Следы на песке
«Автобус маршрута «Санкт-Петербург – Псков» будет подан к стоянке №3», – услышал я объявление и, встав с кресла в зале ожидания, вышел на улицу. Этим автобусом я добирался до дачи, которая находилась примерно в двух часах езды. Предъявив билет водителю, я прошел в салон. Мое место оказалось возле прохода, рядом у окна сидела молодая светловолосая женщина. Закинув вещи на багажную полку, я сел на свое место, и через несколько минут автобус тронулся.
Миновав городские кварталы, он выбрался на шоссе, набрал скорость и под размеренное движение автобуса я задремал. Проснувшись через какое-то время, я взглянул на свою соседку и увидел, что, прикрыв глаза рукой, она плачет. За окном начало темнеть, в салоне было тихо, и женщина плакала молча, лишь время от времени рукой утирая слезы, ползущие по щекам. Потом она вздохнула, провела ладонями по лицу и, увидев, что я смотрю на нее, отвернулась к окну.
– У вас что-то случилось? – негромко спросил я.
Женщина повернулась ко мне и, грустно улыбнувшись, ответила:
– Случилось.
– Может быть расскажете?
– Нет, – она вновь отвернулась к окну, – не хочу.
Это категоричное «не хочу» человека, не желающего переживать все вновь, вернуло меня в прошлое: когда-то я сам на подобный вопрос отвечал точно также.
Мою жизнь изменила автомобильная авария. Чудом мне удалось выжить, и после длительного лечения врач отправил меня в санаторий. Понемногу я приходил в себя. Время теперь разделилась на «до» аварии и «после». «До» я жил довольно легко, стараясь получать побольше удовольствий. «После» – не осталось ничего, кроме одиночества, отчаяния и депрессии.
Город, на окраине которого располагался санаторий, был типичным приморским городком. Дни, заполненные процедурами, катились один за другим.
Однажды я проснулся рано утром, и уснуть уже не мог. Одевшись под сопение соседа по комнате, я решил прогуляться по пляжу, который начинался от санатория и уходил вдаль. Стало светать, заря позолотила горизонт, море спокойное и ласковое тянулось справа от меня. Пляж, убранный после вчерашнего нашествия отдыхающих, был чист и безлюден. Пройдя немного, я обнаружил следы человека, рядом с которым тянулись следы собаки. Посмотрев вперед, я увидел на песке перевернутую большую лодку, на ней виднелась женская фигурка, рядом с которой лежала собака. Я подошел поближе. На лодке, поджав под себя ноги, сидела и, не отрываясь, смотрела на солнце сквозь темные очки девушка в белой рубашке и синих джинсах. Собака подняла голову и предупреждающе зарычала.
– Тихо, Айна, – проговорила девушка, протянула руку и положила ее на голову собаки.
– Доброе утро, – поздоровался я.
– Здравствуйте, – отозвалась девушка и повернула ко мне лицо. Набежавший ветерок заиграл ее светлыми волосами, и девушка отвела их рукой.
– Любите смотреть на восход солнца? – задал я вопрос.
Лицо девушки странно изменилось, она промолчала и отвернулась. Не понимая, что случилось, я перевел взгляд и увидел рядом с девушкой легкую белую трость. Собака спрыгнула на песок, натянув поводок, который был у девушки в руке.
– Сейчас, Айна, – произнесла та и, нащупав рукой трость, поднялась на ноги.
«Она же слепая!» – вдруг понял я. Почувствовав мое замешательство, девушка повернула ко мне лицо.
– Да, я люблю встречать восход солнца, – произнесла она, – хотя уже несколько лет его не вижу.
– Но как же так? – растерянно произнес я.
Ничего не ответив, девушка погладила собаку и та, натянув поводок, повела ее за собой.
Я смотрел им вслед, пока они не свернули с пляжа и не скрылись за ближайшими деревьями, а затем вернулся в санаторий, где меня ждали лечебные процедуры.
На следующий день, едва рассвело, я был на пляже. Издалека заметив на перевернутой лодке девушку и собаку, подошел к ним.
– Это опять Вы, – заслышав мои шаги, сказала девушка.
– Да, здравствуйте, – произнес я, – можно я встречу восход солнца вместе с Вами?
– Встречайте, – она слегка пожала плечами.
Я присел рядом, молча глядя, как красное солнце мячиком подскочило над горизонтом. Так же, как и вчера, собака спрыгнула на песок, и девушка поднялась следом за ней.
Я встал с лодки и спросил:
– Можно Вас проводить?
Девушка согласилась, и мы медленно пошли по песку.
– Меня зовут Борис, – представился я.
– Лена, – назвала себя девушка, – а колли зовут Айна. Словно поняв, что говорят о ней, собака повернула ко мне голову.
– Айна для меня все, – сказала Лена. – До ее появления я почти не выходила из квартиры, а сейчас она водит меня по городу и приводит на пляж.
Не спеша мы дошли до места, где Лена должна была свернуть с пляжа.
– Вы придете завтра? – спросил я.
– Если ничего не случится – улыбнулась Лена, – обязательно.
Она повернулась и пошла. Айна уверенно вела девушку, которая спокойно шла за собакой, лишь слегка помогая себе тростью.
Стоя на месте, я опять смотрел им вслед, чувствуя, как странным образом заполняется пустота внутри меня.
Мы встречались еще несколько раз, и каждый раз Лена поражала меня. Потеряв зрение после несчастного случая, она не утратила способности радоваться всему, что ее окружало. Она искренне любила жизнь, и ее любовь, как неведомое лекарство, помогла мне прийти в себя, победив и депрессию, и отчаяние.
Отвлекшись от воспоминаний, я взглянул на свою соседку, которая все так же безучастно смотрела в окно.
– Я хочу вам рассказать историю, которая случилась со мной, – негромко произнес я и начал рассказывать ей о Лене. Через некоторое время женщина уже внимательно вслушивалась в мой голос.
– …И только через много лет я понял, что это Господь послал мне встречу с Леной, - подошел я к концу. – Ведь со мной работал психолог, старались поддержать родственники – все было напрасно, и только Лена словно встряхнула меня и вернула к жизни.
Женщина глубоко вздохнула.
– А что было дальше? – немного погодя, спросила она.
– В последнюю нашу встречу Лена сказала, что уезжает в Москву, где в одной из клиник ей должны были сделать операцию. Она дала мне листочек бумаги, на котором был написан ее телефон. Я проводил Лену до конца пляжа, пожелал ей удачи, и мы расстались.
Соседка повернулась ко мне:
– И вы больше не встречались?
– Нет, – помедлив, сказал я, – в тот день у меня обострились боли, меня отправили на скорой в городскую больницу, листок с телефоном остался лежать на тумбочке и к моему возвращению затерялся. Потом лечение мое подошло к концу, и я уехал домой. Больше в том городке я не бывал. Только вот, что удивительно. Прошло немало лет, и в жизни было много всего. Но в последнее время я все чаще вспоминаю эту встречу, может быть, потому, что в Лене была та любовь, что согревает других, как согревает встающее солнце, которое незрячая девушка видела лучше меня.
Автобус подошел к моей остановке. Собрав вещи, я выбрался из салона. Обходя автобус, я увидел в окне свою соседку. Когда наши глаза встретились, она улыбнулась, провела по стеклу рукой, и я по губам понял сказанное:
– Спасибо.
Рассказ Леонида Патракеева,
община «Живое слово».
Декабрь 2017 г.
Рассказать: |