Иоанновская община

ОБЩИНА ПРИХОЖАН ИОАННОВСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Главная Иоанновский приход Об Иоанновской общине Живые истории Опыт приходской жизни Иоанновской общины стал темой диплома выпускника Калужской семинарии

Опыт приходской жизни Иоанновской общины стал темой диплома выпускника Калужской семинарии

14 июня 2023 года, в день прославления Иоанна Кронштадтского в лике святых Русской Православной Церковью, в гостях у редакции Pravprihod.Ru побывал исследователь трудов Всероссийского пастыря, выпускник Калужской духовной семинарии послушник Евгений. Дипломная работа Евгения – это, по сути, теоретическая выкладка замыслов, на которых наш дорогой батюшка, прот. Николай Беляев построил деятельность нашей Иоанновской общины, а позже – и шире – взаимодействие Иоанновской семьи. Мы попросили нашего гостя рассказать о себе, о предыстории его работы, о планах дальнейших исследовательских трудов.

– Евгений, с праздником! Откуда прибыли к отцу Иоанну? 

– С праздником, сестрички. Я из Белевского Спасо-Преображенского мужского монастыря под Тулой. Белевскую пастилу знаете? Вот ее как раз в наших краях изготавливают. В Петербурге я одним днем, приехал поклониться Кронштадтскому пастырю и испросить его благословения перед защитой диплома. Хочу еще в Царскую усыпальницу попасть на территории Петропавловской крепости – и домой.

В этом году получилось побывать у Батюшки как раз перед защитой, которая состоится 22 июня по теме «Необходимость социального служения по трудам св. прав. Иоанна Кронштадтского». 

– Расскажите подробнее, с чего начался Ваш интерес к теме, как узнали о деятельности Иоанновской общины?

– Про социальную деятельность общины я прочитал впервые в работе одной студентки педагогического вуза и очень заинтересовался. Решил написать в монастырь, сначала в канцелярию, затем матушке Людмиле (Волошиной) с просьбой о посещении монастырской библиотеки. Объяснил, что студент-семинарист, пишу работу по трудам отца Иоанна, для чего прошу возможности воспользоваться архивами, материалами. Попасть в библиотеку оказалось непросто, но моя настойчивость привела меня к сестре Иустинии, а она уже связала меня с Иоанновской общиной. Затем я узнал, что по аналогичной теме защищал диплом отец Кирилл Франков. Мы заочно познакомились. Общались удаленно. Я благодарен ему за ответы на ряд вопросов.

– Успели ли Вы познакомиться с отцом Николаем Беляевым

– Нет, к сожалению, не застал уже батюшку в живых. В первый приезд я познакомился с главным редактором вашего сайта Ольгой Дмитриевой, и был в хорошем смысле в шоке от масштаба выстроенной отцом Николаем деятельной взаимопомощи внутри Общины. Обычно успешные примеры такой работы бывают в маленьких областных или районных приходах, где буквально все жители друг друга знают. Здесь же, в Иоанновской общине, в Иоанновской семье продуманное взаимодействие со всеми структурами дает реальные результаты. И это абсолютно в духе того, чему учил отец Иоанн Кронштадтский: объединение должно начинаться с молитвы, совместной деятельности и обмена информацией. 

– Евгений, как давно Вы занимаетесь изучением социальных трудов отца Иоанна? 

– Уже несколько лет. Началось все с исследования пастырского учения батюшки и его духовно-нравственных поучений. Этому была посвящена моя преддипломная работа. И чем больше я погружался в наследие святого, тем более обширное поле для работы передо мной открывалось. 

– Как получилось, что именно его труды Вы выбрали для изучения? 

– Знаете, есть такая фраза, что не мы выбираем святых, а они выбирают нас. Так получилось, что у благодетеля нашей Спасо-Преображенской обители было жилье рядом с монастырем, и когда насельники приезжали с паломничеством в Петербург, всегда в его комнате останавливались. Выходит, отец Иоанн всегда был незримо рядом во время наших поездок в Северную столицу. 

– А что больше всего поражает Вас в личности Кронштадтского пастыря? 

– То, насколько сильные скорби у него были и насколько он был смирен сердцем, послушен – Богу, своей матери. Помните, как он думал бросить учебу, потому что его отец отошел ко Господу и нужно было кормить семью, а Феодора Власьевна настояла на продолжении обучения? 

Кстати, и потом в своем служении отец Иоанн много внимания уделял роли матери, жены в малой, семейной церкви. Сам ходил по домам и помогал делом и молитвой женщинам, уставшим от работы и пьющих мужей, организовал ясли для младенцев в Кронштадте. В его трудах красной нитью проходит мысль, что многое созидается женскими руками, что основание, на котором строится семья, – женщина. 

В целом, одна из основных тем социальных трудов батюшки – роль семьи и монархии в России. Полагаю, советская власть так яростно уничтожала его память потому, что он был монархистом. Он открыто говорил: «Плакать будем, если не поддержим нашего императора». Александр III его в Ливадию приглашал с любовью, не приказывал, а просил. И батюшка приехал, утешал его в последние минуты жизни. А общество уже тогда было нездорово. Сейчас, в принципе, просматриваются параллели с теми годами. Неправильно, когда некоторые духовные служители, увлекаясь политикой, пытаются создать общину не вокруг Христа, а вокруг повестки дня, когда телевизионные разговоры переходят в храм, на амвон. Меняются приоритеты, и во главе уже не Спаситель, не самоотверженная любовь друг ко другу и не стремление к покаянию. Слава Богу, есть наследие прп. Силуана Афонского, валаамских старцев, которые помогают в этом разобраться. 

– Планируете ли Вы принимать священный сан после окончания семинарии? 

– Понимаете, священнический крест – это не привилегия, это сугубый подвиг. Священник с момента, когда надевает крест, полностью принадлежит своей общине. К этому надо подходить с особой рассудительностью. Сколько святых людей подвизались просто в монашестве, без принятия сана, как на Афоне, например. 

– Как тему Вашего исследования восприняла комиссия?

– Они ждут моей защиты, чтобы послушать об уникальном опыте построения приходской жизни в Иоанновской общине, об Иоанновской семье. Многие впервые узнали о ней из моей работы! Чем больше они задавали вопросов на преддипломной защите, чем больше узнавали подробностей о вашей общинной деятельности и взаимопомощи, тем больше удивлялись: неужели такое может быть?! 

Специфика дипломной работы требует, чтобы значительный ее объем был посвящен теоретическим выкладкам, но вся устная часть на защите будет построена на анализе вашего практического опыта.

– После защиты собираетесь продолжать научную работу? 

– Да, обязательно. Будет еще работа, полностью посвященная Иоанновской семье. Я считаю, необходима популяризация этого опыта. Нужно распространять его, делиться им с другими общинами, приходами. Буквально писать методички. 

– Будем рады видеть Вас в Петербурге и на встречах Иоанновской семьи. Успешной защиты!

– Спаси Бог! С праздником!

Беседовала Татьяна Стрекалова, Pravprihod.Ru.
Фото Дианы Колычевой, Pravprihod.Ru.

Санкт-Петербургский Иоанновский женский монастырь
Фото: Pravprihod.Ru.

Обратная связь

Бронирование приглашения на праздник «Рождество Христово» 2024

Пожертвование финансовое Пожертвование трудом Оформить приглашение
Дата Время Количество человек
10 января (пятница)
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
11 января (суббота)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
12 января (воскресенье)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
+

Бронирование приглашения на праздник «Рождество Христово» 2024 года

Пожертвование финансовое Пожертвование трудом Оформить приглашение
+