Летний дом трудолюбия: подводя итоги очередной смены
С завершением прошлой недели закончилась и вторая смена Летнего дома трудолюбия на приходской загородной базе. Сегодня тут началась новая смена для нового состава деток. А мы попробуем подвести некоторые итоги смены предыдущей, продолжительностью около двух недель.
Договор дороже отчеств
С самого начала, рассказала нам руководитель базы Татьяна Павлова, воспитатели договорились с мальчиками и девочками – Ваней, Никитой, Серафимом, Дашей и Настей, что будут жить дружно, по-семейному, как будто они приехали к тете на дачу отдыхать.
Соответственно, и директор, и практически все воспитатели здесь тоже стали просто тетями: «Тетя Таня – руководитель базы, баба Таня (согласно возрасту) и тетя Настя – повара, – продолжила свой рассказ Татьяна Петровна. – Тетя Галя – это наша «тихая пристань: если нужна была какая-то минута умиротворения, то это обязательно к тете Гале.
Тетя Оля – это наш страж частоты: она следила за тем, как дежурят дети, как моют посуду, чисто ли они убрали комнаты. Дежурили у нас посменно: один день мальчишки убирали, а девочки накрывали на стол и мыли посуду, на следующий день они менялись, но каждый день тетя Оля была на страже. Она проследит за тем, чистые ли руки перед едой, всегда ли вымыты ноги, проверит температуру, чтобы мы знали: все у нас здоровы».
План и труд все перетрут
Ритм дня в Домике задавала зарядка в начале дня и, конечно, утренняя молитва в трапезной. Правило – недлинное, необременительное, зато регулярное и систематическое: три раза «Отче наш», три раза «Богородице, Дево» и один раз «Символ веры», потом – молитвы о даровании благополучия нашему Отечеству, все поминали живых и здравствующих, затем пели тропарь батюшке Иоанну Кронштадтскому.
По окончанию завтрака тетя Таня читала план дня: все знакомились с неким графиком задач, которые нужно было сделать в течение дня, включая работы в огороде – ребята с удовольствием его пололи, подметали территорию на приусадебном участке, везде становилось чисто и аккуратно. Если доводилось перебирать продукты на складе, то обычные дети вдруг становились настоящими спасателями в перчатках и масках: каждый раз организовывались «миссии по спасению» картошки, лука, моркови или капусты – любым овощам нужен контроль и забота.
А вот фрукты здесь «спасали» переработкой: например, из лимонов ребята учились делать лимонный джем, из персиков – персиковый. И вот уже булка с джемом оказалась замечательным лакомством, «вкуснее всех конфет»! Дети так и говорили: дома мы бы никогда даже не подумали, что булка с вареньем может быть такой вкусной. Кстати, хитом обеих смен, особенно в период поста, на базе стали «грешники» – жаренный сахарный хлебушек, радостно уминаемый за обе щеки.
Интеллектуальный десант
Чтобы дети не засиделись и двигались более активно, воспитатели ежедневно совершали с ними «десант» в магазин за чем-нибудь, необходимым по хозяйству – самое главное было пройтись туда и обратно, размять ноги, пообщаться в дороге, поиграть в логические и творческие игры. Например, кто больше подберет слов на определенную букву, у того самый большой словарный запас. Или: один задумывает слово, а остальные вынуждены придумывать множество наводящих вопросов, пытаясь сообразить, что ж за слово он задумал. Игры не только интересные, но и полезные для ума.
Вечером у ребят тоже были игры, только «тихие». Например, старые-старые, еще из детства наших родителей, бабушек и дедушек, настольные «бирюльки»: когда высыпается на стол кучка зубочисток или просто палочек, и нужно умудриться из этой бесформенной кучи вытащить зубочистку настолько осторожно, чтобы не пошатнуть все «сооружение» – так развивается и глазомер у ребенка, и ловкость рук, а самое главное, терпение – как к делу, которое выполняешь, так и друг к другу.
Свадебные карточки и луковый суп
В рамках творческих занятий каждый день в Доме трудолюбия обязательно проводился мастер-класс по скрапбукингу. «В частности, помогая молодежной общине готовиться к свадьбе, мы каждый день трудились над оформлением карточек к праздничному столу, и за неделю успели сделать 38 настоящих посадочных открыток, – рассказывает мастер Татьяна Петровна. – Я думаю, что наши произведения гостям понравились, и они их оставили себе на память. Техника, в который были выполнены карточки, довольно кропотливая, но мы вместе справились с этой работой очень хорошо, я во всяком случае результатом осталась довольна».
Почти целую неделю дети выбирали и воодушевленно репетировали песню, которой в итоге поздравили молодоженов и гостей на свадьбе. И конечно, песня «Богородице» всем очень понравилась!
Три раза в неделю в Домике проводился кулинарный мастер-класс. Например, воспитатели объявляли: сегодня у нас день итальянской кухни! Соответственно, в этот день на кухне проводился соответствующий мастер-класс по приготовлению итальянких блюд.
«Представьте, – объясняет Татьяна Павлова, – если просто сказать, что у нас на ужин рисовая каша с грибами и горошком, то кто же её будет есть? Но когда это «ризотто», да с белыми грибами, да еще приготовленное вместе, то это совсем другая история! А к «ризотто» мы готовили «песто» – очередной шедевр из фасоли и трав с нашего огорода. В блендер попадали фасоль, зелень, базилик, кинза, свеженький чесночок, немножечко лимона, оливкового масла – и вот вам вкусно пахнущая паста с булочкой! Тем более, что готовили ее дети».
Так же готовились в здешней школе кулинарии блюда французской кухни. К примеру, луковый суп, который запомнили все, приговаривая: «Я обязательно приготовлю такой суп дома гостям». Так же готовили дети уникальные «кутабы» – постные тонкие лепешки с зеленью с участка: снытью, лебедой, луком и соленым огурчиком.
Рецепты? Это теперь – к юным кулинарам!
«Свеча», которая учит… думать
По вечерам в Домике «зажигали свечку». Это получасовое мероприятие, на котором обсуждались «самые серьезные вопросы». Если на первой «свечке» дети знакомились, рассказывали немножко о себе, о своих увлечениях, то со второй такой встречи они стали рассуждать на духовные темы, учась при этом формулировать свои мысли. Они старались не просто высказывать то, что хочется услышать взрослым, не говорить то, что они где-то уже слышали, а высказывать именно то, что чувствует сердце.
Темы бесед были самыми разными: «Кто такой христианин и чем он отличается от других людей», «Неправда и кто ее отец: может ли христианин говорить неправду?», «Зачем Бог создал нас разными: какими качествами должны обладать женщина и какими – мужчина?», «Цели жизни человека: как нужно ставить цель, должна ли она быть только у взрослых, как достигать цели?».
Оказалось, что детям нравится думать, особенно в такой доверительной атмосфере. «Я думаю, что дети извлекли из этих бесед свои положительные аспекты», – считает руководитель Летнего домика трудолюбия.
Подготовила: Ольга Дмитриева, редакция Pravprihod.Ru.
Фото: Татьяна Павлова, «Летний дом трудолюбия».