По следам Богородицы: репортаж о поездке в усадьбу «Леонтьевское»
Ранним прохладным утром в последние дни мая паломническая группа Иоанновского монастыря отправилась в очередное удивительное путешествие по святым местам Земли Русской, тесными узами связанным с дорогими нам именами – св. прав. Иоанна Кронштадтского и нашего незабвенного батюшки прот. Николая Беляева.
Колоссальную работу по организации этой уникальной поездки проделала руководитель группы Ольга Немкова.
«Свете Тихий Святыя Славы»
Отправились мы в путь, конечно, с молитвой. Паломники готовились к причастию Святых Христовых Тайн в храме св. блгв. вел. кн. Александра Невского, и в салоне автобуса звучали молитвы ко Святому Причащению. Также на протяжении всего пути мы слушали рассказ Ольги Николаевны об истории рода Беляевых. Всю поездку нас сопровождала Анна Щербанюк, которая подробно и интересно рассказывала нам об истории тех мест и храмов, мимо которых мы проезжали или останавливались возле них. Это паломничество было очень насыщенным, духовно богатым, за что вся группа выражает огромную благодарность всем, кто помог в его организации.
Проезжая по Таллинскому шоссе, мы миновали придорожный Крестовоздвиженский храм в селе Ополье. Эту церковь в 1885 году освящал Иоанн Кронштадтский. Не доезжая Новоселья, в деревне Сижно есть Михайловский храм, где была усадьба помещицы Харламовой. Постройка – памятник архитектуры, охраняется государством. Ныне восстанавливается, реставрируется.
В дер. Новоселье Сланцевского р-на в храме Александра Невского состоялась Божественная литургия, которую служил настоятель иерей Андрей Ягунов. В этой деревянной церкви, выстроенной здесь в 1895 г., особое состояние души. Близость природы как-то благотворно действует, и, несмотря на отсутствие многочисленного клира и хора, на скромность обстановки, душа сразу наполняется благодатью и молитвой. На богослужении один батюшка, одна певчая. В подмогу мы привезли двоих певчих из города – Сергия Муравьёва и Владимира Истомина из нашего приходского хора «Именем Иоанна Кронштадтского».
Свете тихий
В сельском храме, простом, убогом,
Свет вечерний на Лике строгом,
К ветхой ризе он льнёт, алеет.
Вздох молитвы под сводом реет.
Меркнут окна, чуть рдеют главы,
«Свете Тихий Святыя Славы»…
Ангел сходит к земле с приветом,
Весь одетый вечерним светом.
Молит Бога над тёмной пашней,
Встретив вечер, за день вчерашний,
Тихо молвит: «Леса, долины,
Небо гаснет, но свет единый
Ждите завтра, молясь, с утра вы…
Свете Тихий Святыя Славы»…
Вторят росы, вздыхают травы:
«Свете Тихий Святыя Славы»…
Автор стихотворения: Поликсена Соловьева.
Отец Андрей
Солнце сквозит своими лучами повсюду. Кажется, и птицы, и трава, и вся древняя святая Русь прильнула к нам, к этой молитве, к этой многострадальной Русской земле.
Необычна и судьба отца Андрея. Батюшка прошел путь от сотрудника швейного ателье до священства. Успел побывать водителем, сварщиком и бизнесменом, приобрести новых настоящих друзей и распрощаться со старыми. А еще «по дороге к храму» он сочинял стихи и песни. Слушая рассказ священника, убеждаешься, что жизнь человека в критические минуты неизбежно сопровождает Божественное участие.
«С февраля 2014 года я служу здесь в храме, – рассказывает батюшка. – Еще настоятельствую в церкви св. рвап. кн. Ольги в дер. Загривье. Это небольшой деревянный храм, который находится уже в приграничной зоне, поэтому туда просто так, без документов, не проехать. Сланцевское благочиние и прихожане стали для меня настоящей семьей».
