Михаил Богданов, лагерь «Архистратиг»: «Здесь можно обрести друзей на всю жизнь»
Сегодня мы беседуем с младшим сержантом, руководителем подразделения Военно-морской академии им. Н. Г. Кузнецова Михаилом Богдановым, преподавателем начальной военной подготовки в Детском православном военно-патриотическом лагере «Архистратиг», который проходит сейчас в дер. Засурье Архангельской обл., на малой родине св. прав. Иоанна Кронштадтского.
Михаил рассказал корреспонденту Pravprihod.Ru о том, как «Архистратиг» в свое время повлиял на одно из важнейших решений в его жизни, чему учит нынешних ребят он сам и что стремится привить воспитанникам лагеря. А главное, почему патриотизм, основанный, прежде всего, на духовности и нравственности, на братстве и ответственности, а также вовремя заложенный правильный пример воспитывает характер настоящих мужчин.
– Михаил, здравствуйте! Когда-то Вы приезжали в этот лагерь как воспитанник. Могли бы Вы рассказать о том времени, о Ваших впечатлениях?
– Я был здесь летом в 2013 году, в июне. Директором у нас был Никита Алексеевич Затеев, который поддерживал в лагере безукоризненную дисциплину. Впечатления... Палатки, свежий воздух, лес – это все приносит много эмоций. На территории ничего еще не было построено, только две палатки были, в палатках стояли буржуйки. Кухня находилась в доме дальше, ну и баня была самодельная. Офицеров всех я не помню, в основном здесь кадеты руководили всем, были нашими командирами.
– Сколько Вам было лет? Какие занятия особенно запомнились?
– Мне было 13 лет. Занятия – это, конечно, автоматы, сборка, стрельба, и еще медицина, которую очень увлекательно вела супруга Никиты Алексеевича, Ольга Затеева. Само по себе устройство лагеря было интересным, потому что все было по-военному: форма, берцы, обязательно начищенные. Мы подшивали воротнички, как в Советской армии, и Никита Алексеевич каждое утро проверял чистоту воротничка и качество подшивки.
– А быт был сложным для Вас тогда?
– Я был увлечен лагерем, мне было не сложно. Были ребята, которым было немного труднее, а мне все очень нравилось.
– Расскажите, откуда Вы родом, как складывалась Ваша жизнь после «Архистратига»? Связана ли Ваша деятельность с военной сферой?
– Я родился на Пинежье, в поселке Новолавела. Сейчас живу и учусь в Петербурге. Курсант Военно-морского политехнического института Военного учебно-научного центра Академии.
В 2013 году я уже плюс-минус намечал себе планы, кем хочу быть – и, конечно, я хотел быть военным. Поэтому и пошел в лагерь: интересно было посмотреть, как все устроено, хотя бы приближенно. Лагерь в какой-то степени подтолкнул меня к окончательному решению: да, я хочу стать военным человеком. После этого занимался в различных военно-патриотических кружках, участвовал в раскопках, ездил в лагерь уже в Ленобласть, в Красный Бор, тоже под руководством Никиты Алексеевича. Мы с ним и сейчас общаемся, иногда созваниваемся. С этих времен остались друзья – те, кто приезжал в лагерь из Питера. Мы до сих пор встречаемся, дружим. Большой плюс такому лагерю – то, что здесь можно обрести друзей на всю жизнь.
Дальше я закончил школу, поступил в военное училище, отслужил срочную службу, послужил по контракту и поступил в Военно-морскую академию. Сейчас учусь «на отлично», перешел на четвертый курс, работаю в научной сфере помимо военных дисциплин. Академия находится в ведении Министерства обороны, это сложная структура, в ней есть различные подразделения. Одним из них я руковожу, у меня есть подчиненный личный состав.
– Какова сфера Ваших научных интересов, на какую тему Вы предполагаете писать диплом?
– Я учусь на морского турбиниста, моя специальность – эксплуатация и обслуживание газовых турбин. Занимаюсь научной работой по своей специальности, также пишу работы по психологии, некоторым военным дисциплинам – тематику не могу раскрыть в силу секретности. В дальнейшем моя деятельность предполагает службу в Военно-Морском флоте.
– У Вас на парадной форме достаточно много наград. Расскажите о них.
– Две из них за парады – на Красной площади и в Петербурге, и три – за хорошую службу.
– Давайте перейдем к сему дню, к работе и отдыхе в лагере. Как Вы приехали сюда, как узнали о такой возможности?
– В прошлом году мне предлагали, по старой памяти, как воспитаннику, поработать преподавателем. Но у меня отпуск был в августе, а приехать предлагали в июне или июле. В этом году отпуск перенесли на июнь, и я смог стать тружеником лагеря. Познакомился с Александром Ивановичем Гарматенко, директором лагеря – мы встретились в Питере и договорились на первую смену.
– Расскажите, как Вам сейчас работается с ребятами? Какая программа занятий по военной подготовке?
– С мальчишками работается отлично, вспоминаю себя такого же маленького. Если говорить про изменения, то за эти годы здесь поменялась вся инфраструктура, стало больше материальной базы. Есть учебные корпуса, различное оборудование. Поэтому сейчас довольно комфортно работать – приятнее, чем работалось преподавателям с нами в тринадцатом году.
