«Жребий сего служения и Апостольства»: св. ап. Матфий – самый «неизвестный» апостол
Воскресное чтение
Завтра, 22 августа, Православная Церковь чтит память апостола Матфия. Не следует отождествлять его с апостолом и евангелистом Матфеем – это две разные личности. Апостол Матфий был в числе апостолов из 70-ти и по жребию занял место среди двенадцати апостолов вместо отпавшего Иуды. Поэтому второй день его памяти – день Собора 12 апостолов, престольный праздник нашего храма.
Сведений об этом апостоле сохранилось крайне мало. В иконописной традиции сложилось так, что чаще всего на иконе Собора 12 апостолов св. ап. Матфия не изображают. К сожалению, из-за сходства имен св. ап. Матфия и св. ап. евангелиста Матфея происходит путаница в событиях, относящихся к житиям, изображениям и местам почитания обоих апостолов.
И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
(было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;
и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама́, то есть земля крови.
В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой.
Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам. (Деян. 1, 15-26)
Житие апостола Матфия
Житие апостола, вошедшее в составленные святителем Димитрием Ростовским Четьи Минеи, повествует о том, что ап. Матфий происходил из племени Иудова и родился в Вифлееме. С ранних лет он изучал в Иерусалиме закон Божий по священным книгам под руководством праведного Симеона Богоприимца. Господь избрал его сначала в ученики, а потом и в апостолы. Матфий был одним из 70 меньших апостолов, которых Господь избрал вскоре после избрания 12 апостолов. После Вознесения Господа на небо Матфий был причтен к 12 апостолам вместо отпадшего Иуды Искариота. Приняв дары Духа Святого в день Пятидесятницы, ап. Матфий стал проповедовать Христа. Сначала местом его проповеди была Иудея, позже – Эфиопия Понтийская. Здесь он претерпел много мучений за имя Христово: его били, влачили по земле, вешали, строгали острым железом, жгли на огне. Однако он с радостью шел на все муки и переносил их мужественно.
После этого ап. Матфий проповедовал в Македонии, где идолопоклонники решили испытать силу проповедуемой им веры, заставив его выпить отраву, делающую выпившего слепым. Силою Божией ап. Матфий остался невредим, и затем вернул зрение 250 язычникам, которым диавол внушил убить апостола. Его связали и бросили в темницу, но Господь отворил ему ее двери. Святой апостол стал безбоязненно проповедовать слово Божие. Озлобленные язычники хотели умертвить проповедника Христова, но разверзшаяся внезапно земля поглотила дерзновенных. Оставшиеся в живых люди при виде этого чуда уверовали во Христа и крестились.
Потом ап. Матфий вернулся в Иудею, где проповедовал, творил многие чудеса, исцелял больных, очищал прокаженных, изгонял злых духов и воскрешал мертвых. Его проповеди сопровождали дивные знамения, что привлекало многих израильтян ко Христу. Смерть за Христа и венец мученика ап. Матфий воспринял около 63 года. Разные источники указывают на разные места его кончины – Иерусалим и Колхида. Не сходятся и в том, какой именно казни подвергся апостол: был ли он побит камнями или распят на кресте. По одной из версий, озлобленные и ослепленные неверием иудеи схватили апостола и привели его в Иерусалим на суд первосвященника Анана и синедриона. Ап. Матфий изъяснил иудейскому собранию те места из Ветхого Завета, где многое в прообразах предвещено было об Иисусе Христе. Первосвященник Анан пришел в ярость и осудил апостола на побиение камнями.
Ап. Матфия привели в местечко недалеко от Иерусалима, называемое Вефласкила, где обыкновенно совершалась казнь осужденных на побиение. Два свидетеля положили руки на голову осужденного, что свидетельствовало по еврейскому закону о хуле на Бога, и исполнили свою обязанность – первыми бросили камни. Святой апостол обратился к ним с просьбой, чтобы первые два камня положили с ним в гроб как свидетельство его страданий за Христа. Потом и все собравшиеся люди стали бросать камни в ап. Матфия, и он предал душу Богу. Желая скрыть преступление, уже мертвому апостолу иудеи отрубили голову, будто он казнен как противник кесаря. Христиане с честью погребли тело мученика Христова.
По другой версии, святой апостол скончался в Колхиде. К югу от Батуми находится крепость Гонио, на территории которой установлены памятные знаки в честь ап. Матфия.
Известно, что честная глава апостола Божия хранилась в храме святых апостолов в Константинополе. Часть мощей ап. Матфия видели в Риме. Есть сведения, что святые мощи апостола хранились в некоем «монастыре братьев армянских» на берегу озера Иссык-Куль. Однако вот уже многие столетия монастырь этот скрыт водами озера, а экспедиции, организуемые с целью его обнаружения, не дали пока обнадеживающих результатов.
