Опыт приходской жизни Иоанновской общины стал темой диплома выпускника Калужской семинарии
14 июня 2023 года, в день прославления Иоанна Кронштадтского в лике святых Русской Православной Церковью, в гостях у редакции Pravprihod.Ru побывал исследователь трудов Всероссийского пастыря, выпускник Калужской духовной семинарии послушник Евгений. Дипломная работа Евгения – это, по сути, теоретическая выкладка замыслов, на которых наш дорогой батюшка, прот. Николай Беляев построил деятельность нашей Иоанновской общины, а позже – и шире – взаимодействие Иоанновской семьи. Мы попросили нашего гостя рассказать о себе, о предыстории его работы, о планах дальнейших исследовательских трудов.
– Евгений, с праздником! Откуда прибыли к отцу Иоанну?
– С праздником, сестрички. Я из Белевского Спасо-Преображенского мужского монастыря под Тулой. Белевскую пастилу знаете? Вот ее как раз в наших краях изготавливают. В Петербурге я одним днем, приехал поклониться Кронштадтскому пастырю и испросить его благословения перед защитой диплома. Хочу еще в Царскую усыпальницу попасть на территории Петропавловской крепости – и домой.
В этом году получилось побывать у Батюшки как раз перед защитой, которая состоится 22 июня по теме «Необходимость социального служения по трудам св. прав. Иоанна Кронштадтского».
– Расскажите подробнее, с чего начался Ваш интерес к теме, как узнали о деятельности Иоанновской общины?
– Про социальную деятельность общины я прочитал впервые в работе одной студентки педагогического вуза и очень заинтересовался. Решил написать в монастырь, сначала в канцелярию, затем матушке Людмиле (Волошиной) с просьбой о посещении монастырской библиотеки. Объяснил, что студент-семинарист, пишу работу по трудам отца Иоанна, для чего прошу возможности воспользоваться архивами, материалами. Попасть в библиотеку оказалось непросто, но моя настойчивость привела меня к сестре Иустинии, а она уже связала меня с Иоанновской общиной. Затем я узнал, что по аналогичной теме защищал диплом отец Кирилл Франков. Мы заочно познакомились. Общались удаленно. Я благодарен ему за ответы на ряд вопросов.
– Успели ли Вы познакомиться с отцом Николаем Беляевым?
– Нет, к сожалению, не застал уже батюшку в живых. В первый приезд я познакомился с главным редактором вашего сайта Ольгой Дмитриевой, и был в хорошем смысле в шоке от масштаба выстроенной отцом Николаем деятельной взаимопомощи внутри Общины. Обычно успешные примеры такой работы бывают в маленьких областных или районных приходах, где буквально все жители друг друга знают. Здесь же, в Иоанновской общине, в Иоанновской семье продуманное взаимодействие со всеми структурами дает реальные результаты. И это абсолютно в духе того, чему учил отец Иоанн Кронштадтский: объединение должно начинаться с молитвы, совместной деятельности и обмена информацией.
– Евгений, как давно Вы занимаетесь изучением социальных трудов отца Иоанна?
– Уже несколько лет. Началось все с исследования пастырского учения батюшки и его духовно-нравственных поучений. Этому была посвящена моя преддипломная работа. И чем больше я погружался в наследие святого, тем более обширное поле для работы передо мной открывалось.
– Как получилось, что именно его труды Вы выбрали для изучения?
– Знаете, есть такая фраза, что не мы выбираем святых, а они выбирают нас. Так получилось, что у благодетеля нашей Спасо-Преображенской обители было жилье рядом с монастырем, и когда насельники приезжали с паломничеством в Петербург, всегда в его комнате останавливались. Выходит, отец Иоанн всегда был незримо рядом во время наших поездок в Северную столицу.
– А что больше всего поражает Вас в личности Кронштадтского пастыря?
– То, насколько сильные скорби у него были и насколько он был смирен сердцем, послушен – Богу, своей матери. Помните, как он думал бросить учебу, потому что его отец отошел ко Господу и нужно было кормить семью, а Феодора Власьевна настояла на продолжении обучения?
Кстати, и потом в своем служении отец Иоанн много внимания уделял роли матери, жены в малой, семейной церкви. Сам ходил по домам и помогал делом и молитвой женщинам, уставшим от работы и пьющих мужей, организовал ясли для младенцев в Кронштадте. В его трудах красной нитью проходит мысль, что многое созидается женскими руками, что основание, на котором строится семья, – женщина.
В целом, одна из основных тем социальных трудов батюшки – роль семьи и монархии в России. Полагаю, советская власть так яростно уничтожала его память потому, что он был монархистом. Он открыто говорил: «Плакать будем, если не поддержим нашего императора». Александр III его в Ливадию приглашал с любовью, не приказывал, а просил. И батюшка приехал, утешал его в последние минуты жизни. А общество уже тогда было нездорово. Сейчас, в принципе, просматриваются параллели с теми годами. Неправильно, когда некоторые духовные служители, увлекаясь политикой, пытаются создать общину не вокруг Христа, а вокруг повестки дня, когда телевизионные разговоры переходят в храм, на амвон. Меняются приоритеты, и во главе уже не Спаситель, не самоотверженная любовь друг ко другу и не стремление к покаянию. Слава Богу, есть наследие прп. Силуана Афонского, валаамских старцев, которые помогают в этом разобраться.
– Планируете ли Вы принимать священный сан после окончания семинарии?
– Понимаете, священнический крест – это не привилегия, это сугубый подвиг. Священник с момента, когда надевает крест, полностью принадлежит своей общине. К этому надо подходить с особой рассудительностью. Сколько святых людей подвизались просто в монашестве, без принятия сана, как на Афоне, например.
– Как тему Вашего исследования восприняла комиссия?
– Они ждут моей защиты, чтобы послушать об уникальном опыте построения приходской жизни в Иоанновской общине, об Иоанновской семье. Многие впервые узнали о ней из моей работы! Чем больше они задавали вопросов на преддипломной защите, чем больше узнавали подробностей о вашей общинной деятельности и взаимопомощи, тем больше удивлялись: неужели такое может быть?!
Специфика дипломной работы требует, чтобы значительный ее объем был посвящен теоретическим выкладкам, но вся устная часть на защите будет построена на анализе вашего практического опыта.
– После защиты собираетесь продолжать научную работу?
– Да, обязательно. Будет еще работа, полностью посвященная Иоанновской семье. Я считаю, необходима популяризация этого опыта. Нужно распространять его, делиться им с другими общинами, приходами. Буквально писать методички.
– Будем рады видеть Вас в Петербурге и на встречах Иоанновской семьи. Успешной защиты!
– Спаси Бог! С праздником!
Беседовала Татьяна Стрекалова, Pravprihod.Ru.
Фото Дианы Колычевой, Pravprihod.Ru.