Звезда по имени Елена
30 августа 1992 года отошла ко Господу монахиня Елена (в миру – Елена Ивановна Казимирчак-Полонская). Доктор наук в трех дисциплинах (философии, физико-математических науках и астрономии), катехизатор и руководитель богословского кружка в эпоху атеизма, автор более 100 научных работ – каждой из этих ипостасей хватило бы на целую жизнь. Она стала духовным руководителем многих молодых священников, которые, в свою очередь, несли свет православной веры своей пастве, жаждавшей духовного просвещения. Среди них – духовный руководитель Иоанновской общины отец Николай Беляев.
Члены кружка, который в 1960 – 90 годах сформировался вокруг монахини Елены вспоминали, что перед кончиной она несколько раз повторила восклицание: «Выше!». Именно так – восходя от одной духовной и интеллектуальной вершине к другой, прошла вся ее долгая жизнь, в которой были и нечеловеческие страдания, и чудеса, и подвиг.
Юные годы
Дочь небогатого шляхтича Ивана Полонского, которую с детства отличали ум и привлекательная внешность, родилась в 1902 году. Беззаботное детство она провела в отеческом поместье Селец на Волыни.
Когда пришло время поступать в гимназию, она уже владела несколькими языками: польским, украинским, английским, немецким языками и, конечно, русским. Ей одинаково легко давались и естественнонаучные, и гуманитарные предметы, поэтому, блестяще окончив гимназию, в 1920 году она приняла решение о поступлении в Львовский университет. Экзамены за курс мужской гимназии, заметно отличавшейся о программы подобных женских учебных заведений, нужно было сдавать на польском – она легко справилась с этой задачей. Став студенткой физико-математического факультета, Елена параллельно сотрудничала на кафедре астрономии.
Незадолго до того в жизни девушки произошло поворотное событие, повлиявшее на весь дальнейший ход ее жизни. Однажды, томимая неизъяснимой тоской, стоя на холме Волынского парка, она обратилась к Небесам с вопросом: «Во имя чего дана жизнь?», и получила мистический ответ.
«Было звездное небо и тут — именно перед открытым Небом, в полном одиночестве произошла Живая встреча. Небо стало физически ощущаться как неизмеримо более глубокое, любовь заполнила все сердце, она начала шириться и уже не могла вместиться в нем, и именно любовь сердца вырвалась наружу, и понеслась ввысь, и ощутила Живого Бога. Физическая тяжесть тела абсолютно исчезла, состояние полной невесомости (это позволило мне потом реально понять «хождение по водам» Христа и Марии Египетской). Духовно — не счастье, счастье — категория Земли, а блаженство, безграничный свет, потоки Божественной Любви, льющиеся от Живого Бога в сердце, наполняющие любовью безграничной ко всем, ко всему».
В этот момент она приняла решение встать на монашеский путь, а в дальнейшем очень сожалела о том, что в определенный момент сошла с него.
В 1923 году Елена приехала в Пшеров на I съезд Русского христианского студенческого движения. Здесь она познакомилась с протоиереем Сергием Булгаковым. Их личное общение длилось не более двух дней, но с этого момента никого более авторитетного в вопросах богословия для нее не существовало. Он предсказал ей будущую научную деятельность и монашество в миру. Здесь же она обрела духовную сестру – Юлию Рейтлингер, в будущем монахиню Иоанну, глубокие дружеские связи с которой поддерживали Елену многие годы.
Первые испытания
В 1921 году по Рижскому мирному договору Волынь вместе с населявшими ее людьми, отошла к Польше, и это многое изменило в их жизни. Окончив Львовский университет, Елена переехала в Варшаву, начала работать в университетской обсерватории, где в 1934 году защитила докторскую диссертацию.
Здесь она познакомилась с гидробиологом Лионом Казимирчаком, который впоследствии стал ее мужем. В 1937 году у них родился сын, названный в честь духовного отца Сергеем. На их долю выпало всего несколько лет нормального семейного бытия, закончившегося с началом Второй Мировой войны.
В 1940 году семья переехала во Львов. Здесь в 1941 году во время оккупации города она, рискуя жизнью, спасала польских офицеров – будучи профессором университета, она подделывала для них удостоверения стажеров Львовской обсерватории, чтобы они могли покинуть город. В 1944 году, по настоянию мужа, семья вернулась в Варшаву.
В 1944 году в столице Польши вспыхнуло восстание против немецких оккупантов. После подавления мятежа фашистские захватчики разместили жителей города в пригородных концлагерях. Елена Ивановна без колебаний начала разыскивать мать и мужа. Во время поисков она была арестована и приговорена к расстрелу, однако, ей удалось найти такие слова, обращенные к солдатам, после которых произошло невероятное – ее отпустили. Поиски матери увенчались успехом, а мужа угнали на принудительные работы и связь с ним надолго прервалась.
