Семья с традициями служения Отечеству: воспоминания о костромских корнях Беляевых
Сегодня, в день памяти прот. Николая Беляева (4.03.1938–12.01.2021), публикуем рассказ прот. Геннадия Стрельбицкого, настоятеля храма свв. прав. Иоанна Кронштадтского и свт. Амвросия Медиоланского г. Костромы. В этом городе родился и провел первые годы жизни наш дорогой батюшка.
В моих воспоминаниях остался исключительно светлый образ отца Николая Беляева. Первая наша встреча состоялась в 1998 году. Посещая проездом прекрасный город Санкт-Петербург, волею случая я оказался в монастыре на Карповке, там же и состоялась наша первая встреча. В 1998 году еще не было Иоанновской семьи, я служил в г. Галиче, в глубинке Костромской обл., в Введенском храме. Первая встреча осталась в моей памяти чем-то очень светлым, как и все последующие наши встречи.
Отец Николай рассказывал о том, что он родился в Костроме, долго расспрашивал про город, про духовную жизнь в нашей области. Не могу сказать, что обращался за какими-либо советами или помощью, но общаясь с батюшкой, всегда отмечал, с какой добротой он взаимодействовал с людьми, будь то прихожане или священники, всегда был очень доброжелателен, внимателен.
Необычная встреча произошла у нас с отцом Николаем в 2010 году в апреле месяце. В тот раз мне, уже настоятелю храма Иоанна Богослова, он подарил книгу Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». И ровно через месяц я получил указ и стал настоятелем храма Иоанна Кронштадтского в Костроме, и мы стали членами Иоанновской семьи. В дальнейшем общении мы обнаружили много фактов, связующих жизнь семьи отца Николая с Костромой, выяснили интересные исторические факты.
Церковь свв. Бориса и Глеба в Костроме. Фото начала ХХ века.
Протоиерей Николай Беляев происходил из семьи с давними традициями служения Отечеству. Брат его, Сергей Алексеевич, был известным ученым-археологом. Он в постсоветское время по дружбе семьи с патриархом Алексием II, которая велась со времени совместного служения его отца, прот. Алексия Беляева, с будущим патриархом в Эстонии, часто был привлекаем к обретению мощей новопрославляемых святых. В частности, он работал в Оптиной пустыни и Дивееве, но главным делом жизни брата еще в советское время были раскопки христианских памятников древнего Херсонеса в Крыму.
Отец Николай, будучи астрономом, кандидатом наук, сотрудничал с Крымской обсерваторией, бывал в Севастополе у брата, организовывал и проводил экскурсии в обсерваторию для сотрудников археологической экспедиции.
В молодости, в 1930-х годах, родители отца Николая жили в Костроме, дружили с Александром Дмитриевичем Самариным, пребывавшем в ссылке в Костроме за его активную защиту Церкви в революционные годы, за его помощь митрополиту Петру в борьбе с обновленчеством, за его обер-прокурорское служение в 1915 году. Установившаяся тогда дружба духовно и интеллектуально близких семей в последствии продолжалась 90 лет и охватила четыре поколения. Духовное родство, любовь к Отечеству сблизили семьи.
А. Д. Самарин. Фото 1913 года.
Отец Алексий Беляев был духовным отцом дочери А. Д. Самарина Елизаветы до конца ее дней. Духовное влияние он оказал и на сына Елизаветы Александровны, и на ее невестку и их дочерей, девушек, навещавших отца Алексия в Пюхтицах, где он служил последние годы и где упокоился. Старшая из них, Екатерина, приняла иноческий постриг в Дивееве сразу по окончании университета, при создании монастыря. А младшая Елизавета, живя в глубоком послушании Церкви, в браке родила и воспитала с мужем пятерых детей, преданных православию и успешно работающих на благо народа.
О глубине православного влияния семьи Беляевых на дружественную семью потомков Александра Дмитриевича свидетельствует тот факт, что сын Елизаветы Александровны (в миру профессор Сергей Николаевич Чернышов) в старости принял постриг с именем Варфоломей в Свято-Троицком Ипатиевском монастыре в Костроме. А его дочь Екатерина, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, служит игуменией Горненского монастыря в Иерусалиме.
Монах Варфоломей (Чернышев) из Москвы уехал в Кострому, туда, где завязалась дружба семей. В нашем храме Иоанна Кронштадтского, где я служу настоятелем с 2010 года, он, тогда еще профессор Чернышев, начал свое служение. А затем, с помощью митрополита Ферапонта Костромского и Нерехтского и костромских друзей, он поставил крест на могиле деда А. Д. Самарина – обер-прокурора, главного уполномоченного Красного креста по тылу, товарища председателя Собора 1917-18 годов [1].
Панихида на могиле А. Д. Самарина: о. Сергий Никольский, Марина Беляева, мать о. Николая, Елизавета Самарина и др. Фото 1932 года.
Кладбище было ликвидировано в советское время, превращено в парк. Знаком давней дружбы двух семей, занимавших высокое положение в дореволюционном обществе, является то, что непосредственно рядом с могилой А. Д. Самарина, слева от нее, похоронена бабушка отца Николая Елизавета Николаевна Беляева [2], дочь адмирала, начальника штаба Тихоокеанского военно-морского флота, известного своей деятельностью по картографическому закреплению Дальневосточной границы России. В могилу бабушки была похоронена младенец Анастасия, старшая сестра отца Николая.
Вспоминая отца Николая, прежде всего, как о служителе Бога и последователе св. прав. Иоанна Кронштадтского, желаю, чтобы пример его жизни и служения всегда был перед нами. Надеюсь, что эта память поможет нам в служении и жизни, чтобы и отец Николай был нам примером любви Господа.
Прот. Геннадий Стрельбицкий, Кострома.
Фото из книг «Историки – дети Великой войны: воспоминания»,
«Подвигом добрым подвизался…».
_____________
[1] См. кн. «Подвигом добрым подвизался…» Материалы к жизнеописанию Александра Дмитриевича Самарина (1868-1932) / Авторы-составители С. Н. Чернышев и прот. Димитрий Сазонов. Кострома: Издательство Костромской митрополии. 2017. 312 с.
[2] В тексте упоминаются три Елизаветы, а в доме праведных Захария и Елисаветы, на месте Встречи Пресвятой Богородицы с прав. Елисаветой служит и молится, в частности за Беляевых, игумения Екатерина. Думаю, что праведная Елисавета не оставляла и не оставляет семью Беляевых своим вниманием.
- Прот. Геннадий Стрельбицкий: Проси́те у Бога любви.
- Памяти Сергея Алексеевича Беляева: «Вынесет все, что Господь ниспошлет».
- «Отличался благоговейным отношением к богослужению»: памяти прот. Алексия Беляева.