«О, память сердца!»: вспоминая отца Михаила Преображенского
Сегодня, 26 октября 2023 года, иерею Михаилу Преображенскому, клирику Иоанновского монастыря СПб, исполнилось бы 65 лет. Несколько месяцев назад, 17 мая 2023 года, он отошел ко Господу. Многим его чадам хотелось бы сохранить воспоминания о нем и греться у этой свечи в дни сиротства. Но давайте объединим наши свечи и согреем друг друга.
С отцом Михаилом многих связывают личные воспоминания. «Это был удивительный, светлый и глубокий человек, – рассказывает наша прихожанка Елена Поплавская. – Встретила его впервые в храме преп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. В то время настоятелем там был известный батюшка прот. Василий Ермаков, у которого бессменным диаконом многие годы служил отец Михаил.
В густой толпе серафимовских прихожан они составляли как бы единое целое, такой духовный костяк. Конечно, впоследствии, уже будучи священником, этот бесценный духовный опыт служения, который батюшка получил в те годы, полная отдача себя без остатка, всеобъемлющая любовь, дерзновенная молитва у престола Божьего – все это впитал верный ученик у своего духовного пастыря.
Уже в те далекие годы можно было не только у отца Василия, но и отца Михаила получить добрый совет и наставление. Прихожане, обступив отца диакона, подолгу не расходились после службы, а тот терпеливо говорил со всеми жаждущими духовных истин.
В те годы наша православная студия, где я занималась с детьми, находилась недалеко от храма, в помещении подросткового клуба. Там отец Михаил занимался с желающими разбором Священного Писания, отвечал на вопросы. С моими учениками батюшка проводил занятия по Закону Божию. С любой аудиторией находил он общий язык. Дети слушали его с большим интересом.
В Отделе религиозного образования Санкт-Петербургской митрополии отец Михаил вел занятия по Литургике. В 2003–2006 годах я училась на богословских курсах и хорошо помню, с каким нетерпением ждали мы его лекций и слушали, затаив дыхание, его яркие образные рассказы».
Из воспоминаний театрального режиссера Татьяны Коссара:
– В 2003–2006 годах я училась на Свято-Иоанновских курсах у нас в Лавре, а батюшка там преподавал, будучи еще диаконом. И он там был просто настоящей «звездой»! Столько свободы, тепла, таланта, любви к преподаваемым дисциплинам и удивительного чувства юмора! Мы все, разных возрастов и профессий, с большим нетерпением ожидали лекций одного из самых потрясающих и любимейших наших педагогов от Бога – отца Михаила Преображенского.
У меня до сих пор в глазах стоит картина его объяснения того, как земля была безвидна и пуста, а Дух Божий носился над бездною. Причем не столько словами объяснял, а прямо всем самим собою – органически, даже, в хорошем смысле, актерски. И как происходил бой Архистратига Михаила с Люцифером – это в его исполнении было практически зримо! Какое искрометное и одновременно добрейшее, любовное чувство юмора!
Благодарю Господа за то, что даровал мне, грешной, таких педагогов. Никак не привыкнуть, что и забирает Он таких утешителей столь неожиданно и необратимо. А мы вот «потерявши, плачем»...
Вспоминают духовные чада отца Михаила.
Ирина Егорова:
– Я посещала встречи с отцом Михаилом в кинотеатре «Свет», которые проходили по понедельникам в 1990-х годах. Нам показывали фильмы «Вестник православия», а потом мы беседовали с батюшкой. Такое хорошее было время. Очень часто вспоминаю отца Михаила и сожалею, что не получилось у него поисповедоваться. Царство Небесное дорогому отцу Михаилу!
Ольга Ильичева:
– Я вспоминаю наше общение с батюшкой в Овцино: как мы все прибирались в храме, общались душевно, как я с ним познакомилась в 2012 году и начала ходить в храм. Отец Михаил сказал, увидев меня: «Давай знакомиться!». Тогда мы с ним долго говорили, и я все рассказала о своей бывшей жизни. Он посоветовал не пытаться все сразу исправить. А было желание. И сам батюшка распространял такой особый свет и спокойствие. Часто говорил мне на исповеди: «Снова упала – вставай и иди дальше!».