Две воскресные Литургии о. Андрей служит в своем храме, две – в церкви прп. Серафима Саровского в Сланцах. Если бы не службы и требы в сланцевском соборе, ему бы пришлось совсем тяжело. Прихожан в Новоселье немного – всего 20 человек, молодежи нет. Храм требует ремонта. Не так давно прихожане отремонтировали кровлю, но из-за плохой вентиляции на стенах и потолке скапливается конденсат, и по храму «ползет» плесень. «Летом лучше, нет такой влажности, но зимой, когда холодно и сыро, чтобы побороть грибок, нужно ежедневно топить печь, а мы не можем себе этого позволить, – сетует батюшка. – Был у нас на приходе человек, который помогал закупать дрова. Бывало, привезет их, а сам не сознается в этом, говорит «кто-то пожертвовал». Хотел строить тут дом, но переехал в другое место, за сыном-подводником. Хорошо, что находятся люди, которые помогают поддерживать храм в должном состоянии».
После службы мы были приглашены в Новосельский дом русского народного творчества. Нас тепло встретила директор Ирина Яковченко – приятная женщина в народном костюме, которая угостила нас пирогами и пригласила на щедрую трапезу. Затем в зале, где на стендах экспонируется выставка фото и документов, отражающая историю рода Беляевых, состоялся концерт священника Анатолия Першина.
В холле Дома творчества проходила выставка изделий народных умельцев. Нас пригласили посетить студии и кружки этого культурного центра, после чего мы сфотографировались на память с радушными хозяевами рядом с монументальной фигурой белого медведя.
Леонтьевское и Доложские пещеры
Там же в Новоселье мы посетили усадьбу Леонтьевское, вернее, то, что осталось от некогда величественного парка.
Более 30 лет в Новосельской краеведческой сельской библиотеке работает библиотекарь Вера Мохонькова. Это единственная библиотека в районе, где создан мини-музей. В нем оформлены экспозиции по нескольким темам: Великая Отечественная война, предметы быта и краеведческие альбомы. С 2004 года создается экспозиция, которая знакомит с историей усадьбы Леонтьевское и выдающимися представителями таких фамилий, как Беляевы, Блоки, Снурчевские, Трефурты, Эллиоты.
Новосельское сельское поселение находится на границе Ленинградской и Псковской областей. Пересекающая его территорию река Руя в древности была торговым путем, вокруг которого и образовались старейшие населенные пункты нашего края. В 1899 г. на берегах Руи между деревнями Гусева Гора и Куричек проходили археологические раскопки, где были обретены находки XII – XIV вв.
Следующее место, где мы побывали – это Доложские пещеры. По преданию, в первой половине XVIII столетия в пещере жил пустынник, который тут и скончался. Его имя и время кончины забыты, следы могилы изгладились. Возможно, это был монах Новгородских святых обителей или Александро-Невского монастыря. Пещера представляет собой две горизонтальных галереи, соединенных узким проходом. Длина большей галереи около 11 м, высота в пределах 1,20 – 2,8 м; ширина 1,80 – 2,60 м. В конце галереи имеется небольшое подземное озерцо, вода из которого считается святой и целебной. Она течет в соседнюю галерею и уходит в землю.
В 1900 г. перед Доложской пещерой был освящен храм в честь Успения Божией Матери, проект которого утвердил известный епархиальный архитектор Никонов. Впоследствии, в 1909 г. здесь была создан Покровский Козьегорский женский монастырь. Таким образом, Доложский пещерный храм стал скитом этой обители. Во время Великой Отечественной войны скит подожгли фашисты, а в 1950-х годах, уже при советской власти, ее взорвали. Расчистка руин Успенского скита началось в 2009 году.
Тихое, уютное место. Можно окунуться, вода чистая, проточная, святая. Есть гипотеза, что это место посещала Богородица и оставила там Свой след. Войдя в воду, на камне можно найти святой следок, который подходит любой ноге. В пещере есть иконы – можно помолиться и воды напиться.
Потом мы направились в урочище Должское. Новый деревянный храм в честь прав. Иоанна Кронштадтского сооружен вблизи остатков фундамента церкви Успения Пресвятой Богородицы при Должских Пещерах и приписан к Успенскому храму села Заручье. У нас была возможность помолиться здесь, поставить свечи, написать записки, побеседовать с настоятелем – игуменом Адрианом (Проворным), задать вопросы.
