Иоанновская община

ОБЩИНА ПРИХОЖАН ИОАННОВСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Главная Иоанновский приход Общины прихода Просветитель Per aspera ad astra (Через тернии к звездам): репортаж о Вечере памяти монахини Елены. 1 ч.

Per aspera ad astra (Через тернии к звездам): репортаж о Вечере памяти монахини Елены. 1 ч.

20 ноября 2022 года, в воскресный день, после Божественной литургии в храме в честь Двенадцати Апостолов Иоанновской обители СПб и панихиды с поминовением матушки Елены (Казимирчак-Полонской) в Нашем доме состоялась торжественная праздничная встреча. Она была посвященная 120-летию со дня рождения (21.11.1902) этой великой женщины необыкновенной судьбы, духовной наставницы отца Николая Беляева и многих других выдающихся современников. 

Подвижница нашего времени

В рамках встречи своими воспоминаниями и рассказами поделились люди, хорошо знакомые с матушкой при жизни. Это Ольга Сокурова, доктор культурологии, кандидат искусствоведения, которая занимается переизданием книги монахини Елены. Ольга Борисовна подала идею издания писем матушки, которые хранит Людмила Ильюнина, писатель, журналист, публицист, главный редактор журнала «Православный летописец Санкт-Петербурга». Она – автор книг православной тематики, член Союза писателей, хранитель архивов, которые доверили ей старцы и старицы.

Прелюдией к встрече было музыкальное выступление Детского ансамбля скрипачей Детской школы искусств Петроградского района младшего и старшего возраста. Прозвучали четыре прекрасные композиции русской классики П. И. Чайковского и Г. В. Свиридова.

Людмила Александровна рассказала о монахине Елене, о её удивительной и трагической судьбе, о встречах с ней и духовном общении в годы своей молодости, когда в нашей стране действовали запреты на религиозные проявления.

«Монахиня Елена – подвижница нашего времени (†1992), которая смогла соединить опыт послереволюционных православных братств, культурное богатство религиозного движения на Западе, возрождение христианского служения, просвещения послевоенной и «перестроечной» России», – отметила Людмила Александровна. Познакомилась она с матушкой в середине 1980-х годов.

«Верующие должны быть аристократами духа»

В «Литературной газете» собирались опубликовать статью о богослове и философе Сергии Булгакове, и Людмилу Александровну попросили сходить к его духовной дочери, монахине Елене, которая жила в Петербурге. Мать Елена обрадовалась такой возможности, что в газете с большим тиражом будет опубликован материал о её духовнике.

Встречи с мнх. Еленой были духовно наполнены и навсегда запомнились молодой писательнице. На одной из встреч выяснилось, что у обеих имеется общий знакомый священник Иоанн Конюхов. После возвращения в Россию, живя в Херсоне, мать Елена тайно ходила на исповедь к батюшке. Отец Иоанн почти 30 лет провел в лагерях, был исповедником Христовым, как и мнх. Елена. Когда Людмила Александровна приехала в Тулу и передала поклон отцу Иоанну от матери Елены, он очень обрадовался.

На встрече в нашем доме Людмила Александровна рассказала о непростой ситуации в 1990-е годы, когда в храмах присутствовали люди, следившие за прихожанами. Отец Иоанн в заключении отпевал и хоронил людей. В Херсоне у матушки Елены умер единственный и любимый сын Сереженька, и его тайно отпевал отец Иоанн.

Людмила Александровна рассказала о чтеце Владимире Яхонтове, который был арестован и много лет провел в заключении. Владимир Николаевич организовал в лагере театр и ставил там пьесу по произведению Пушкина «Моцарт и Сальери».

Отец Иоанн Конюхов в неволе многих привел к вере и покаянию. Матери Елене он был духовно близок. Монахиня, как рассказывала на встрече Людмила Ильюнина, говорила, что верующие должны быть культурными людьми, аристократами духа.

Отец Иоанн умер в возрасте около 90 лет, последние годы он жил в Туле. Когда его спрашивали о здоровье, он говорил – «Прекрасно, благодаря лагерю». Он служил до последнего, помощников у него не было.

«Смирение – это творить волю Божию»

Говоря о судьбе монахини Елены, Людмила Александровна отметила, что она была одинока. «Люди, которые её любили, были не её масштаба. Говорили, что матушке не хватает смирения… Я сказала на это матушке, что смирение – это когда волю Божию творишь. Эти слова очень утешили матушку. И отец Николай Беляев подтвердил, что эти слова – были поддержкой для матушки».

В одном письме мнх. Елена перечислила свои достижения. Это письмо не было самовыражением. К примеру, отец Алексий Мечев также написал о себе надгробное слово. Когда человек такого, как мнх. Елена, масштаба, говорит о своих достижениях, он не себя хвалит, а констатирует, что ему дал Бог. Когда человек не на себе сосредоточен, и может о себе говорить в третьем лице. Это особое состояние, оно дается Богом избранникам Божиим. Мнх. Елена была именно таким человеком. Поэтому её автобиографическая книга «О действии благодати Божьей в современном мире» написана о себе в третьем лице.

