Иоанновская община

ОБЩИНА ПРИХОЖАН ИОАННОВСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Главная Иоанновский приход Общины прихода Гиппократ Об отделении (Дан крест. Послушание).

Об отделении (Дан крест. Послушание).

Каждому предстоит идти этим путем. Хоть сто лет проживи, а смерти не миновать. Но каждый православный знает, что умирает только тело, а душа бессмертна, и после смерти идет держать ответ перед Богом, как прожила земную жизнь, готовилась ли к Жизни Вечной?

 

Люди, живущие вдалеке от Бога, боятся о смерти не только думать, но и слышать. Встречаемся и мы, работая в хосписе, с такими людьми. Разговор о смерти в безбожные годы был запретной темой, а о том ,что есть такие принципы врачевания, как оказание телесной и духовной помощи, старались забыть. И забыли. Поэтому сделанный нами в 2001 году на областной онкологической конференции доклад имел мощный резонанс. Вспоминается реакция аудитории: неужели есть такая медицина? И откуда смелость говорить об этом с большой трибуны? За прошедшие годы многое изменилось: больницах города, диспансерах, роддомах, доме престарелых появились часовни, и стали доступными церковные таинства, так как к больным стали приглашать священников. Особенно важно это для умирающих, неизлечимо больных.

 

 

Для большого числа больных таинства недоступны по незнанию Бога, по неверию в жизнь за гробом, которое было усвоено в годы безбожной советской власти. Отсюда и вытекает необходимость воцерковления больных, то есть попытка сообщить хотя бы первоначальные знания о Боге, о бессмертии души, Жизни Вечной и попытаться убедить больных, что с окончанием земной жизни, жизнь не кончается, а к встрече с Богом надо готовиться, что прожитая на земле жизнь - ничто по сравнению с Вечностью, в которую переходит душа после смерти. И качество жизни - радость или мучение до Страшного Суда - зависит от пройденного земного пути: как прожил, обрел ли елей для лампады, смог ли обрести «брачные одежды» для встречи Небесного Жениха, что приобрел для Царствия Небесного? Для утвердившихся христиан эти вопросы не риторические. Но как донести такие знания для невоцерковленных людей? Задача эта очень непростая: может не хватить времени, если больной поступает незадолго до смерти, можно не найти понимания и желания больного что -либо узнать, а бывает, иной раз, настолько тяжелое состояние, что контакт с больным просто невозможен. В своих трудах по воцерковлению уповаем на Бога, просим даровать глагол и умение говорить о главном доступно..И знаем, что милостивый Господь печется о спасении всякой заблудшей овцы, и помогает нам. Мы заметили, что особенно легко говорить о Боге и Божьем после принятия Святых Христовых Тайн - словно открывается глубокое дыхание и нужные слова приходят сами.

 

Когда человек благополучен и здоров, а семья веры в нем не воспитала, то он Бога и не ищет, о спасении души не задумывается. Земные попечения ему заслоняют Бога, так что «глаза его удержаны». И тогда происходит одно из двух, как сказал один старец: "Господь сокрушает сердца или сокрушает кости»" Хорошо, если сокрушается сердце,и человек обращается к Богу и пойдет к Нему и за Ним. Если же нет, сокрушаются кости- посылаются болезни и скорби.И на одре болезни, часто одре смертном, человек начинает понимать, что «неправильно прожил свою земную жизнь» -это слова одной усопшей, которые она сообщила во сне своей родной сестре. Душа начинает волноваться, плакать в поисках правильного пути. Как хорошо если тяжело страждущему от болезни, с мятущейся душей удается получить эти знания и закончить земной путь «напутаем в Жизнь Вечную», по-христиански. Господь милостив, и принимает и пришедшего в 1-й час, и в 9-й, и в более поздний. И прощает грехи, как простил покаявшегося на кресте разбойника, как простил мытаря, блудницу и многих других.

