бог христианский!
И, упавши к ногам святого, просили:
– Молим тебя, раб Божий! помолись за нас, да отпустятся грехи наши, что мы сделали тебе по повелению царя.
Когда святой молился, послышался с неба голос, обращенный к нему и утверждающий переименование его; потому что Господь, вместо Пантолеона назвал его Пантелеимоном, явно сообщая ему благодать, чтобы миловать всех прибегающих к нему во всяких бедах и горестях – и призывал его Господь на небо. Святой, исполненный радости, повелел воинам, чтобы усекли его мечом; но те не хотели, потому что боялись и трепет напал на них. – Тогда святой обратился к ним с такими словами:
– Если вы не исполните порученного вам, не получите милости от Христа моего.
Воины приступили и сначала облобызали всё тело его; потом поручили одному – и он отсек мученику голову и вместо крови потекло молоко. Маслина же та с той минуты покрылась плодами с корня до вершины. Видя это, многие из народа, бывшего при усечении, уверовали во Христа.

Кроме того, иногда мы забываем, что вмч. Пантелеимон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, что в переводе означает «лев во всем». Князь Изяслав, сын святого Мстислава Великого, имел изображение великомученика Пантелеимона на своем шлеме. Заступлением святого он остался жив в войну 1151 года. В день памяти великомученика, 9 августа (27 июля по ст. ст.) русские войска одержали две морские победы над шведами (в 1714 г. при Гангаузе, в 1720 г. при Гренгаме).

Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и в молитве за немощного.

Святой Пантелеимон был усечен 27 июля (ст.ст.) 305 года.

Глава святого Пантелеимона хранится в Русском Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре, в соборном храме его имени. Святые мощи великомученика частичками разошлись по всему христианскому миру. Такая частичка, повторимся, находится и в нашей обители. 

В Никомидии, где родился будущий святой (город в окрестностях современного Стамбула), в день его памяти совершается торжественный крестный ход с чудотворной иконой целителя. В этот день сюда съезжаются тысячи людей со всего мира, и тысячи верующих становятся свидетелями совершаемых им чудес.

В Мадриде хранится кровь святого великомученика и целителя Пантелеимона, которая каждый год принимает жидкое состояние. Кровь, которая пребывает в твердом состоянии в течение всего года, становится жидкой без всякого вмешательства человека, также как кровь священномученика Януария. Это чудо в Мадриде происходит накануне дня памяти мученической кончины святого, 26 июля (по ст.ст.). Так происходит с того момента, как пузырек с кровью святого Пантелеимона был принесен в этот монастырь в 1616 году. Между 1914 и 1918 годами, когда шла первая мировая война, а также в 1936 году, когда началась гражданская война в Испании, это чудо не повторялось. С 1993 года запрещено прикладываться к святыне (как говорят в монастыре, с целью ее сохранения). Чудо можно наблюдать через телевизионную систему.

Страстоте́рпче Пантелеи́моне прехва́льне,/ от Христо́вы любве́ ни огнь, ни ра́ны, ни меч,/ ни и́ны му́ки разлучи́ти тя возмого́ша,/ но, му́жески став в Христо́вом испове́дании посреде́ мучи́телей,/ пострада́л еси́, Богому́дре, до конца́/ и ны́не, венцено́сец, лику́я на Небесе́х,/ приле́жно моли́ся о душа́х на́ших (Минея. 27‑е июля).


Подготовлено редакцией Pravprihod.Ru.
Использованы источники: Рravoslavie.RuСвято-Пантелеимоновский женский монастырь Екатеринбургского благочиния, библиотека Одинцовского благочиния.
Фото: Иоанновский монастырь СПб.

 

Читайте также

Другие публикации рубрики:

 

Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге,
наб. реки Карповки, д. 45.
Фото: Ольга Дмитриева, общ. «Информсайт».

Обратная связь

Бронирование приглашения на праздник «Рождество Христово»

Дата Время Количество человек
12 января (пятница)
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
13 января (суббота)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
14 января (воскресенье)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
+