Людмила Александровна показала письмо – копию, написанную самой мнх. Еленой. В письме она вспоминала о Херсоне, где была могила сына. Людмила Александровна зачитывала письма мнх. Елены, написанные ею уже в полной слепоте. Одно из них было обращено к отцу Иоанну Конюхову. Она в нем благодарит за трогательное письмо, телеграмму, за молитвенную память о её многострадальных Серёженьке и мамочке. Мнх. Елена пишет, что рада завершению высокого пастырского и литургического служения и желает достойно подготовиться к радостной встрече с живым Христом. «Да благословит Господь Вас и всю Вашу семью, – пишет мнх. Елена отцу Иоанну. – Я пишу письмо в полной слепоте. С любовью о Христе, Елена».

Уроки мужества, веры и бодрости духа

Отрывок из статьи Людмилы Ильюниной о матушке Елене: «В наших отношениях были две важнейшие вехи: когда удалось привезти к ней домой гостившего в Питере митрополита Питирима (Нечаева), и он разрешил проблемы, которые ее тогда тяготили, и когда удалось сдать ее рукописи в рукописный отдел Пушкинского Дома (там теперь есть отдельный фонд Е. И. Казимирчак-Полонской). Годы нашего общения проходили в работе: матушке нужно было помогать готовиться к лекциям и в работе над статьями – читать вслух нужную для этого литературу (она была почти слепой), подправлять переведенные с магнитофона на бумагу наброски большой работы об отце Сергии Булгакове, помогать отвечать на письма (переписка у матушки была огромная, до 350 открыток она получала на праздники и считала необходимым всем ответить). Но главными в общении с матушкой останутся те дни, когда она уже находилась в больнице – в последние месяцы ее жизни. Тогда она преподала настоящий урок мужества, веры и бодрости духа. Даже испытывая страшные физические мучения, она оставалась собою: продолжала интересоваться новостями церковной и политической жизни, книжными новинками, научными открытиями. 

Она уходила из этой жизни как воин, ее смерть была последним сражением с немощью, злом и бессмыслицей. Потому и похороны матушки воспринимались как торжество, как победа». 

Людмила Александровна продолжала рассказ: «А теперь, после того, как познакомила вас с личными воспоминаниями, кратко расскажу об основных вехах жизни мнх. Елены, и главное – приведу отрывки из ее автобиографических записок, связанных с православным религиозным движением».

«О действии благодати Божией в современном мире» – так назвала свою автобиографическую книгу монахиня Елена (Казимирчак-Полонская), которая, к сожалению, не имеет широкой известности среди российских читателей. Как настоящая христианка, свое добровольное (а не вынужденное, что часто случалось при богоборцах) исповедничество она объясняла именно действием Божией благодати. Но мы – ученики и друзья матушки Елены, которые были свидетелями ее подвижничества в последние 10-15-ти лет ее земного странствования, – всегда понимали, что без личного подвига матушки, ее самоотречения не было бы и «действия благодати Божией». 

Русское студенческое христианское движение 

Из биографии мнх. Елены

Родилась Елена Ивановна Полонская в 1902 году на Волыни в селе Селец (ныне Владимир-Волынского района Волынской области Украины), где родители ее – Иван и Евгения Полонские владели небольшим имением. Уже в раннем детстве и девичестве она проявила незаурядные способности, причем в разных областях знания – ей прекрасно давались иностранные языки и точные науки. Поступая в Луцкую женскую гимназию, юная Елена уже неплохо владела французским, немецким, английским и польским языками. Весной 1919 года Елена Полонская окончила женскую гимназию с золотой медалью. 

Семья Полонских не была религиозной, и потому именно «действием благодати Божией» можно объяснить то, что юная Елена, при всей успешности своих научных занятий, красивой внешности и материальной благоустроенности, стала мучиться вопросом о смысле земного бытия. Не находя ответа на путях рационального знания, она однажды в молитвенном порыве обратилась к Небесам: «Во имя чего дана жизнь?» И тогда произошло чудесное явление, которое предопределило всю дальнейшую судьбу. 

В момент этого душевного смятения и горячего вопрошания к Богу Елена находилась в большом парке фамильного имения Полонских. И вдруг несказанно преобразилось все вокруг: деревья, кусты, цветы, вода в озере, облака на небе. В один миг она увидела преображенную красоту земли и почувствовала в этом ответ, который потом выразила словами псалма: «Небеса да поведают славу Божию, творение руку Его возвещает твердь» (она любила их повторять, когда рассказывала о своих астрономических исследованиях). 

Тогда, в момент Богоявления в волынском парке, было принято решение, что отныне все научные занятия будут посвящены доказательству бытия Божия через исследование премудрого устроения мира. 