Покров Богородицы на Козьей горе
Дальше наш автобус держит путь в дер. Козья гора, в храм Покрова Божией Матери. Церковь включена в список объектов культурного наследия, в 2007 г. встретила свой столетний юбилей.
Проделав 3-часовой путь на машине из Петербурга, мы увидели на Козьей горе небольшой приход, который умудряется не только выживать в непростых сельских условиях, но и с надеждой смотреть в будущее. Белоснежный трехпрестольный храм Покрова Богородицы с высокой стройной колокольней, большим куполом в окружении четырех танцующих куполков удивительно смотрится на фоне деревенских реалий. Главный престол – Покровский, два других освящены во имя свт. Николая и апостолов Петра и Павла.
В 1917 г. приход составляли жители 200 дворов Поречья и близлежащих сел. До революции в этих краях жизнь кипела, были крепкие крестьянские хозяйства, строились большие храмы. Сейчас в церкви около десяти человек постоянных прихожан, большинство приезжают из соседних Сланцев, Усадища, Овсища. Летом могут заглянуть и дачники. Костяк общины – женщины зрелых лет, которые живут в деревне. У нескольких старушек, верных прихожанок, зачастую нет сил, чтобы даже дойти до храма.
В советские времена в ленинградской церковной среде поговаривали: «Вот сошлют тебя на Козью гору…». Этот приход в Сланцевском р-не не пользовался популярностью. Почему так было, нам выяснить не удалось, неясным осталось и происхождение названия «Козья гора». Но факт остается фактом: священники здесь менялись довольно часто. В 2004 г. настоятелем церкви Покрова Богородицы на Козьей горе был назначен игумен Елевферий (Нецветаев) с помощницей монахиней Варварой (Никитиной).
Отец Елевферий с улыбкой рассказал о местном предании, повествующем, что здесь бывал батюшка Иоанн Кронштадтский. Праведник участвовал в освящении храма в Пенино и говорил о церкви на Козьей горе, что она устоит, но много поменяет священников. «Правда, если посмотреть реалистично, – добавляет о. Елевферий, – удаленное расположение храма сыграло положительную роль: он не мозолил глаза большевикам. Сюда не так просто приехать, даже архиерей здесь был только один раз: в день освящения».
Обилие цветов в храме, удивительная тишина и собранность во время богослужения – на это сразу обращаешь внимание. Феномен пронзительной тишины нам тоже объяснил батюшка. Оказалось, они с матушкой Варварой специально «воспитывали» тишину в прихожанах. Сначала, бывало, люди приходили в храм как в клуб, беседовали во время службы, обсуждали, кто что положил «на канун». Сейчас же тишина стоит такая, что щелчок затвора фотоаппарата подобен раскату грома.
Хор в приходе небольшой: трое певчих. Ольга Милюкова, по образованию преподаватель танцев, сейчас – директор местной почты и регент в церкви, рассказывает, что они только осваивают репертуар и еще не успели выучить все гласы. По словам Елены Егоровой, экономиста на пенсии из деревни Овсище, уже 27 лет посещающей Покровскую церковь, все прихожанки выращивают цветы и приносят их в храм: «Чем больше срезаешь и отдаешь цветов, тем они лучше растут».
Здесь вообще все делают сами прихожане: от уборки до заготовки дров на зиму. На приходском собрании решили: среда – специальный день, когда можно приехать потрудиться. После работы о. Елевферий показывает фильмы о Ветхом Завете, а потом можно побеседовать за чаем. Как заметила матушка Варвара, просмотр фильмов подвигает многих к чтению Библии.
У Покровского прихода есть свое социальное служение: переписка и помощь двум православным общинам колоний Чебоксар и Саратовской обл. Этому служению год, заведует им матушка Варвара. Всем приходом они собирают посылки: варенье, чеснок, яблоки, конфеты, печенье… по 15-16 кг выходит. Матушка Варвара с теплом говорит о судьбах, которые открылись ей за время переписки с заключенными. В храме стоит специальная коробка для сбора на тюремное служение. Ольга Милюкова рассказывает, как наставляет их настоятель: «Идете покупать зубную пасту, купите две: одну себе, другую в коробочку для заключенных».
Батюшка много внимания уделил нашей группе, рассказав о храме, иконах, ответив на наши вопросы.
