Поздравление с Новолетием от хора «Камертон»
С древних времен елки, сосны и другие вечнозеленые деревья были символами вечной жизни и напоминанием о Рае. Именно поэтому их использовали в различных обрядах, связанных с серьезными изменениями жизни — свадебных, похоронных, рекрутских. Такие обычаи бытовали у славян и прочих народов, проживавших на территории теперешней России, то же было и в других европейских землях.
В Германии с VIII века елку считали также деревом Христа. По преданию, вечнозеленое дерево выросло на корнях священного дуба язычников, срубленного миссионером, и стало образом новой, христианской веры. Может быть, именно поэтому рождественская елка появилось сперва в Германии, как символ райского Древа. Но это случилось гораздо позже, через несколько веков.
Рассказывают, что первые елки прикрепляли к потолку макушкой вниз и таким образом показывали, что Рай как бы пророс сверху в наш мир вместе с рождением Христа. Позже елки стали ставить более привычным для нас образом, видимо, по соображениям удобства.
Украшали елку плодами и цветами, так как по преданию, в раю деревья цветут и плодоносят одновременно, а также свечами – символами райского света. Однажды, когда был сильный неурожай яблок, кто-то придумал заменить плоды стеклянными шариками, и с тех пор они стали неизменным украшением рождественского дерева.
Существуют разные теории о том, как появились различные фигурки-украшения. Одна из них, например, утверждает, что каждый член семьи выбирал, какую добродетель хотел бы развить в себе в наступающем году и, если удавалось сделать что-то, приближающее его к цели, он мог повесить на елку фигурку, символизирующую это доброе качество. Лебеди, ракушки были символами любви, колосья – символами щедрости и так далее.
Елка изображала собой целый мир, украшали ее снизу вверх, а на макушку обязательно прикрепляли Вифлеемскую звезду.
В России история рождественского дерева насчитывает немногим больше 200-т лет. Впервые поставили елку в 1817 году во дворце императора Николая I, по просьбе его жены, Александры Федоровны, которая была немецкой принцессой. По примеру императорского дома, елки появились сперва в домах придворных, а позже и в других домах, но только у зажиточных горожан. Простой же народ, особенно крестьяне, не спешили перенимать новый обычай. И это произошло не только потому, что елка считалась забавой для детей и украсить ее стоило денег. Существовал даже некоторый страх перед елкой. Ведь она продолжала оставаться частью важных обрядов. Еловым лапником устилали дорогу на свадьбах и похоронах, невесты украшали елочку на девичниках, а рекруты прикрепляли ее на конек крыши, покидая родительский дом. Рождественская же елка в России продолжала оставаться господским обычаем до самой революции.
После октябрьского переворота в рамках «борьбы с культом» под запрет попали и рождественские елки. Я слышала рассказы о том, как люди проносили домой еловые ветки, пряча их под одеждой, и устраивали для детей праздники за закрытыми занавесками. В такой вечер все должно было быть очень тихо, особенно, если за стеной жили недоброжелательные соседи. Однако некоторые умудрялись даже устраивать кукольные спектакли и пели шепотом.
Из подполья эти праздники смогли выйти в 1939 году, когда государство разрешило праздновать Новый год и устраивать детские елки повсеместно. Чтобы бороться с Рождеством, решено было его попросту «заменить». Но чудесным образом дух Рождества остался в новогоднем празднике. Эта радость, ожидание чуда — Новый год стал самым любимым праздником для всей страны. И после этого елка, наконец, прижилась в деревне. Сперва по указанию сверху, а после уже по велению сердца. Наверное, немалую роль в этом сыграли деревенские учительницы: среди них было много бывших институток, которые помнили рождественские елки своего детства.
Самая известная «елочная» песня — это, наверное, «В лесу родилась елочка». Однако самая первая, знаменитая «Oh Tannenbaum!», пришла к нам тоже из Германии, вместе с другими елочными обычаями. Ее пели в России еще в XIX веке, на немецком языке. А мы сегодня спели ее для вас по-русски.
С наступающим гражданским Новолетием и грядущим Светлым праздником Рождества Христова!
Автор: Ксения Головкина, община «Камертон».
Фото: wikidedmoroz.ru.