Иоанновская семья

Храмы, монастыри, часовни, гимназии, приюты, братства, сестричества, благотворительные фонды, общества и иные православные организации, посвященные святому праведному Иоанну Кронштадтскому

Истинно празднует воскресение тот, кто сам воскрес от мертвых дел

Истинно празднует воскресение тот, кто сам воскрес от мертвых дел

 Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Поучение в неделю Фомину

Христос Воскресе! 

Братия возлюбленные, вот и светлая неделя прошла и унесла с собой дела наши к престолу небесного Владыки и Судьи: там, братия, там теперь дела наши. Это я говорю к тому, чтобы устрашить страхом небесного суда тех, которые недостойно, не по-христиански провели праздник Светлого Воскресения Христова, и утешить тех, которые провели его в воздержании и духовной радости. 

Как встретили и провели весьма многие праздник Светлого Воскресения? Не хотелось бы приводить на память скверных дел человеческих, но надо вспомнить о них и осудить их от лица Божия вместе с лицами их творившими. Всесветлый праздник встречен был после светлой пасхальной службы темными делами: невоздержанием и пьянством, драками, сквернословием и всяким видом греха. Подумаешь, что мы постились пред праздником только для того, чтобы тем с большею жадностью устремиться на все плотские греховные дела, чтобы с большим бесстыдством и наглостью предаться всякому беззаконию. Увы! горе, горе нам!

Все те, которые встретили праздник невоздержанием и пьянством, прелюбодейством, сквернословием и прочими им подобными делами плотскими, потеряли всю пользу, которую получили было (если только получили) от поста, потеряли пользу от покаяния и причащения святых Тайн, попрали их, как неразумные животные ногами своими, потеряли благоприятное для спасения время, данное нам милосердием Господа, и уже не воротят этого времени. «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2Кор. 6:2), прилично было говорить вам в святой пост: ибо вы тогда только и приступали к спасительной бане покаяния и к всеочищающим верных, Тайнам тела и крови Господней. 

Отныне исповедь ваша и причащение отложены до будущего поста, и кто знает, сподобит вас или нет Господь еще исповедаться и причаститься? Кто знает, не умрете ли вы в тех самых беззакониях, которыми опять после бани покаяния осквернили себя? Как больно, как жалко, возлюбленные братия, что так скоро вы оказались изменниками Христовыми и предались на сторону диавола, чтобы служить ему, человекоубийце исконному, виновнику и учителю всякого греха! Вы, скажу вам словами Спасителя, да и я многогрешный – «вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити» (Ин. 8:44). 

Что же остается нам делать, братия возлюбленные? Молиться и плакать о своих грехах. Плакать о том, что не по-христиански и даже не по-человечески многие из нас встретили праздник, а как мерзкие идолопоклонники и как дикие звери, которым долго не давали есть, коих долго не кормили любимой их пищей; плакать о том, что попрали величайшие, душеспасительные таинства Христовы – покаяние и причащение и ни во что их вменили; плакать о том, что время, данное для спасения, безрассудно потеряли. 

Будем плакать и молить Господа, чтобы Он «не прогневался на нас до конца, и не погубил нас со беззакониями нашими» (Молит. на сон грядущ. троп. слава), но обратил бы нас на путь покаяния и сделал благоискусными исполнителями заповедей Его. Решимся твердо отныне не предаваться невоздержанию и пьянству и всем от них происходящим грехам, и со слезами будем просить Господа, чтобы Он благодатью Святого Духа укрепил нас в нашем намерении и благоделании. 

Братия! все прольем слезы: ибо все мы недостойно встретили величайший праздник Господень и все прогневали Господа своего: не так, не так по истине нужно всем нам встречать праздники Господни. Нужно встречать их духовною радостью о Господе, о нашем избавлении от грехов и о вечном спасении через Христа, Сына Божия, делами милосердия, воздержания от страстей, посещением храма Божия в духе и истине и простотою в пище и одежде. 

О, вы, украшенные золотом и множеством драгоценных тканей, жены и девы! К вам от имени Господа обращу мою речь! Какое множество бедных могли бы вы обрадовать в пресветлый день Воскресения Христова, и таким образом достойно встретить этот величайший праздник, если бы вы по великодушию и по любви христианской обратили хоть некоторые украшения ваши в деньги и раздали эти деньги бедным, которых так много у нас в городе? 

Как бы вы были благоразумны по христиански, если бы менее имели у себя драгоценных одежд и остающееся от покупки их деньги раздавали неимущим? Какую богатую милость получили бы вы в день оный от Христа Господа? Да, истинно по-христиански вы встретили бы тогда праздник Христова Воскресения. 

А теперь что? Вы украшены как кумиры, а члены Христовы без одежды; вы пресыщены, а члены Христовы – в голоде; вы утопаете во всевозможных удовольствиях, а те – в слезах; мы – в богатых и украшенных жилищах, а те – в тесноте и нечистоте, в жилищах, которые часто ни чем не лучше хлевов. 

Нет у нас любви христианской: нет для нас и истинного праздника Воскресения Христова: ибо истинно празднует воскресение тот, кто сам воскрес от мертвых дел для дел добродетели, для веры и любви христианской, кто попрал невоздержание, роскошь и все страсти. Братия! будем праздновать праздники Господни как христиане, а не как язычники! Аминь.

Источник: azbyka.ru.
Иллюстрация: Уверение Фомы. Караваджо.
Фото: pravmir.ru.

 

Никольский собор,
Сурский Иоанновский монастырь
в селе Сура Архангельской обл.
Фото: Людмила Гурина, Иоанновский приход в СПб.

Обратная связь