К 120-летию со дня рождения Марины Александровны Беляевой
30 апреля 2024 года исполняется 120 лет со дня рождения (17.04.1904 по ст.ст.) Марины Александровны Беляевой (в девичестве – Матвеевой), ☦ 1979 г. – мамы прот. Николая Беляева.
Марина Александровна происходила из дворянской семьи Орловской губернии. До 1917 года училась в Мариинском институте в Петербурге. Революция не дала ей завершить образование, но девушка блестяще знала французский и немецкий языки, что позволило ей получить должность секретаря-референта у первого наркома здравоохранения РСФСР Николая Семашко. С будущим мужем Алексеем Беляевым (1904–1987 гг.) она познакомилась в Москве, в Борисоглебской церкви, где пела в хоре.
Ранее старостой прихода церкви был был бывший обер-прокурор Синода и член Верховного Совета Российской Империи Александр Дмитриевич Самарин. Поэтому органы держали этот приход «на заметке».
Первый тюремный срок Алексей Сергеевич получил по делу А. Д. Самарина, как участник якобы антигосударственной церковной ячейки, три года провел на лесоповале в Архангельской области. Семья больше не смогла вернуться в столицу и обосновалась в Костроме, где и родился будущий отец Николай. А в 1940 году была репрессирована по ложному доносу и отправлена в лагерь и Марина Александровна. Только через пять лет она вновь увидела своих детей.
Такова емкая информация о мужественной женщине, памяти которой хочется сегодня поклониться в благодарность за дорогого батюшку. В его лице она воспитала как ученого, сделавшего значительный вклад в отечественную науку, так и священника, ставшего детоводителем ко Христу множества духовных чад и создавшего всемирную Семью на принципах христианской любви и взаимопомощи.
Свет личности Марины Александровны можно уловить не только в скупых биографических данных, но и в косвенных свидетельствах, дошедших до нас из архивов семьи Беляевых. Хотим познакомить вас с одним из таких бесценных источников, предоставленных редакции Дмитрием Беляевым, внуком отца Николая. Это письмо монахини-астронома Елены Казимирчак-Полонской, написанное накануне Рождества 1969 года.
28.12.1968 г.
Дорогая и милая Марина Александровна!
Ваше теплое, сердечное письмо, изобличающее Вашу чуткую, добрую и отзывчивую душу, тронуло меня до глубины сердца. Конечно, и я сразу почувствовала, что мы найдем с Вами общий язык и еще неоднократно о многом глубоко и искренно побеседуем. Благодарю Вас от всей души за Ваше радушное приглашение приехать к Вам, за Ваше поэтическое, такое привлекательное описание Вашего семейного очага и обаятельного хвойного леса, окружающего Вас. А я страстно люблю лес в любую пору года, и с лесом связано так много моих самых возвышенных духовных переживаний. Так много звездных ночей проведено мною в одиночестве во время немецкой оккупации в лесу в радостной молитве, дававшей бесстрашие в то время, как со всех сторон угрожала смерть… Поэтому всякое соприкосновение с лесом наполняет мою душу светлыми, незабываемыми воспоминаниями. А Ваши лесные края, такие близкие от тех мест, где подвизался пламенно мною любимый святой Сергий Радонежский, привлекают меня особенно.
Я глубоко тронута и сердечно благодарна Вам за все Ваши добрые пожелания, за Вашу память и заботу, за Ваше светлое желание принести мне успокоение и ободрение. Благодарю за приглашение и дорогого отца Алексея. Я обязательно приеду к Вам на денек (больше до международного Симпозиума по кометам, который назначен на август 1970 г., выкроить не удастся), чтобы побеседовать с Вами глубоко и сердечно, ободриться и вдохновиться. Но раньше весны это не удастся. Сейчас масса ответственной работы, да к тому же я сломала ребро и сильно ушибла ногу, так что работать тяжело, а пускаться в далекое путешествие совсем невозможно. Спасибо за расписание поездов, воспользуюсь им.
Приближается великий праздник Рождества Христова. Позвольте поздравить Вас и Марию Алексеевну (отцу Алексею пишу отдельно) и пожелать Вам благодатной помощи Божией во всех трудах Ваших и в осуществлении всех Ваших намерений. Желаю также здоровья и преодоления всех трудностей и печалей, которые посещали и Вас, как Вы пишете, в этом году.
О Коленьке могу сообщить лишь самое утешительное: он растет и духовно и научно. Сейчас его положение в Институте, как творчески работающего научного сотрудника, окончательно упрочилось в глазах нашего директора. У Коленьки богатейшая инициатива и большие способности в практическом оформлении методов и их программировании для электронных машин. В Институте он пользуется всеобщим уважением и любовью. Недооценивал его только наш заведующий отделом, с которым и у меня очень сложные отношения. Но в ближайшем будущем и эти трудности преодолеются.
Целую Вас и Марию Алексеевну крепко и еще раз горячо благодарю. Низкий поклон отцу Алексею. Если Вас навестит Сережа, передайте ему от меня самые глубокие духовные пожелания.
С любовью,
Елена Казимирчак-Полонская
Великая женщина-ученый, «повелевавшая» планетными исследованиями, очень ценила человеческую чуткость и отзывчивость. И ее письмо пронизано искренней благодарностью за душевное тепло, встреченное в семье Беляевых. Очевидно, что, несмотря на жизненные невзгоды, тяготы ссылки и враждебное отношение государственной системы к людям, открыто исповедовавшим православную веру, Марина Александровна сохранила подлинную христианскую любовь и умела поделиться ею.
Упокой, Господи, душу рабы Твоей Марины! Царствие Небесное, вечная память!
Подготовлено редакцией Pravprihod.Ru.
Использованы материалы из семейного архива Беляевых.
- «Ленинградцы». Программа телеканала «Санкт-Петербург» об отце Николае Беляеве (видео обн.).