 

Считается, что на одре тяжелой болезни, человек чуток и восприимчив к слову о Боге. Можем это подтвердить и мы. Таким людям надо дать только толчок для этих размышлений, найти простые понятные слова. Но иной раз начинаем с азов. И приходится преодолевать такое противление Богу, что это очень трудно. С некоторыми больными приходится работать долго и кропотливо, прежде, чем они будут готовы к первой исповеди. Есть среди них совсем «новорожденные», а есть закоренелые и образованные атеисты, духовное созревание которых занимает месяцы. Иной раз я пасую и отступаюсь, не находя отклика в их душе. Но по воле и милости Божией совершается чудо - несгибаемые и непримиримые атеисты откликаются на зов Божий, исповедуются, причащаются и становятся тихими и кроткими - перемены бывают разительные! Вспоминается, например, 69-летний мужчина, пролежавший у нас 5 месяцев. Поначалу он был замкнутый, неразговорчивый, относился к нам неприязненно и не хотел общения с батюшкой. Душа его «зрела» 5 месяцев до причастия. После таинства он «прилепился» ко мне душей, стал откровенен, рассказал всю свою жизнь, и потом всегда ждал моего прихода. Сколько кротости и терпения у него было. До смерти причастился несколько раз.

 

А теперь попытаюсь рассказать о том, каким образом мы проводим эту работу, и какие методы используем. Для начала должна сказать, что сколько больных, столько и методов подхода к ним. Нет одинаковых людей, и об одном и том же разным людям приходится говорить по-разному. Приходится учитывать в разговоре возраст, настроение, степень знания о Боге и отношение к Нему, понимание своего состояния и отношение к болезни и смерти.

 

Иной раз используем не прямое обращение к больному, а как бы опосредованное - говорится другому больному, но имеется ввиду, что и этот прислушивается. Особенно этот способ используется тогда, когда больной заявляет, что ничего подобного не знает и слышать не хочет. Несколько лет назад поступила одна тяжелая больная 55 лет, когда она увидела в палате иконы, то страшно испугалась, закрылась с головой одеялом и так провела несколько дней. Так и приходилось с ней разговаривать и осматривать. Но в палате были и другие больные, которые уже исповедовались и причащались неоднократно, задавали вопросы на духовные темы.Я им рассказывала о святых, церковных праздниках и иконах. У этой больной появился интерес к тому, что говорилось. Помню, сначала сделала щелку из-под одеяла, чтобы лучше слышать, а потом и вовсе открыла лицо. Спокойные интонации врача, доброжелательность сестер и расположение соседок по палате пробудили у нее доверие и желание общаться. Она потом рассказывала о своих страхах. Лежала у нас недолго, за это время причастилась 2 раза и ушла из жизни спокойно.

 

Однажды в палате показывала иконы Божией Матери и рассказывала о них. Все женщины с интересом слушали, кроме одной. Это была 59-летняя медсестра с метастазами в головной мозг. Во все время пребывания мы не слышали от нее ни слова, у нее был правосторонний гемипарез. Общение было на бытовом уровне. Ее кормили, перестилали, ухаживали, но в ответ не получали никакой реакции оживления. В тот день, уходя из палаты, я решила показать ей две иконы -«Неупиваемая Чаша» и «Призри на смирение». И произошло чудо: на икону «Призри на смирение» она улыбнулась, взяла действующей рукой, долго на нее смотрела и приложила к устам, словно пила Божественный напиток. Иконы из руки не выпускала, я так и оставила ее в палате. После этого Людочка стала реагировать на мой приход, глазами отвечала на вопросы, так я узнала, что она хочет причаститься. Когда пришел священник, он решил ее не причащать -ведь не может говорить. Мы все просили батюшку подойти к ней еще раз,а Людочке в ухо покричали, чтобы она глазками батюшке ответила.С тем и вышли из палаты Вдруг из палаты вышел потрясенный священник: Людочка ему смогла сказать «да» и парализованной правой рукой перекрестилась. Это потрясло и нас. Через два дня она умерла.

 

Иконы в палате показываем часто, рассказываем и о тех, которые в палате есть. В праздники дополняем рассказ историей праздника. В большие церковные, двунадесятые и Богородичные праздники у нас вошло в обычай поздравлять больных. Прихожане и помощники приносят гостинцы, обычно фрукты, купленные на пожертвования. На передвижном столике мы развозим их по палатам, наделяя при этом и верующих, и атеистов, и иноверцев, бывают и представители сект, бомжей и всех остальных. Обычно по палатам проносим икону праздника, в некоторых палатах можем пропеть и тропарь. Кропим больных святой водой, помазуем освященным маслом от какого-то святого или Божией Матери, или со Святой Земли. Какая радость светится на лицах болящих! Для некоторых это редкостное утешение, они чувствуют себя любимыми Богом и людьми. Потом сами прихожане читают праздничный акафист и устраивают ординаторской чаепитие с участием сотрудников.