В то время Елена Полонская была студенткой Львовского университета имени Яна Казимира – физико-математического факультета. И в 1923-1925 годах стала принимать активное участие в Русском студенческом христианском движении (РСХД). В 1926–1928 годах она была его активным членом и представительницей в Польше и Белоруссии. Редактировала религиозно-политический журнал «На рубеже». Она показывала сохранившиеся номера этого журнала. 

На съезде в Пшерове (Чехословакия) Елена познакомилась с отцом Сергием Булгаковым и его духовными чадами – матерью Марией (Скобцовой), сестрой Иоанной (Рейтлингер), матерью Бландиной (Оболенской), матерью Феодосией (Соломянской) и матерью Марией (Струве).

Теперь мы дадим слово самой матушке, она рассказала об этом времени в своих воспоминаниях, которые вошли в книгу об отце Сергии Булгакове: «Пражский период его многогранной деятельности ознаменован выдающимся событием – о. Сергий становится духовным руководителем религиозной конференции в Пшерове, на которой в начале октября 1923 года зарождается РСХД, сыгравшее ведущую роль в формировании обновленного религиозного сознания русской зарубежной молодежи и в ее активном служении Православной Церкви.

Конференция была организована благодаря дерзновенной вере в Бога, энергии и инициативности Александра Ивановича Никитина, Льва Николаевича Липеровского (учеников барона Павла Николаевича Николаи) и семьи Зерновых, оставившей неизгладимый след своей деятельности как в России, так и за рубежом.

Источник: ruskline.ru.

Жизнь-самопожертвование

Монахиня Елена была трижды профессором, – пожалуй, единственный случай в мировой истории. Диплом доктора философии она получила в Варшавском университете, доктором физико-математических наук и доктором астрономических наук стала уже в России. Таким образом, вся ее жизнь была исполнением обещания, которое она дала Богу в юности, – служить Ему «всею крепостию, всем умом и помышлением». 

Елене Ивановне принадлежало множество астрономических открытий, за что она была награждена престижной премией имени Ф. А. Бредихина, ее именем названа космическая звезда. Но нас – тех, кто лично знал матушку, – потрясала, в первую очередь, не ее ученая эрудиция, а сердечная широта, житейская практичность, удивительная цельность. Это настоящее чудо: хотя матушка и считалась ученым-теоретиком, она никогда не была отвлеченным «кабинетным человеком». Ради сострадания ближнему (и дальнему) была готова оставить любимое дело, науку, исследования, готова была даже жизнью пожертвовать. 

И это стало проявляться уже в юности. Когда Елена училась во Львовском университете, имение родителей пришло в страшный упадок. Не раздумывая, она оставила успешную учебу и вернулась в родные пенаты. Ей, совсем еще молодой девушке, удалось в короткий срок привести в порядок запущенное хозяйство, правильно оформить деловые бумаги, спасти от уничтожения парк и сад с реликтовыми сортами деревьев и кустарников, а также уникальное по своей чистоте озеро, в котором водились ценные породы рыб. Каким-то образом Елене удалось рассчитаться по векселям – и родовое имение, создававшееся веками, было спасено. Это оценили и местные крестьяне.

Когда на Волынь придет советская власть, они не только не тронут свою хозяйку, но еще и просить ее будут, чтобы она их не оставляла. 

Удивительное самопожертвование матушка Елена проявила, когда началась Вторая мировая война. Многим своим коллегам-астрономам она просто спасла жизнь во время гестаповских облав и повальных обысков. Разыскивая свою больную мать, она добровольно приходит в один из польских концентрационных лагерей, а потом чудесным образом (при помощи лагерного врача) покидает его. Помогая людям, Елена постоянно рискует потерять своего единственного сына Сереженьку – ведь уходя в странствования, из которых могла и не вернуться, она оставляла пятилетнего ребенка одного на несколько дней. 

Нас (тех, кто впервые услышал эти воспоминания из уст матушки, а не прочитал в книге) всегда поражал один чудесный случай спасения от верной смерти. Во время польского восстания в Варшаве матушка была арестована и приведена на расстрел. Дула пяти винтовок были уже нацелены на нее в упор. И тут, по ее воспоминаниям, она «взмолилась Богу, и Он дал ей слово». Она обратилась к солдатам, на пряжках у которых было написано: «С нами Бог», как к христианам, напомнила им о том, что их дома ждут дети, матери, жены и сестры. И ни один из них не выстрелил! Ей крикнули: «Беги!» И вернули ее сыну, которого она вскоре, уже в советской России, потеряет...

Источник: rusvera.mrezha.ru.

Подготовила: Елена Поплавская, община «Живое слово».
Фото: Дмитрий Беляев, Надежда Большакова, Иоанновская община.

Продолжение репортажа (+видеозапись части встречи) – в наших ближайших публикациях.

Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге,
наб. реки Карповки, д. 45.
Фото: Ольга Дмитриева, общ. «Информсайт».

Обратная связь

Бронирование приглашения на праздник «Рождество Христово»

Дата Время Количество человек
12 января (пятница)
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
13 января (суббота)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
14 января (воскресенье)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
+