Я преподаю сборку-разборку автомата, военную тактику, военную топографию – то есть, науку действовать в бою и ориентирование на местности в лесу. Делюсь опытом с другими преподавателями по занятиям РХБЗ (радиационной химико-биологической защиты) и по военно-инженерной подготовке – простыми словами, копанию окопов и траншей.
– В чем специфика работы в младшей смене, с ребятами 9-12 лет?
– В этом возрасте они очень неусидчивые. Нужно постоянно возвращать их внимание, их интерес быстро пропадает. Но когда ты их заинтересовываешь, они по-настоящему вовлекаются, начинают задавать вопросы, им хочется что-то новое узнать. Система преподавания у нас круговая – ребята бегают по занятиям, как по станциям. Многие занятия проходят в лесу – для наглядности, для поддержания интереса детей. Из неформальных моментов у нас приняты песни под гитару, организуются концерты.
– Вы на этих концертах играете на гитаре и поете. Кто привил Вам любовь к музыке?
– Я музыкант-самоучка. Гитара, фортепиано, барабаны – все самостоятельно изучал. И музыку пишу сам. Хотя не имею музыкального образования, иногда выступаю с нашим военным оркестром, пою. Но я не оркестровый человек, не вхожу в постоянный состав.
– Сколько ребят сейчас в смене? Проходят ли у вас какие-то общие мероприятия, командные игры?
– Сейчас в смене 40 детей – четыре отряда по 10 человек.
Сегодня проводили «Зарницу» – большое мероприятие, все ребята очень хорошо себя показали. Один из отрядов был моим фаворитом, я за них очень болел, помогал, насколько это можно было в рамках правил. Игра прошла отлично, у мальчишек впечатлений вагон, они были очень довольны. «Зарница» – первый этап финальной игры, подведение итогов занятий, где курсанты показывают, чему научились за смену.
По итогам сегодняшней игры каждый взвод заработал сумму баллов. Скоро будет экзамен по военной топографии: ребята будут искать конверты с вопросами в лесу, отвечать на них – это второй этап, набранные баллы приплюсуются к сегодняшним. Воспитанников ждет и третий этап, еще не знаю какой. Все это вместе даст итоговые результаты.
– Как бы Вы подытожили Ваш опыт работы в лагере?
– Хотел бы отметить, что такие занятия, такие лагеря нужны для ребят, потому что какой-то стержень они обретают внутри, становятся более мужественными, более ответственными. Это очень хорошо сказывается на их поведении. Если в первый день они много баловались, то сейчас уже прослеживается у них и характер мужской, и умение отвечать за свои поступки. И вот этим «Архистратиг» очень полезен.
Считаю, что родители увидят новые качества своих детей и, думаю, будут рады таким изменениям в них. Хотя они сегодня и не подшивают воротнички, но возможностей для проявления аккуратности, твердости и ответственности у них не меньше. Также они получают знания, которые пригодятся им во время срочной службы. Мне вот знания, полученные в 2013–2015 годах, очень пригодились и до сих пор полезны.
– В лагере есть момент православной катехизации. Какую это играет роль, как стыкуется с программой военной подготовки?
– Я считаю, что это верно, сам образ Архистратига соединяет в себе духовное и воинское начало. И сейчас, и в 2013 году, все дети здесь знают, что такое Церковь, что такое вера. Вера в принципе дисциплинирует человека. Детей учат правильному обращению со святынями. Есть Причастие, человек может очиститься от грехов, которые за неделю накопились, и ребята это понимают, могут увидеть свои ошибки. Каждый вечер у нас проходит Чин прощения – все друг у друга в конце дня просят прощения, и это об умении прощать недостатки. Мне самому это очень полезно. Я в силу службы редко могу посещать церковь, и здесь мне хорошо, когда я могу зайти в часовню, помолиться. И это правильно.
– Михаил, спасибо Вам за интересную беседу. Каковы Ваши напутствия ребятам «Архистратига»?
– Я желаю ребятам, которые сейчас здесь находятся и которые еще сюда приедут, быть мужественными, быть ответственными перед своими родителями и родственниками, перед своими друзьями. Желаю уважительно относиться к старшим, они здесь этому учатся. Ну и просто всего хорошего!
Беседовала Дарья Одинцова, Pravprihod.Ru.
Фото и видео Анны Хромцовой и Олеси Базаровой, ДПВПЛ «Архистратиг».
Дорогие братья и сестры!
Внести пожертвование на проведение лагеря «Архистратиг» может каждый неравнодушный человек. Самый простой способ – перевод с помощью QR-кода, через систему быстрых платежей:
Отсканируйте QR-код в мобильном приложении банка или штатной камерой телефона. Или на своем смартфоне кликните по QR-коду. (назначение платежа писать не нужно: введите только сумму) |
Совершить пожертвование Вы можете также любым другим способом: через Сбербанк-онлайн, через терминал, наличными в офисе Фонда или по реквизитам Фонда. Назначение платежа: Благотворительное пожертвование на проект «Детский лагерь "Архистратиг"».
Все способы внесения пожертвований приведены здесь.