 

 

Основные вопросы, которые обсуждаются с больными -это вопросы Исповеди и Причастия. Разбираем Заповеди Божии, размышляем, что такое грех, учимся исповедаться, объясняем, что такое Причастие. Конечно, необходимо учитывать, что больные слабые, быстро утомляются, длинных богословских бесед не проводим, а объясняем простым языком, как детям. Я, например, рассказывая о чем-нибудь, стараюсь привлечь маленькие житейские истории, истории из детской жизни (Как полагать крестное знамение, об исповеди («И мои грехи порвет?»), "Душа-христианка", "Ангелы-Ангелы", "Денежка на шоколадку" и т.д). Показываю больным фотографии со Святой Земли с соответствующим комментарием - как слушают! В качестве пособия использую детские картинки - на лице больных расцветает улыбка и появляется умиление и удивление. Время от времени рассказываю жития святых или короткие притчи и истории (Например, о простеце, который взял крест и пошел искать Бога, или о раскаявшемся ангеле, или про голубую шелковую лесенку Божией Матери). Читаем у постели больного (кому этого хочется) молитвы самые известные, в определенных ситуациях даже пропеваем вполголоса - больные любят слушать. Тем , кому хочется и кто покрепче, даем слушать в магнитофонной записи молитвы, песнопения или жития святых. У нас есть библиотечка православной литературы. Рассказываем больным о чудесах Божиих и о достопримечательностях монастырей, где побывали. Больные любят слушать о чудесах святителя Николая, услышанных от почившего старого священника или происшедших у нас в области.

 

Каждый день хотя бы несколько минут уделяем духовному общению с больными. Но в иные дни это общение занимает полчаса и более. Обычно это происходит тогда, когда в палате подбираются довольно крепкие больные, часто это представители нашей городской интеллигенции, которые о многом знают, но лишены были общения с Богом всю прожитую жизнь, на одре болезни у них появляется невероятно сильная жажда узнать Бога и желание слышать о Нем. Такие больные особенно радуют, и хочется помочь им преодолеть незнание и рассказать как можно больше. Как они слушают, впитывают всеми силами истомившейся души. Я не раз замечала, как сияют их глаза от радости узнавания. Они задают много вопросов на духовные темы, отвечать на них большое удовольствие.

 

Два месяца назад у нас лежала завуч одной из школ (Галина). Наше общение для нее было праздником. Она несколько раз смогла исповедаться и причаститься. Итогом нашего общения были ее слова: "В моей душе зажегся огонь любви к Богу и всем людям. И мне хочется дарить и раздавать его всем, вот так, вот так, вот так!-при этом кулачок руки прикасается к сердцу и щедро раздается. Как мне хорошо!" Больная несмотря на тяжелое заболевание смогла окрепнуть - такова сила ее веры! Выписалась от нас, съездила в родительский дом, посетила Троице-Сергиеву Лавру, о чем поведала мне с восторгом. Состояние пока позволяет ей оставаться дома .Я спросила, сохранился ли огонь души? Она с радостью ответила: "Сохранился! Я всех люблю, всем хочу делать добро".

 

О переменах, которые ощутила в себе после того, как пришла к Богу мне сообщила другая больная (Римма). Она сама отметила, что стала добрей, перестала раздражаться, делать и желать зла людям, полюбила всех окружающих и испытывает желание делать людям только добро, хочет всем помогать, только бы встать на ноги (диагноз: глиосаркома).

