«Истоки» рекомендуют посетить: выставка наследия староверов в Эрмитаже
На прошлой неделе община «Истоки» со своим духовным руководителем прот. Анатолием Сысоевым побывала на необычном мероприятии. В Манеже Малого Эрмитажа открылась выставка «Художественное наследие староверов Поморья», которую и посетили наши прихожане.
Инициатором культурной встречи общины стала Светлана Миновская, которая предложила труженикам «Истоков» увидеть уникальную экспозицию. Выставка, подготовленная Отделом истории русской культуры Эрмитажа, вобрала почти 200 произведений XVII-XIX веков, причем большую часть показывают широкой публике впервые. В основе экспозиции – 60 икон, созданных мастерами Выговской поморской пустыни, общежития староверов на реке Выг (ныне Республика Карелия), стоявшей в глухих лесах к северо-востоку от Онежского озера с 1694 года.
«Золотым веком» обители был период с 1720-х по 1740-е годы. В это время высокого развития в ней достигла и духовная мысль, и иконопись, в которой сложился так называемый «поморский пошиб» – стиль с лаконичной манерой письма, сдержанным колоритом, графичностью темных линий и общей выразительностью. К этому времени относятся иконы, представленные в центре выставки. Три из них размещены по одну сторону стенда и одна — с обратной стороны. Именно так они располагались на Святых вратах Выговецкой обители – въездных. Это трехфигурный Деисус 1730-х годов (самый ранний известный сегодня памятник Выговского иконописания) и образ Богоматери Тихвинской первой четверти XVIII века.
Как эти иконы попали в Эрмитаж? Это заслуга исследователя древнерусских и старообрядческих рукописей и икон Василия Дружинина и сотрудника музея, реставратора Федора Каликина, имевшего связи в старообрядческих общинах России и ездившего туда по заданию Дружинина. В советское время Дружинин был репрессирован, и коллекция разошлась по разных музеям и хранилищам. Ее восстановление заняло значительный период и потребовало усилий нескольких поколений искусствоведов.
«Истоки» изучали экспонаты в сопровождении экскурсовода, но это можно было сделать и самостоятельно, так как помимо икон и богослужебных предметов в зале демонстрируется документальный фильм об особенностях старообрядческой иконописи, жизненного уклада и трагических страницах раскола. Например, образ Христа с определенного времени писался только в виде оплечных икон, что позволяло избежать изображения двоеперстного крестного знамения. Особенно поразила экскурсантов икона «Всем скорбящим радосте» – именно так звучит привычное название в старообрядческом изводе. Одна из участниц поделилась своим пониманием, почему у старообрядцев оно сохранилось в таком виде: «всех» зачастую воспринимается как ничье, а «всем» обращено к каждому.
Выставка продлится до конца марта. Рекомендуем и вам, дорогие читатели, познакомиться с этим уникальным событием в истории современного русского православия.
Автор: Мария Кривоносова, община «Истоки».
Использован источник: fontanka.ru.
Фото участников общины.