Иоанновский приход

ИОАННОВСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Православный взгляд на НЛП

Дорогие братья и сестры! По благословению отца Николая, предлагаем вам внимательно ознакомиться с данным материалом, отвечающим на животрепещущие вопросы, поступающие в редакцию Pravprihod.Ru.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему люди попадают в секту? Почему вербовщик, несущий откровенный бред, зачастую вызывает такое доверие, что жертва готова принять его россказни за истину? Причин множество, и среди них – использование сектантами определенных психологических приемов и техник, в частности, нейро-лингвистического программирования (НЛП).

Сейчас консультанты по HЛП есть практически во всех крупнейших компаниях мира. Консультанты по HЛП есть и у президентов, подготовка по HЛП затрагивает все спецподразделения США. Кроме того, именно в Америке НЛП стало применяться практически по всем ключевым направлениям сферы потребления, в сфере бизнеса, медицины, особенно в аптечной индустрии, и даже в сфере образования – (вдумаемся!) как общая модель эффективного общения. 

Согласно главному принципу НЛП, важно не то, что сказано, а то, как это повлияло на собеседника. Ведь если Вы пытаетесь убедить кого-нибудь сознательно, одержав над ним верх, то это вызывает у него реакцию сопротивления. НЛП имеет дело со структурой субъективного опыта человека: как мы организуем то, что видим, слышим и ощущаем, и как мы обрабатываем с помощью органов чувств полученную информацию. Задача гипнотизера НЛП – заметить, на что человек реагирует естественно и использовать в своем воздействии на него. 

В НЛП собрано и систематизировано множество лингвистических приемов «эффективной коммуникации». В зависимости от искренности говорящего и его сердечного намерения, они могут быть направлены как к истине, так и ко лжи. Например, использование предварительных предложений: Вы придете к нам снова на этой или на следующей неделе?», т.е. выбор переносится с альтернативы «прийти» или «не прийти» на различные варианты прихода. «Осознаете ли Вы, что эти факты реальны?», т.о. сознательное внимание сосредотачивается на первой части вопроса, в то время как бессознательно принимается постулат о реальности фактов. Среди других форм управления диалогом также используется метафоризация, причинно-следственное связывание, переформирование смысла и контекста, формирование авторитетности и многие другие частные приемы.

Известно множество примеров, когда простая фраза святого переворачивала всю жизнь человека, поднимала его из пропасти уныния к небесным высотам. Но эти единственно верные слова – не продукт человеческого мудрования, а откровение, здесь мистически действует не речь, а любовь Христова изливается на страждущего через избранный Им сосуд благодати.

НЛП же оперирует только плотскими понятиями, его тесные рамки порвутся, если оно попытается вместить в себя Бога. Ибо важнее умаление смысла сказанного при повышенном внимании к «технологии разговора». Отсюда и «культ сверхкоммуникатора». Прямо это не афишируется, но дух литературы по НЛП именно таков. Да, как, кому и о чем-то говорить – это, несомненно, важно. Но если бы в этом заключалась вся суть, то Христа никто бы Словом не называл… 

Складывается впечатление, что НЛП – это действительно «чистая» практика, которую можно использовать независимо от убеждений. Но, к сожалению, гораздо чаще она используется в грязных целях. Сектанты могут вырвать человека из привычного окружения, погрузить в искусственно созданный безумный мирок с необычным языком и стилем поведения – и через какое-то время он примет порядок вещей в этом мирке за единственно правильный.

Если мировоззрение личности основано не на твердой вере в Истину, а на наборе случайно заимствованных убеждений, то ей легче поверить в свое безумие, чем в коллективное. И постепенно взрослый человек становится легковерным интеллектуальным младенцем с отсутствием всякой критики к навязываемой идеологии. Это можно наблюдать на собраниях кришнаитов, свидетелей Иеговы, неопятидесятников всех мастей, да кого угодно! И, думается, на семинарах по НЛП – тоже.

Если при разговоре копировать позу, движения и ритм дыхания собеседника, употреблять ключевые для его системы восприятия слова (в НЛП это называется «присоединение»), можно, например, начать дышать чаще. Ритм дыхания собеседника тоже участится, и он почувствует волнение. Так можно вызывать различные эмоции. К слову, у мунитов есть такой прием: «Девушка, когда у Вас день рождения? Какое совпадение, у меня тоже!». Теперь девушке уже труднее будет оборвать разговор. Перечень приемов НЛП можно продолжать бесконечно, но вывод будет один: с не в меру разговорчивыми незнакомцами следует быть осторожнее.

Если Вы владеете техниками НЛП, Вам также следует быть осторожным. Нет ничего плохого в том, чтобы с помощью определенного набора слов и телодвижений доходчивее объяснить собеседнику свою точку зрения. Главное – не увлечься и не забыть о самоидентификации. Дело в том, что НЛП – это бездуховная практика, предпочитающая рассматривать все с точки зрения его полезности, а не истинности, по принципу «цель оправдывает средства». Мир НЛП – это своего рода виртуальная реальность, в которой нет абсолютного, все относительно. Меняя роли, подражая успешным людям, можно однажды проснуться и не узнать себя в зеркале.