 

За время существования нашего хосписа -7 лет - через отделение прошло больше тысячи человек, очень многие ушли от нас в мир иной. Из этого числа больных только 7 или 8 человек не захотели прийти к Богу, ушли некрещеными или яростными противниками всему Божьему. Надо сказать, что и уходили из жизни тяжело.(Цемира, Валентина, у которой после смерти изменилось лицо - обезобразилось до страха глядеть на нее). За прошедшее время крестились 53 человека, большинство из них крестили священники, но нескольких человек, ради страха смертного, пришлось крестить мне -есть благословение Владыки. Все, прошедшие через отделение, совершают одинаковый путь: больничная койка - сердца сотрудников - мир иной. Другого пути не бывает. К счастью, я могу это утверждать: коллектив в отделении подобрался добрый и слаженный (конечно, не сразу это удалось - вначале уходили, зато те, которые претерпели трудности, остались верны отделению и принципам, которые в нем соблюдаются: любовь, сострадание, желание помочь ближнему. Если говорить, что все крестившиеся хотели этого сразу, то это было бы неправдой. Были, конечно, и такие. Но с многими приходилось беседовать подолгу, и напрямую, и в обход, то есть опосредованно, говорить о Божием с соседями по палате, вовсе не рассчитывая на успех.

 

Вспоминается 60-летний судовой врач, который пролежал у нас два месяца. При нем в палате не однажды обновился состав больных, было и крещение, но у Владимира такого желания не появлялось. Состояние его заметно ухудшалось, меня часто звали к нему в палату, я все время держала наготове купель (специальный тазик) и не раз почти бежала в палату, чая услышать долгожданные слова. Но услышала их только за 5 дней до его смерти. Однажды, уже вечером, заглянула в палату, предложила попить и спросила, не надо ли ему еще что-нибудь. И вдруг слышу: «хочу креститься», не стану скрывать, что я расплакалась от счастья. Так как было уже поздно, батюшку позвать было невозможно, крестила Владимира сама. После крещения дала ему артоса и крещенской воды, почитала , сидя около него молитвы. Какая кротость и какое спокойствие вдруг появились в нем.На другой день пришел священник и завершил крещение миропомазанием. В оставшиеся дни жизни кротость в нем сохранялась. Умирал он в мое отсутствие, медсестры рассказывали, что в момент смерти у него сильно текли слезы, уходил спокойно. В этой палате свершилось еще одно чудо. Некоторое время соседом Владимира по палате был Степан, мужчина примерно того же возраста, работавший преподавателем философии одного из ВУЗов. Поступив в отделение, он мне сразу заявил, что он атеист, и ни во что такое не верит...Когда я приходила в палату, он обычно после короткого общения отворачивался или лежал с закрытыми глазами, всем видом показывая, что ему ЭТО не интересно. Мы с Владимиром о многом говорили.Однажды меня позвали в палату, я быстро пришла, ожидая услышать Владимира. Но звал Степан. Он захотел ...исповедаться и причаститься, только не знал, с чего начать. Я предложила ему помощь в подготовке к Исповеди. Дала ему лист бумаги и стала читать перечень грехов, чтобы он выбрал и записал, какие есть у него. Он написал 40 пунктов и удивился, неужели у него столько грехов.? Да, Степан, столько, и еще больше, мы только часть откопали.На другой день он искренне исповедался и впервые в жизни причастился Христовых Тайн, после чего попросил его выписать, чтобы умирать дома.

 

Вспоминается еще один Владимир, который уже поступил с желанием креститься.День крещения стал праздником. Жена надела ему новую рубашку, подготовила его, принесла охапки цветов в палату и на пост, сама присутствовала при Крещении. Лицо Владимира излучало счастье, он буквально светился радостью и торжественно принял крещение. В течение дня он чувствовал себя очень хорошо и ушел из жизни мирно и спокойно.

 

Один из крестников крестился в день поступления -в отделении был священник. На другой день настоял на выписке домой. Жена печалилась, а мы ее утешали, что ради этого он и провел один день в хосписе, свершилось главное в его жизни событие.

 

Всех крестников поминаем особо. Среди них есть один, всеми любимый 83-летний Давид Павлович, бывший военный врач. Очень непросто помочь придти человеку к Богу, если вся жизнь прожита без Него. Но милостивый Господь «близ, при дверех» каждого сердца, нам только помочь немного приоткрыть дверь, остальное довершит Сам Господь.

 

И тогда можно услышать: "Доктор, я накопал еще лопатку грехов" (70-летний Александр).

 

Увидеть смирение и покладистость Иоанна и многих других.

 

Порадоваться за Маргариту, которая за три госпитализации так выросла, что стала читать в большом количестве духовную литературу.

 

Увидеть на лице слезы при чтении акафиста «Слава Богу за все» - читали с Ириной, как выяснилось потом, за три часа до смерти.