Научная работа в Советском Союзе
В 1945 году немцы предоставили русским, проживающим на территории Польши, выбор: переехать в СССР или остаться в Европе. Елена Ивановна сознательно выбрала Советский Союз. Мотив, который подвиг ее к этому поступку, теперь кажется идеалистическим – будучи глубоко верующим человеком, она надеялась заняться христианским просвещением в России. Ее муж, обладая более рациональным подходом к оценке ситуации, отказался от поездки.
Вместе с мамой и сыном Елена Ивановна добралась до Херсона, где стала работать преподавателем астрономии и математического анализа в пединституте. В этом городе она похоронила и сына, и мать. К мальчику, заболевшему менингитом и переносящим чудовищные страдания, Елену Ивановну не допустили, а после смерти не позволили его похоронить по-христиански. Оставаться в Херсоне она больше не могла, и приняла решение перебраться в Ленинград.
В 1948 году она защитила в Ленинграде диссертацию на тему движения короткопериодичеких комет. Огромный объем представленного и проанализированного материала позволял присвоить ей степень доктора физико-математических наук, но вместо этого ее в начале 1950-х годов арестовали как польскую шпионку. В тюрьме Елена Полонская перенесла жесточайшие пытки, которые подорвали ее здоровье, но здесь произошло еще одно чудо – ей удалось не только защитить свою честь и достоинство, но и обратить в христианство следователя, который вел дело, в результате он добился ее освобождения. Этот случай приводится как беспрецедентный в учебниках по юриспруденции.
Из-за ареста Елену Ивановну уволили из Ленинградского Института теоретической астрономии, она вернулась на Украину, и стала работать в Одесском университете и обсерватории. Лишь с наступлением хрущевской оттепели в 1956 году она смогла вернуться в северную столицу.
В предпенсионном возрасте Елена Ивановна освоила вычислительную технику. Она поставила перед собой цель – исследовать на ЭВМ движение всех известных на тот момент короткопериодических комет. Работоспособность Елены Ивановны была поразительной – за тридцать лет она создала боле 100 теоретических работ по астрономии. Труды Полонской намного опередили свое время. В 1969 году Елена Ивановна получила премию имени Ф. А. Бредихина, а через год в Ленинграде состоялся симпозиум, посвященный движению комет, организация которого легла на плечи Елены Полонской.
Астроном-катехизатор
В Ленинграде Елена Ивановна жила одна в маленькой квартирке, но одинокой не была никогда. Однажды в поезде она встретила слепую девочку, просившую милостыню, и приняла решение взять ее под свою опеку. Полонская занималась ее лечением и образованием, а затем – развитием незаурядных способностей, которые обнаружились у девочки.
Вокруг Елены Ивановны сложилось сообщество единомышленников, которые приходили в ее уютное жилище для рассуждения на богословские темы, обсуждения прочитанной духовной литературы. Из-за границы она привезла труды русских религиозных философов: Николая Бердяева, отцов Павла Флоренского, Сергия Булгакова, и хранила их в чемодане с двойным дном.
В 1960-х годах, пережив репрессии советских карательных органов, она нашла в себе смелость создать практически нелегальный теологический кружок. Подобные темы могли на территории СССР рассматриваться только в двух местах – Московской и Ленинградской Духовных академиях – исключительно под бдительным контролем КГБ. Эти собрания посещали будущие священники, монахи. В сущности, она занималась активной катехизацией – делом, ради которого и приехала в СССР.
В 1987 году, в возрасте 85 лет, она приняла монашеский постриг. По благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) ей было оставлено прежнее имя. Она носила монашеское облачение, но оставалась в миру. К этому времени здоровье матушки Елены было полностью подорвано – она не только потеряла зрение, но и утратила способность двигаться.
Тем не менее, в Ленинградской Духовной Академии она читала блестящие лекции. Одна из них – о святом князе Александре Невском – особенно запомнилась тогдашним академистам. К выступлениям матушка готовилась вслепую. Студенты приносили ее в аудиторию на руках, и усаживали на стул.
Отец Николай Беляев так вспоминал о своей наставнице: «Ее отличали потрясающая работоспособность, любовь к России и Церкви, широкий кругозор, неутомимость. Все, кто с ней работали, отмечали ее ответственное отношение к делу, особенно к работе с молодежью. Все, что она делала, она делала на пять с плюсом, не любила никакой халтуры, недоговоренности или недосказанности. Даже в очень преклонном возрасте, ослепнув, она наговаривала беседы на магнитофон, выучивала их наизусть и выступала перед учащимися Духовной академии со своими воспоминаниями».
Умерла матушка Елена летом 1992 года. Люди, знавшие Елену Ивановну при жизни, говорили, что в ней был незаурядный ум, ослепляющая красота, твердый характер и при этом удивительная чистота души. Похоронена монахиня-астроном на Пулковском мемориальном кладбище астрономов. Именем Казимирчак-Полонской назвали малую планету и пояс астероидов между Сатурном и Ураном.
Авторы и источники: Елена Додонова, pravlife.ru; Сергей Целух, lomonosov.org.
Фото: источников, s-t-o-l.com.