Встреча в "Семейной гостиной"
27 марта в рамках "Семейной гостиной" состоялась встреча с педагогом Алексеем Карповым.
Во встрече участвовал Юрий Владимирович Гурин, руководитель общины «Педагог», - он представил Алексея, рассказал о его проектах и прокомментировал некоторые вопросы родителей.
Алексей Карпов - специалист по индивидуальной и семейной педагогике, художник, отец четверых уже взрослых детей, преимущественно занимавшихся на семейном обучении, автор многих педагогических разработок, пособий и нескольких книг. Подробнее его материалы можно посмотреть на сайте http://papakarp.ru/
Алексей рассказал о своем опыте обучения детей, встречах с известной семьей Никитиных. Основная тема обсуждения на встрече – мотивация к обучению. Как раскрыть в ребенке интерес к учебе? Помочь сделать занятия легкими и эффективными? Сохранить контакт с ребенком, занимаясь с ним? Научить его учиться самостоятельно?
Представим, что мы с ребенком пришли в большой красочный парк развлечений, в одном из уголков которого находится небольшая уютная библиотека с симпатичным библиотекарем и хорошими учебниками. Каковы шансы, что ребенок пойдет в библиотеку? И что мы сами пойдем туда? Часто дети не хотят учиться просто потому, что в жизни есть вещи более интересные. Задача повысить мотивацию напрямую не решается. Нужно переформулировать задачу. Весь тот мир, который интересен детям – это вторая часть задачи.
Стараться почувствовать реальный интерес, потребности ребенка и дать ему время для важных ему занятий – вариант решения. Что хочется делать детям и подросткам? Поиграть на гитаре, попрыгать на спорткомплексе – и уже потом садиться за уроки. Часто после этого ребенок прекрасно занимается. Хочется пообщаться, поговорить? Уделить время общению во время занятий – и вернуться к предмету.
Сам процесс обучения важно насытить чем-то интересным и насытить эмоционально. Можно изменить форму обучения, использовать простые пособия, примеры которых есть на сайте Алексея, например, прописи с рисунками на интересные темы, которые близки ребенку по возрасту. Обучающие видео с элементами мультфильмов, сказочные истории тоже помогают сформировать позитивное эмоциональное отношение к предмету. Важно и то, как сами родители эмоционально относятся к занятиям.
Работоспособность человека неравномерна. Возможность изменить режим, ритм нагрузок - несет в себе большой потенциал. Иногда можно и пропустить школу, если есть причина. И напротив, если созрело что-то внутренне, и ребенок готов поработать усиленно, хорошо бы дать ему такую возможность, даже изменив расписание.
Еще один ответ – быть в контакте с ребенком. Алексей рассказал о своем опыте сочинения сказок и рисования (в том числе вместе с детьми) как о стихиях, где можно самому побыть ребенком и лучше почувствовать детей. Контакт важен всегда, в том числе и как умение при занятиях перейти на позицию ребенка, сопереживать, понять его трудности и что именно ему не ясно.
Подход Алексея – это внимание к базовым, начальным знаниям по всем предметам, небольшие начальные нагрузки и постепенное приучение к тому, чтобы учиться самостоятельно. Один из важнейших навыков здесь – умение читать учебник. Читать, понимать и пересказывать прочитанное. Сначала по небольшому абзацу, затем по два-три, потом по параграфу. Прочитай, скажи что понял, что – нет, прочитай еще раз, и еще, перескажи, потом разберем то, что осталось непонятным. Примерно такой подход предложил Алексей, заметив, что сначала хорошо бы убедиться, что текст в учебнике действительно понятен, т.к. встречаются и исключения.
Еще один стоящий навык – умение ребенка самому оценить свои знания и правильность своего ответа. Правильно ли ты решил? Как сам думаешь? Представь, что ты на необитаемом острове, введешь правильный ответ – дадут воду, неверный – не дадут. Примерно такие истории дают возможность постепенно научить ребенка самостоятельно оценивать результат занятий.
С возрастом все более важным становится возможность самостоятельно принимать решения, в том числе в области обучения. По мнению выступающего, ребенок может принять решение по какому-то предмету учиться усиленно, углубленно, а по другому -учиться на тройку. Самостоятельное решение усиливает включенность ребенка, подростка в процесс обучения.
Когда у нас в доме подросток, то разговорами его очень сложно научить. Мы часто сталкиваемся с защитной броней, которая возникает в том числе как реакция на перегрузки в школе. Подростков учат ситуации, которые мы можем создать сами или которые создаются в общении с другими взрослыми. В походе, в лагере, в гостях. В качестве примера Алексей рассказал о своей младшей дочке, которая не очень умела готовить, и погостила летом в семье Никитиных, где были заведены подростковые дежурства по кухне.
Опыт Алексея показывает, что обучение – это всегда творчество. У каждого ребенка свои интересы, возможности, способности. В то же время мы не знаем, какие навыки понадобятся нашим детям в жизни, какой профессиональный путь они выберут. Быть рядом, показать лучшее что умеешь и любишь сам, дать возможность самостоятельно искать и выбирать – много вопросов и находок ждет каждого родителя на этом пути.
Сайты и литература:
В ходе встречи мы смотрели книги «Ступеньки творчества или развивающие игры» Бориса Павловича Никитина, «Семейное обучение как система» Алексея Карпова и «Урок плюс игра» Юрия Владимировича Гурина (для педагогов). Все их можно найти в издательствах через интернет. Также Юрий Владимирович рассказал о известном педагоге Елене Васильевне Яновицкой и рекомендовал посмотреть ее статьи.
На сайте интернетурок представлены видеоуроки по разным предметам школьной программы, в том числе несколько видеоуроков Алексея Карпова для начальной школы. http://interneturok.ru/
Для изучения физики Алексей порекомендовал видеолекции Игоря Иванова. Их можно найти на сайте элементы.ру в разделе видеотека http://elementy.ru/video#fpff
И еще раз рекомендуем сайт Алексея, где представлены в том числе авторские пособия для занятий с детьми. http://papakarp.ru/
Репортаж: Дарья Одинцова,
руководитель общины "Поддержка семьи, материнства и детства"
Рассказать: |