Иоанновская община

ОБЩИНА ПРИХОЖАН ИОАННОВСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Главная Иоанновский приход Публикации прихожан Спасительная дорога познания: сказки о семействе Алфавит

Спасительная дорога познания: сказки о семействе Алфавит

5 октября в России отмечают День учителя. Учитель в широком смысле – тот, кто открывает ребенку захватывающий мир знаний, родного языка, истории страны, часто даже не будучи педагогом по образованию, но обладая подлинной любовью к маленьким людям и большим знаниям.

Участница Иоанновской семьи из города Шахты Ростовской области Альбина Алдошина занимается социальным консультированием в кризисном центре. А в свободное время пишет детские сказки, в которых окружающий мир оживает, и в доступной малышу форме помогает почувствовать вкус к познанию. В преддверии праздника предлагаем вашему вниманию несколько сказок о семействе Алфавит со вступительным словом автора.

***

Бурное «Не хочу!» и топот маленьких ножек услышала я за дверью своего кабинета. Аккуратно выхожу в коридор, «вооружившись» куклой-перчаткой из арсенала кукольного театра. Растерянная мама, выбиваясь их сил, безуспешно урезонивает «скандалиста».

Малыш невольно поднимает глаза, замечая какое-то движение в поле его зрения. Я в эту секунду показываю ему смешного медвежонка, надетого на мою ладонь. Ребенок замолкает, пытаясь разглядеть куклу.

Удается перехватить инициативу и пригласить малыша в кабинет. Пока он самозабвенно увлечен конструктором, обмениваемся с мамой, сотрудником нашего учреждения, несколькими фразами. Она прояснила ситуацию: им сегодня нужно было быть на дополнительных занятиях – подготовишка «оказал активное сопротивление».  Первые шаги в школе вызвали у малыша затруднения, а у мамы панику. Родительница заранее спланировала отпуск, пытаясь помочь адаптироваться своему школьнику.

Приглашаю прийти ее на следующий день на консультацию ко мне без ребенка. А пока даю ей мои сказки с собой.

На следующий день объясню маме психотерапевтический эффект: буквы – графический символ, который пока для ребенка непонятен. Обучение переносит ребенка в неведомый мир знаков. Любой выход из «зоны комфорта» даже для взрослого человека – определенный стресс, для ребенка – кризис. Помогая ребенку справиться, плавно, знакомым для малыша методом, вводим его в новый для него вид деятельности. Такими с детства знакомым методом является, например, сказка.

А когда буквы «обретают» в сюжете сказочной истории узнаваемые ребенком черты людей, есть большая вероятность, что малыш сможет быстрее подружиться с алфавитом, правилами правописания. Особая, созидающая фантазия ребенка оживает, когда малыш слушает сказки, позволяет ребенку впустить в свой внутренний мир новые знания, пережить их приобретение на эмоциональном уровне и таким образом «завязать дружеские связи» с ними…

Сказка первая: Разные таланты сестричек

Буквы А и Б были подругами. Пошли они осенней порой в лес гулять. День был теплый.

Деревья в кружевах разноцветной листвы осыпали тропинки листьями. Ветерок плавно кружил их. Небо было высоким и ярко-голубым. Солнышко нежно пригревало, радовало своим теплом. Настроение у подруг было замечательное.

Буква А от избытка чувств радостно и легко запела:

– Аааааааа!

Букве Б понравилась песенка подруги. Она решила спеть свою песенку:

– Бббббб, – попробовала она, но звуки были тяжелые, как камни.

Буква Б очень огорчилась. Подруга стала ее успокаивать, но слова утешения не помогли.

Букве Б отчаянно хотелось понять секрет песенки буквы А. Обе решили пойти к мудрой Сове за разгадкой.

Совушка жила на большом высоком дубе. В ее дупле было уютно и тепло. Любимые книги Совы занимали многочисленные шкафы, лежали на письменном столе ровными стопками. Сова любила читать и была мудрой. Все в лесу знали об этом и уважали ее ученое мнение.

Гостеприимная Сова встретила А и Б очень душевно. Любезно пригласила в гостиную, напоила вкусным и ароматным травяным чаем с клубничным вареньем. 

Заметив грусть в глазах буквы Б, Сова расспросила о причине печали.

Внимательно выслушав подруг, Сова объяснила причину такого положения дел – столь разного звучания песенок:

– Буква А – гласная. Ее звук протяжный, легко льется песенкой. Буква Б – согласная. Ее звук резкий и звонкий. Песенкой он стать не может! Но все буквы важны! Когда они дружно становятся рядышком, то получаются слоги. Из слогов складываются слова. Уже из слов получаются интересные сказки, стихи, рассказы. Не стоит огорчаться! Нужно дружить! Все вы сестры – семья ваша Алфавит!

Так мудрая Сова успокоила подруг, примирила с действительностью. Они были ей очень благодарны!

Сказка вторая: Злоключения буквы Ы 

Буквы большой семьи Алфавит жили дружно и весело в большом и красивом, нарисованном акварелью, саду. Они очень любили играть в слова, радовались, когда из слов рождались строки песенок и рассказов, стихов и сказок!