Завершилось путешествие первого дня в деревне Пенино, где нас ждал ужин, уютный гостевой дом и отдых после насыщенной программы. Мы смогли немного побыть в прекрасном храме Рождества Пресвятой Богородицы (настоятель прот. Петр Мухин) и набрать святой воды в источнике св. вмч. Параскевы Пятницы.
Покровская церковь в Кярово и Ледовое побоище
Утром следующего дня мы отправились в дер. Кярово, в Покровский храм (настоятель иерей Сергий Олисов). Это небольшая церковь с колокольней, расположенная среди старинных деревьев, на высоком холме на берегу реки Чермы. Храм выстроен в 1789 г. на средства графа и генерал-адъютанта Петра Коновницына. Спустя некоторое время, чуть ниже по течению речки была выстроена водяная мельница; господский дом окружал красивый парк, который стал творением Петра Петровича и его жены Анны Ивановны. В нем было представлено яркое разнообразие деревьев: липы, ясеня, дуба, клена, ели и тополя.
Храм совершенно не имеет росписей. Церковный иконостас с иконами (родом из Аничкова двора) обновлен. С левой стороны от церкви находятся две плиты, выполненные из черного мрамора. Одна плита содержит надпись, в которой упоминается имя Петра Петровича Коновницына, вторая – его жены Анны Ивановны. Генерал-адъютант имел четырех сыновей: Григория, Алексея, Ивана и Петра и дочку Елизавету. Иван и Петр были участниками декабристского восстания. Елизавета Петровна стала женой сосланного князя Нарышкина, последовав за ним в ссылку. Дети Петра Петровича похоронены рядом с Покровской церковью.
Далее мы отправились в дер. Самолва в Гдовском р-не, где находится монумент, посвященный Ледовому побоищу и св. блгв. вел. кн. Александру Невскому.
5 апреля 1242 года (по ст. ст.) дружина Александра Невского разбила рыцарей Ливонского ордена на льду Чудского озера. Произошло это недалеко от нынешней дер. Самолва, где в прошлом году появился грандиозный мемориал новгородскому князю и его дружине. А теперь здесь работает уникальная интерактивная выставка-квест, которая помогает всем гостям поля ратной славы разгадать, «в чем сила Александра Невского». Мемориальный комплекс, возведенный здесь, символизирует возвращение русского воинства с победой и знаменитые слова «Кто на Русь с мечом придет, тот от меча и погибнет».
Мы помолились у этого мемориала святому князю, послушали рассказ экскурсовода, сделали памятные снимки.
Уникальная «Целительница» в дер. Трутнево
Далее наш путь лежал в дер. Трутнево, к храму иконы Божией Матери «Целительница». Интересна ее история. Здесь, в северо-восточном Причудье, в нескольких километрах от Чудского озера, находятся две святыни – Трутневская пещёрка и родник, связанные с чудесным явлением Божией Матери в середине XVIII века.
Источник: svyato.info.
Здесь мы зашли в уютный деревянный храм, написали записочки, а после спустились вниз, к ручью, чтобы прикоснуться к святыне – стопочке Пресвятой Богородицы, набрать святой воды.
Чудные виды у Чудского озера
И последнее место нашего паломничества – дер. Ветвеник. Здесь находится храм свв. апп. Петра и Павла (настоятель прот. Константин Подкорытов), который считается главной достопримечательностью и украшением деревни. Он расположился на красивейшем и живописном берегу Чудского озера. Построена церковь в 1907 г. Это типичный образец псевдорусского зодчества с псковскими и новгородскими элементами. Украшают строение с белыми стенами купола небесно-голубого цвета. Тысячи людей приезжают сюда, чтобы полюбоваться красивейшим храмом и видами, открывающимися отсюда.
Мы также были потрясены открывшимся перед нами видом Чудского озера, слившимся с небом. Теплый, душевный разговор с настоятелем. Так не хотелось уходить, но лимит времени был исчерпан. Мы отправились в обратный путь, славя Бога за чудесную поездку. И огромная благодарность всем, кто помог ей состояться.
Подготовила Елена Поплавская, общ. «Живое слово».
Фото предоставлены автором.