Наконец, считается, что значительная часть мощей святого ап. Матфия хранится в немецком городе Трире в церкви святого Евхариуса и святого Матфия на территории бенедиктинского монастыря. По преданию, ковчег с мощами был доставлен в Трир из Святой Земли матерью Константина Великого – равноапостольной царицей Еленой, а во времена норманнского нашествия спрятан то ли в алтаре, то ли в стене церкви.
Храм на Петербургской стороне
На территории Российской Империи было известно только два храма во имя ап. Матфия, и оба не сохранились. Один находился в Харьковской области на станции Лозовая, на втором мы остановимся особо, потому что располагался он совсем недалеко от Иоанновского монастыря – в сквере на углу нынешних улиц Ленина и Большой Пушкарской. Сквер, в котором стоял храм, назывался Матвеевским садом, прилегающая часть улицы Ленина раньше также называлась Матвеевской.
В советское время храм был разрушен, улица и сад переименованы, и долгие годы о его существовании напоминал только холм, похожий на бомбоубежище, но из уст в уста передавалась память о красивом величественном соборе, который стоял на этом месте.
С этим собором связано имя одной из наиболее почитаемых в России святых – св. блаж. Ксении Петербургской. В конце XVIII века будущая блаженная жила неподалеку и была прихожанкой Матфиевской церкви. По преданию, здесь она венчалась со своим мужем, здесь же ее отпевали.
9 августа (22 по новому стилю) 1704 года, в день памяти св. ап. Матфия, русские войска взяли Нарву, у стен которой они недавно потерпели поражение от шведов. В память об этой победе сюда, на Петербургскую сторону, где квартировал Белозерский пехотный полк, из Петропавловской крепости был перенесен деревянный храм – первоначальный Петропавловский собор. Храм был перестроен и освящен 31 января 1720 года во имя св. ап. Матфия. Матфиевская церковь была холодной, поэтому рядом было начато строительство теплой – Покровской церкви. В 1732 году при церкви было открыто кладбище, просуществовавшее около 30 лет. Очевидно, это и есть территория нынешнего сквера. Через полвека взамен обветшавших деревянных церквей было решено построить пятикупольный каменный храм с Покровским и Матфиевским приделами. В разное время над строительством работали архитекторы Л.И. Миллер и В.И. Карпов.
В Матфиевский придел был перенесен темно-голубой барочный иконостас с золочеными резными колоннами, который датировался началом XVIII века и происходил из первого Петропавловского собора. Иконостас имел огромную ценность – и историческую, и художественную. Он был, вероятно, единственным, уникальным произведением такого рода, сохранившимся со времени основания Петербурга – и притом произведением высокого художественного уровня.
Это была не единственная реликвия. В Матфиевском приделе со временем намеревались собрать все старинные храмовые иконы. В отдельном застекленном киоте хранилось несколько серебряных крестов-мощевиков XVIII века. Напрестольное старинное Евангелие было украшено красивым серебряным окладом в стиле барокко.
У церкви было две часовни: одна на углу, в ограде, другая – на Сытном рынке; к последней в праздник Тихвинской Божией Матери шел крестный ход. С 1910 года при храме действовало Братство ревнителей православия во имя Христа Распятого во главе с известным миссионером Д.И. Боголюбовым, а с 1914 – миссионерское братство Воскресения Христова, первое такого рода в городе. Работало также благотворительное общество, содержавшее женскую богадельню и приют, общество трезвости, издававшее журнал «Трезвые всходы».
Во второй половине XIX века на территории церкви стояли разные жилые и хозяйственные постройки, в основном деревянные. Эти постройки были большей частью малоинтересны по архитектуре. Исключение составляло одно здание – каменный причтовый дом на Большой Пушкарской улице, сохранившийся до нашего времени в искаженном виде. Дом был построен по проекту, составленному в 1892 году епархиальным архитектором Н.Н. Никоновым – выдающимся мастером эклектики, построившим множество храмов, монастырей и разных зданий при них.
Последним настоятелем церкви с 1915 года был прот. Николай Сперанский, расстрелянный в 1918 году.
В 1923 году храм получил статус обновленческого собора. Он был закрыт в мае 1932 года и тем же летом взорван. Судьба уникального иконостаса петровских времен неизвестна – вероятнее всего, он был уничтожен вместе с храмом. Холм в центре сквера образовался из строительного мусора, оставшегося после разрушения храма. Дом причта был перестроен – с фасада убраны все «церковные» формы и надстроены этажи. Долгое время его занимал Петроградский телефонный узел, а сейчас в нем находится Санкт-Петербургский институт экономики и управления.
В 2001 году возникла инициатива поставить в этом сквере памятную часовню. На месте алтаря в сквере был установлен памятный крест, а на возвышении – информационный щит, на котором рассказывается об истории разрушенного храма. В 2014 году крест был перенесен на новое место – ближе к Кронверкской улице.
Подготовлено редакцией Pravprihod.Ru.
Использованы источники: Рravoslavie.Ru, sobory.ru, citywalls.ru, foma.ru, photoprogulki.narod.ru, encspb.ru.
Фото источников.