 

Услышать желание крестника Вячеслава почитать молитвы по исходе из жизни 18-летнего Арсения , соседа по палате, - сидела, читала около него, он слушал и усердно крестился...

 

Услышать от умирающего 24-летнего мальчика Алексия: "Мне никогда не было так хорошо" (сирота, попал к нам из тюрьмы смертельно больной, осужденный в четвертый раз на 9 лет, но заболевший- впервые в жизни причастившийся за 5 дней до смерти.

 

Или услышать от рецидивиста матерого, проведшего по тюрьмам 36 лет из 59 лет жизни: "Если я останусь жив, то хотел бы послужить Богу", впервые в жизни причастившегося в день смерти.

 

Или порадоваться, что удалось вырастить цветочек для Царства Небесного -84 летняя старушка Маргарита, которая с детства не причащалась, причастилась после двухмесячного пребывания в отделении - достучаться до нее было очень непросто. Зато потом, в момент просветления она сказала мне: "Моя душа была такой растрепанной, теперь она причесана, и мне хорошо".

 

50-летний Андрей, поступивший на носилках, парализованный, с нарушением речи из-за метастазов в головной мозг, после нескольких исповедей и причастия поднялся с одра, на время отошел гемипарез, стал говорить, поступив в полярную ночь, дождался солнца ("Доктор, пойдем смотреть, солнце появилось" - и мы вдвоем стояли у окна и радовались, что дожили до солнца), я уехала в отпуск, а он умер, как мне рассказывали с улыбкой на лице, протягивая к Небу руки...

 

Это чудо Божьего Промысла о грешных человеках, хотящего всякого спасти. Всем дается воля услышать Божий призыв или не услышать.

 

Было и такое: 95-летняя Анфиса, деятельная в прошлой жизни, занимавшая большие должности, встретившая свое 90-летие в присутствии мэра, так и не услышала Божьего призыва .Несколько раз у нее была возможность исповедаться и причаститься - пролежала у нас 2 месяца, но она не захотела, я не смогла достучаться. В день ее смерти в отделении состоялось очередное причащение больных, я предложила ей подозвать батюшку, она отказалась. И только батюшка ушел из отделения, началось умирание. Так и ушла.

 

О том, как важно дело воцерковления, нам, христианам, не надо объяснять. Речь идет о спасении душ для Жизни Вечной. Души спасает Господь, мы же избраны быть орудием в руках Божиих для этого спасения. Иной раз говоря с больными, я себя так и называю: "Я - бревно, которое Вам дал Господь. Хватайтесь, ухватитесь, помогу плыть". Сравнение грубое, но понятное. Мы, работающие с умирающими, может быть, последняя надежда для их спасения, которую им дарует Господь.Это очень ответственно - быть соработником Господу, это великое доверие, которое страшно не оправдать.

 

Однажды, на заре нашей деятельности, в 2001 году, выдался трудный день: на работе нестроения (тогда еще не сложился коллектив отделения, были очень тяжелые больные, работала одна до страшной усталости), в тот день кто-то из врачей сказал: "Ну что у тебя за работа - работаешь на могилу". Иду я удрученная этими размышлениями и говорю себе: "Да, умирают, и каждый уносит частицу души". И вдруг слышу: "И куда уносит? К Престолу Божию". Я такого значения своей работе не придавала и думать так не могла. Но услышав эти слова, я поняла, сколь ответственна эта работа. Эти слова относятся к нам всем, кто работает с умирающими больными. Работать иначе просто невозможно.А если работать так, не жалея частиц души, то это спасительно и для нас.

 

Желаю всем вам Божией помощи в нелегком труде. И да будет над всеми нами Покров Пресвятой Богородицы, Ее помощь и заступление.

 

Спаси нас, Господи!

 

 

 

Елисавета Анциферова,

община "Гиппократ"

(из рукописей, посвященных

прот. Николаю Беляеву)

 

Рассказать:

 

Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге,
наб. реки Карповки, д. 45.
Фото: Ольга Дмитриева, общ. «Информсайт».

Обратная связь

Бронирование приглашения на праздник «Рождество Христово»

Дата Время Количество человек
12 января (пятница)
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
13 января (суббота)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
14 января (воскресенье)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
+