По словам Алексея Леонтьева, занимающегося НЛП на Украине, «люди собираются на семинары по НЛП со следующими целями: одна половина – чтобы «научиться манипулировать людьми», а вторая – чтобы «защищаться от манипуляции». Понятно, как они будут использовать полученные знания и умения. В России об НЛП как таковом подчас вообще понятия не имеют. Поэтому кто, что и как преподает на семинарах по НЛП – остается загадкой.

Первоначально у НЛП, как у любого научного поиска, не было сектантской направленности. Однако НЛП претендует на универсальность, следовательно, в его рамках не могли не появиться попытки осмысления духовного. Детский лепет о «дружественной Вселенной» уже не удовлетворял изощренные умы, жаждавшие «смоделировать» духовную жизнь. Появляется такое обобщение: «Хотя слова «духовность» и «религия» тесно связаны, вероисповедание не является ни необходимым, ни достаточным условием для духовного опыта».

Действительно, духовный опыт может быть очень разным, от этого он не перестанет называться духовным опытом. Но если мы будем развивать эту мысль, то нам придется признать равноценными видения сибирского шамана, Елены Блаватской и свт. Григория Паламы! Впрочем, современный мир в массе своей придерживается именно такого мнения.

В противоположность этому православная вера построена на поиске истины – зачастую в ущерб личной выгоде: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Критерий истинности является основополагающим в жизни каждого христианина. Умение различать добро и зло и свободно выбирать между ними – неотъемлемое свойство человеческой личности. Так что, прочитав следующую ниже выдержку из рекламы семинара, выбирайте: где Вы и с кем Вы.

«Одна из исходных предпосылок нашего коучинга предполагает интеграцию его обучающей модели с моделью духовной практики. Мы используем карты духовной практики, разработанные путем моделирования убеждений, отражающих «спиритуальную составляющую» мышления. Духовная практика является частью религии, йоги, философии, искусства, где проявляется в разнообразных видах – медитации, рефлексивного философствования, трансовых ритуалах».

В переводе на человеческий язык это звучит так: духовная жизнь, несомненно, существует, и проявления ее многообразны. Поэтому для привнесения в Вашу повседневную жизнь чего-то важного Вам предлагается… отречься от Христа и войти в секту! Такова суть. Остальное – заумная псевдофилософия, рассчитанная на нездоровое любопытство и тщеславие неискушенного читателя.

Как отмечает иеромонах Иов (Гумеров), НЛП направлено на манипуляцию не только сознанием, но и внутренним миром человека. Чаще всего для этого применяется «нетрадиционный» гипноз – когда человека вводят в транс незаметно, в ходе разговора, даже не упоминая само слово «гипноз». Представители НЛП не скрывают, что «в определенном смысле – это навыки неограниченной власти над человеком, власти над состоянием и настроением, мышлением и поведением окружающих вас людей».

«С точки зрения православной духовности, это запрещено, – напоминает отец Иов. – Находясь в состоянии гипноза, человек практически полностью теряет контроль над собой: как телом, так и сознанием. Человеку в таком состоянии могут быть внушены чувства и мысли, противные его убеждениям (в том числе моральным и религиозным). В состоянии гипнотического транса человек становится доступным демоническому воздействию.

Священное Писание всякое оккультное воздействие на человека строжайше запрещает. Деятельность волшебников, ворожей, вопрошателей мертвых, вызывателей духов, гадателей, обаятелей названа в Библии мерзостью (Втор. 18:10-11). Гипнотизер именно связывает волю человека и манипулирует им. 

Подводя итоги, можно сказать, что НЛП может представлять опасность с двух сторон: как метод воздействия сектантов и как самостоятельная бездуховная (или, если угодно, псевдодуховная) идеология. Лучшей «техникой безопасности» при попытке зомбирования будет твердая уверенность в истинности своей веры и убеждений, элементарные знания о методах НЛП и умение вежливо оборвать разговор с навязчивым незнакомцем.

Святые отцы настраивают нас на духовное трезвение. Умолим Бога, чтоб Он даровал нам чистоту и смиренномудрие, плодом которых бывает духовное рассуждение, с верностию отличающее добро от зла! (Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о чувственном и о духовном видении духов)».

В материале использованы публикации:
Как Православие относится к НЛП, которым сейчас многие увлечены? / pravoslavie.ru;
НЛП как способ искажения реальности / Русский календарь.

Фото: pravoslavie.ru; innovationatwork.ieee.org; hi.guru; oilsessential.ru; telegra.ph.
Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге,
наб. реки Карповки, д. 45.
Фото: Сергей Алексеев, Иоанновский приход СПб. 

Обратная связь