Издалека за их жизнью наблюдали злюки-колюки, которых звали Зависть, Гневливость, Тоска, Гордыня. В этом семействе не было места добрым чувствам и отношениям. Злюкам крайне не нравилась дружба буквочек-сестер. Но посеять вражду в семье Алфавит им никак не удавалось потому, что буквочки всегда были вместе и от этого силы добра и дружбы удваивались, надежно защищая сестер.

Однажды мрачная и вредная карга по имени Гордыня заметила, что буква Ы часто любуется своим отражением в пруду и остается подолгу одна на берегу. Гордыня прокралась в дивный сад и спряталась в кустах осоки. Вечерело. И буква Ы снова пришла к зеркальной глади пруда полюбоваться собой. Тут Гордыня и стала нашептывать свои гадкие заклинания:

 – Ы! Ты красавица! Осанка у тебя царская! Посмотри, посох есть только у тебя! Значит ты выше и знатнее всех сестер! Не стоит тебе дружить с буквами! Будь выше всех!

Буква Ы долго слушала льстивые речи Гордыни и сама не заметила, как поверила всему, что шептала ей, не ведая стыда, хитрая карга.

На следующий день буква Ы пришла к сестрам и, капризно ударив посохом об землю, громко заявила:

– Главная среди вас буду теперь!

Шипящие буквы в ответ возмутились и тут же сказали:

– После нас в слоге букву Ы писать нельзя! ЖИ-ШИ пишите, детки, только с буквой И!

А другие буквы Алфавита приняли решение – никогда не ставить букву Ы первой в словах!

Горько пожалела буква Ы о том, что поддалась льстивым словам Гордыни и своим высокомерием обидела сестер.

Сказка третья: Печалька с буквой Я 

Долго жили буквы дружно после трагического происшествия с буквой Ы. Гнусная компания злюк-колюк не могла пробраться в акварельный сад в семью Алфавит и поссорить сестер. Тогда они решили действовать через людей, подогревая страсти тщеславия, эгоизма и гордыни. Люди, к большому сожалению, поддались страшным чарам злостной компашки и стали непрестанно «якать», хвастаться и ссориться между собой.

Буква Я  стала замечать, что ее все чаще и чаще люди используют в своей речи. Потихоньку буква Я, не чувствуя духовного подвоха, начала думать о себе в превосходной степени, высокомерно поглядывая в сторону сестер.

В компании шипящих букв снова первые почувствовали опасность и за обедом объявили: ЧА-ЩА пишите, детки, с буквой А!

Буква Я загрустила. Ей стало очень печально оттого, что она попала на удочку Гордыни!

Сказка четвертая: Трагедия буквы У

Злюки-колюки после истории с буквой Я поняли, что внести смуту в семью Алфавит у них не получится. Действовать решили только через людей.

Когда люди начали активно и часто «якать» и думать только о себе, не замечая вокруг тех, кому могли бы в чем-то помощь, на планете стало стремительно уменьшаться количество добрых дел и поступков, мыслей и слов о добром. Одурманенные люди перестали чувствовать, что сил у них становилось при этом все меньше и меньше – эта духовная болезнь называется эгоизм. Так подлые проделки злючек-колючек воровали у людей живительные силы, отвлекая их от Добра.

Грустно было наблюдать буквочкам-сестричкам такую печальную картину в мире людей.

Шипящие буквы Ч и Щ пошли прогуляться по акварельному саду.

Дело было вечером. Тихонько пели птички, прощаясь с уходящим днем. Благоухали фиалки. На небе загорались первые звездочки.

Вдруг у пруда буквочки услышали такой диалог двух гласных букв:

– Не плачь, сестрица! – утешала, одна другую.

И действительно, было слышно безутешное рыдание другой. Ч и Щ сразу поспешили на помощь.

Оказалось, что плакала огорченная буква У. Ей было очень горько, что люди чаще и чаще стали ставить ее в качестве предлога, чтобы похвастаться.

– «У меня!» – горделиво произносят, одурманенные Гордыней, Жадностью и Высокомерием люди. А слово «упрямство» самое гадкое для меня, – сквозь слезы жаловалась У.

Буквы Щ и Ч, как могли, поспешили успокоить страдалицу, взяли ее к себе в слоги. Поэтому теперь ЩУ и ЧУ пишем с буквой У.

Автор: Альбина Алдошина, заместитель директора Центра социальных инициатив
св. прав. Иоанна Кронштадтского в г. Шахты Ростовской обл.
Фото: kartinkof.club.

Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге,
наб. реки Карповки, д. 45.
Фото: Ольга Дмитриева, общ. «Информсайт».

Обратная связь

Бронирование приглашения на праздник «Рождество Христово»

Дата Время Количество человек
12 января (пятница)
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
13 января (суббота)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
14 января (воскресенье)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
+

Бронирование приглашения на благотворительный концерт
«От героев былых времен...»

Количество приглашений
Ваш email
+