Иоанновский приход

ИОАННОВСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Когда театр растет вместе со зрителем: волшебное превращение «Жар-птицы»

Когда театр растет вместе со зрителем: волшебное превращение «Жар-птицы»

В последнее воскресенье осени, 24 ноября 2019 года, театр кукол «Жар-птица» вновь порадовал прихожан Иоанновского монастыря постановкой «Аленький цветочек», созданной по мотивам сказки Сергея Аксакова. Сегодня, отвечая на вопросы редакции Pravprihod.Ru, режиссеры вспомнили и сравнили свои показы этой удивительной сказки.

– Скажите, пожалуйста, чем отличалось это представление от предыдущих?

– Спектакль был запланирован к показу сразу после окончания Литургии в храме Иоанновского монастыря. Поэтому, пока зрители собирались, для них было подготовлено чаепитие и угощения в Нашем доме. Если на премьерный показ пришло около 50 человек, из которых было восемь детей, то на этом представлении был настоящий аншлаг! Детей собралось около 40 человек. 

Наши юные зрители непосредственно, живо восприняли новую постановку. Во время отгадывания загадок одного из героев сказки – Шаха – ребята активно помогали другому герою – Купцу. В легкой игровой форме они вспоминали, придумывали и додумывали простые отгадки, которые были зашифрованы в словах турецкого правителя.

После спектакля был организован мастер-класс, который провела Елена Константиновна Миза, по валянию аленького цветочка из шерсти. Дети вместе со взрослыми делали красивые цветы и сердечки для любимых мам. Радостью светились не только глаза детей! Взрослые тоже создали по яркому цветочку. 

Как поделилась с нами одна бабушка, пришедшая с двумя внуками, «скорее всего, даже мама не знает еще всего творческого потенциала своих детей». Настолько хороши были работы этих мальчишек! 

После премьеры в постановку было внесено несколько изменений. На премьере роль Ведущей исполняла Татьяна Чичина, а Рассказчицы – Екатерина Семенова. Сейчас обе эти роли достались настоящему профессионалу театрального дела – Марине Владимировне Дмитриевой. Она просто украсила этот спектакль: благодаря ей «Аленький цветочек» стал эмоционально наполненным и интересным.

– Предыдущий показ сказки состоялся в «Андерсен отеле» для гостей из Иоанновской семьи, призеров со всего мира. Какие бы Вы отметили особенности разных юных «аудиторий»?

– Спектакль в «Андерсене» смотрели дети-призеры в возрасте 8-14 лет. Для них это был праздник, спектакль мы показывали в рамках Международного фестиваля. Чувствовалось, как все внимательно смотрят, реагируют на движения и реплики героев, смеются от души. 

Еще до представления актер Татьяна Данилова вместе с ребятами ездила на экскурсии, они подружились. А после спектакля девочки попросили вновь исполнить знакомые песни, и они вместе с Татьяной пели их под гитару. Эта атмосфера – «будто ты дома» – чувствовалась как во время показа, так и после спектакля.

Приходской показ посетили более юные зрители – преимущественно, детки от 3 до 10 лет. В Нашем доме дети живо реагировали на интерактивные сцены, внимательно слушали и смотрели за разворачивающимися на сцене действиями, активно комментировали реплики персонажей сказки. 

Мы с умилением наблюдали, как малыши объясняли друг другу, что громко подсказывать нельзя, учили говорить соседа шепотом «на ушко». Ощущалось искреннее переживание ребят. Девочку Веру до глубины души тронуло плохое поведение Змея железного. Они с папой ушли раньше, чтобы обсудить эмоциональные сцены представления. 

Сразу после спектакля Елена Константиновна увлекла зрителей изготовлением цветов.

– Как меняется труппа театра с количеством спектаклей? Находят ли режиссеры новые решения, благодаря зрителям?

– Премьера «Аленького цветочка» состоялась 13 октября 2019 года, но работа над его сценарием не прекращается и сейчас. Что-то уточняется, корректируется с помощью наших маленьких зрителей. Одним словом, процесс совершенствования любой постановки не прекращается никогда!

Часто бывает, что негативная реакция зрителей дает хороший толчок для новых идей. Вспомнился случай, когда на первом показе «Цветочка» один малыш испугался Чудища. Отцу пришлось успокаивать сына уже вне зрительного зала, потому что тот ни в какую не хотел оставаться.

Мы обсудили этот момент между собой, после чего решили поработать над озвучиванием и внешним видом персонажа. Для изменения облика Чудищу добавили богатую шевелюру – и кукла стала будто добрее. Актер, бас-октавист Олег Горбунов, озвучивающий Чудище и Принца, обладает удивительным сильным голосом с уникальным тембром и диапазоном. Учитывая это, во время репетиций мы внесли изменения и в процесс озвучивания Чудища. 

Да, конечно, спектакль продолжает расти и совершенствоваться в результате встречи со своим зрителем. Здесь особую важность приобретает координация всего подготовительного процесса. Актеры должны не просто прийти на репетицию вовремя с выученным текстом – каждый из нас отрабатывает свою, особенную технику ведения и озвучивания кукол, продолжая совершенствоваться. Там, где люди вместе дышат, делают одно дело, когда у них есть общая цель – образуется та самая идеальная труппа. Труппа-семья.

В наш спектакль мы вложили огромное количество усилий, энергии и душевных сил. Трогательные отзывы и радость, которая исходит от зрителей, стирает перед нами все преграды и трудности! 

Дорогие наши зрители! Своими словами и эмоциями вы вдохновляете нас на дальнейшую творческую деятельность. Спасибо вам! Ждем вас на наших новых представлениях.

Ответы подготовила Татьяна Чичина, кукольный театр «Жар-птица».
Фото предоставлены автором. 

Иоанновский монастырь 
в Санкт-Петербурге,
наб. реки Карповки, д. 45.
Фото: Ольга Дмитриева / Иоанновский приход.

Обратная связь