Потом я снова уходила из храма и возвращалась. Нашла снова отца Михаила, и он меня вспомнил спустя шесть лет. Потом были службы в Овцино, благодать ощущалась в каждом кубическом сантиметре воздуха. У меня появились крылья радости. Я точно не забуду то ощущение.
А сам батюшка излучал какую-то особую радость о Боге. Это замечали все. Его проповеди – это что-то особое. Каждый раз после них на неделю или более ты был одухотворен.
Теперь приходится идти самостоятельно. Конечно, молитвами он нас не оставил. Никому не отказывал в помощи, причастил моего друга, приехав срочно на исповедь. Все было легко и душевно. Он обещал, что молитвенно мы всегда будем рядом. Аминь. И Богу Слава.
Гогуца Алифанова:
– Отца Михаила я встретила впервые в Троицком храме г. Всеволожска, когда батюшка приезжал туда на службы. На Литургии у отца Михаила была особая благодать и умиротворение, а после исповеди чувствовалось укрепление и помощь Божья по его молитвам. Я благодарна Богу за эту встречу.
Ксения Кадочникова:
– Сколько я знала отца Михаила – на нем не было живого места. Помню, когда строили Князь-Владимирскую церковь, долго ходил с раздувшимся пальцем – заехал молотком, только зажило – хромает. Потом все стало серьезнее: диабет в очень тяжелой форме, все виды известной простуды, наконец, рак. Однажды приехал причащать, готовил дары и как-то тихонечко охнул. Оглянулся, смотрит на меня, как будто нашалил – улыбка веселая, глаза блестят. Я потом из какого-то фильма узнала, что при раке боль похожа на то, как если бы с размаху нож всадили и прокручивали. А он еще и служил, исповедовал на Карповке, причащал по домам, отвечал на наши бесконечные вопросы – по 30 сообщений в день, не считая личных встреч, читал трехчасовой помянник…
Он был удивительно разный на исповеди, в проповедях и лекциях. Наверное, общим было то, что везде он утешал, умирял, убирал наш раздрай. Вроде бы обстоятельства те же, а все становилось ясным и тихим, а главное, появлялась надежда.
Его крестоношение ярче всего проявляется в проповедях – они все о Крестном пути, но эта больная для ветхого человека тема дарила какое-то удивительное утешение. Об этом часто пишут в комментариях к видеозаписям.
Лекции – царство его удивительного ума. Может быть, это просто гениальность или таким становится одухотворенный ум, но это крайне незаурядное явление. Он досконально продумывал самые сложные библейские вопросы и потом доносил в доступной для современника форме. Если честно, я с ним спорила, но с другой стороны понимала, что он не мог говорить с нами иначе. Мы прогнили рационализмом, который как ржа выедает из нас способность к духовному, способность понимать святых отцов. А отец Михаил был удивительно рациональным и всецело духовным, он умел «переводить» на очень высоком уровне. И мы полюбили Библию – этих бестолковых царей, так похожих на нас. Полюбили церковнославянский язык, потому что нельзя не любить саму суть. Дозрели до святых отцов, потому что видим в них уже знакомый свет.
Исповеди… На исповеди он был матерью. Мне кажется, он не ждал от нас ничего такого сильно духовного, просто старался успокоить, привести в какое-то более-менее гармоничное состояние, примирить с действительностью. Остальное отдавая Богу, просто молясь за нас со своего креста. Наверное, поэтому разлука не кажется такой страшной – в главном он навсегда с нами.
Последние несколько месяцев на исповеди в Иоанновском монастыре он уже сидел, стоять не было сил, да и сидеть сил тоже почти не было – а положишь ему голову на колени, и он утешает.
Это только часть воспоминаний его многочисленных духовных чад. Наследие батюшки в виде его духовных наставлений, бережно записанных и оцифрованных, сохранилось на его странице вКонтакте, Youtube-канале и его сайте. И, хоть отец Михаил взят от нас из этой временной жизни, мы надеемся на встречу в будущем мире и помним, скольких сердец он коснулся своей бережной добротой и безграничной любовью.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Федор Тютчев.
редакция Pravprihod.Ru.
- Прощание с отцом Михаилом в Иоанновском монастыре.
- Отпевание отца Михаила Преображенского: фоторепортаж.
- «Наше от нас не уйдет!»: к 40-му дню преставления отца Михаила.