Проскомидия и Литургия оглашенных – тема следующей встречи из цикла бесед с дияконами
Каково символическое значение деталей одеяния священнослужителей, священных богослужебных сосудов, откуда возникли церковные традиции, сохранившиеся по сей день, как внутренне устроен православный храм, что происходит в алтаре во время богослужения, что находится на Престоле и какие существуют литургии в православии – об этом и о многом другом рассказали дияконы Иоанновского прихода отец Борис и отец Алексей в ходе последней беседы, которая прошла в «Нашем доме». Она была организована для молодежи нашего прихода и посвящена такой важной теме, как «Литургия».
Литургия есть основа и центр всего, что совершается в Церкви. Но все ли происходящее на Литургии мы понимаем? Тема очень содержательная, и молодые люди услышали о таких вещах, о которых не знали и даже не задумывались. Они активно задавали вопросы, и наши дияконы развернуто отвечали на них.
Отец Борис и отец Алексей начали с того, что Невеста Христова – это Церковь, а Церковь – это мы с вами, то есть прихожане. Священник, облачаясь в белоснежные одежды перед началом Литургии, олицетворяет брак Церкви и Христа. Поручи (дьяконские и священнические) надеваются в знак того, что не своими силами и руками, не своей властью и разумом клирик совершает богослужение, а силой Божией и Его милостью. При этом он ничего не сможет совершить, если его руки не преисполняются Божественной благодати.
На встрече также говорили о том, что православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство небесное. Священник в алтаре приносит жертву видимую – Дары, стоящие на Престоле, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва (Евхаристия или Таинство причастия). На Престоле находятся антиминс, дарохранительница, дароносица, Евангелие и крест. В средней части храма стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения, ныне в притвор иногда отправляют стоять тяжко согрешивших для исправления.
Ведущие встречи рассказали и о том, что входит в облачение диякона: стихарь, орарь и поручи. Кстати, слово «орарь» восходит к латинскому глаголу, который означает «молиться». Кроме того, орарем, символизирующим ангельские крылья за спиной, дьякон призывает прихожан к молитве, ведь Ангелы молятся непрестанно.
Присутствующие узнали, что в облачение священника входит епитрахиль (орарь, сложенный вдвое), без которой не совершается ни одна служба и которая символизирует благодать священника, а также пояс и фелонь. При этом пояс символизирует готовность к послушанию и служению. И все эти детали облачения пришли к нам из Византии.
Наши дияконы наглядно показали, что представляют из себя богослужебные сосуды – Чаша, Дискос, Лжица и Звездица, объяснив также, что они означают. Затронув тему Проскомидии, молодым прихожанам рассказали, что символизирует собой Агнец. Священник берет главную агничную просфору, копием вырезает из нее квадратную часть печати, которая называется Агнцем, и поставляет ее на Дискос. В богослужении слово «Агнец» означает «жертва» – то есть, жертва за людские грехи. Агнец свидетельствует о воплощении Иисуса Христа, о том, что Сын Божий стал Сыном человеческим. Когда Иоанн Креститель на Иордане видит воплотившегося Сына Божия, он показывает на Него и говорит: «Вот Агнец Божий, который берет [на Себя] грехи мира» (Ин. 1: 29).
Отцы дополнили свои рассказы чудесными историями из жизни православных. По словам прихожан, присутствующих на встрече, знания церковной символики помогают им теперь понять и глубже осознать реальность происходящего на Литургии. Поэтому они очень благодарны отцу Борису и отцу Алексею за полученные ценные знания, а также нашему прихожанину из общины «Добрыня» Марьяну Билону, координатору бесед с дияконами, за организованную встречу.
Молодые люди отметили, что очень ждут следующей беседы, которая намечена на 2 марта и будет посвящена Проскомидии и Литургии оглашенных.
Репортаж и фото Софьи Тишкиной.
Рассказать: |