Иоанновская община

ОБЩИНА ПРИХОЖАН ИОАННОВСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Главная Иоанновский приход Мероприятия Рождество Христово Как рождается сказка: о подготовке приходского спектакля «Дудка-самогудка» (+видео) (ч. 2)

Как рождается сказка: о подготовке приходского спектакля «Дудка-самогудка» (+видео) (ч. 2)

Окончание. Начало репортажа читайте ЗДЕСЬ.

После премьеры рождественского спектакля «Дудка-самогудка» на приходском празднике «Рождество Христово» мы пообщались с режиссером, актерами, участниками подготовки и организации сказочного представления. Именно благодаря им наша Иоанновская община смогла возродить те дорогие сердцу традиции, которые зарождались и крепли при отце Николае Беляеве

Ирина Васильева руководит общиной «Живое слово», пишет и исполняет собственные песни. Неудивительно, что в спектакле ей досталась ведущая роль рассказчицы, речь которой направляет внимание зрителя и связывает сказочное полотно воедино. «После такой работы просто вырастают крылья, – говорит Ирина Николаевна. – Поэтому от участия в такой дружной, слаженной подготовке у меня и впечатления самые необычные. Когда все делается с радостью, ты купаешься в море любви и рождественской радости. 

У всех, кто принимал участие в спектакле, появилось желание продолжать делать постановки дальше. Алиса Демина не только талантливый режиссер, но и настоящая сказочница. Алиса Николаевна может что-то сочинить даже на ходу, когда нужно».

Постановку «Дудка-самогудка» можно посмотреть в онлайн-записи праздника. Начало сказки – с 27-й минуты видео:

Разрушить стену изоляции

Исполнитель главной роли и многодетный отец Антон Попов также поделился своими впечатлениями о работе над спектаклем:

– Мои личные впечатления – это большая радость от того, что участниками были многодетные семьи. Спектакль требует репетиционного процесса. Находить на это время два-три раза в неделю, практически изымая его из семьи, всегда представляло определенную сложность. В этот раз семьи приезжали на репетиции в полном составе и участвовали в спектакле. Режиссура Алисы Николаевны органично вместила то количество людей, которое нужно.

Мои дети остались очень довольны. Самая маленькая Ефросинья (5 лет) участвовала в сцене базара. После очередной репетиции приехали домой, и вдруг перед сном: хочу играть цыганку – и все, вплоть до требования. Серафим познакомился с работой звукорежиссера, включился в технический процесс и не подвел, когда была возможна звуковая заминка из-за переключения оборудования из режима игровой программы на режим сцены перед спектаклем.

Конечно, были трудности, но они не напугали. Будем стараться, чтобы этот праздник передавался по наследству, чтобы наши дети прониклись духом праздника, который заложил отец Николай. Будем надеяться, что стена изоляции, перегруженность разными обстоятельствами будет разрушена, и многие снова будут видеть себя участником праздничной подготовки. Этот год уже был рекордным – если обычно в основной актерский состав входило человек шесть, за исключением массовых сцен, которые репетировались отдельно, то в этом году его наполнили 28 человек. На примере многодетных семей мы показали, что все возможно. Были тревоги – «не успеваем», «нас просто потерпят на сцене», но, судя по отзывам, все получилось!

В процессе подготовки, конечно, были и творческие прения, но главное, что руководитель Оргкомитета праздника Евгений Григорьевич почувствовал в Алисе Николаевне дух, созвучный приходу, ведь она была много лет знакома с отцом Николаем. И хоть поначалу при прочтении сказки не было ощущения, что мы попали в яблочко, но в ходе работы сценарий претерпел некоторые изменения, появились новые сценки. Так удалось найти баланс между профессиональной режиссурой и непрофессиональными актерами.

Без чего невозможно делать общее дело

Почти все актеры играют в спектакле несколько ролей. Это требует не только таланта перевоплощения от них самих, но и большого количества костюмов. О работе над костюмами рассказала Елена Литвиненко, профессиональный художник-модельер.

– Костюмами для праздника Рождества Христова я занимаюсь с 1996-98 годов, это был, наверное, третий спектакль прихода. Для меня это был новый, необычный опыт, и, конечно, очень промыслительно, что отец Николай таким образом через труды привлекал людей. Благодаря этим трудам я и воцерковилась в свое время. Он, помню, тогда спросил, не помогу ли я в организации праздника. На тот момент дочка ходила в воскресную школу, и я бросилась помогать с радостью. 

Только со временем я осознала, какое это счастье и как мне в жизни повезло. Как профессиональный художник-модельер, я работала в фирме модной одежды. Работа над спектаклями, которой мы жили целый год, серьезно повлияла на меня, но в тот момент я еще не осознавала, что со мной происходит. Только сейчас смогла понять, что такое работать по молитве, по благодати. Это совершенно разные вещи, иные ощущения. Не знаю, насколько я нужна «Рождеству» и спектаклю, но то, что совершенно точно это нужно мне, я осознала.

Когда работают единомышленники, это непередаваемое ощущение, и это видно по спектаклю. Иногда казалось, что ничего не складывается, то тут, то там какие-то провалы. Но поскольку был уже большой опыт, в какой-то момент я поняла: как бы ни было беспокойно, чудо обязательно случится! Переживаний было много. Часто приходилось искать компромисс, ведь у нас всех, как говорится, «хорошо с гордыней». Без умения принять другого человека невозможно делать общее дело! Я очень рада, что возродились приходские спектакли. Если мы вернемся к этой практике на постоянной основе, будет очень здорово. Она объединяет людей и сохраняет их для прихода.

Спектакль очень большой. Конечно, мы пользовались уже готовыми костюмами прошлых спектаклей. Были русские костюмы, но никогда не было цыган и восточных сцен. Но нашлись правильные решения для всех сложных моментов.

Новое дыхание

Представление получилось очень динамичным. Герои путешествуют, танцуют и даже летают. Все это нужно было выразить пластическими приемами на сцене. Хореограф, педагог-организатор Ольга Медведева рассказывает об этой стороне работы над спектаклем.

Ольга, расскажите немного о себе.

– Я помогала в создании праздников более 25-ти лет. Сама создавала сказки для младенчиков, полностью готовила программу, включая игровую ее часть. Примерно 5 лет назад все материалы и полномочия передала в надежные руки нашей молодежной общины – кукольному театру «Жар-птица» и ансамблю «Лазорев цвет».

В этом году активная участница всех сказочных рождественских представлений и прекрасная актриса Марина Дмитриева позвала меня в качестве помощника. Я думала, что пару танцевальных картинок поставлю – и все, а получилось, что помощь была нужна и в актерском мастерстве, и в организации.

Для меня этот год, с одной стороны, новое дыхание и, в то же время, отзвук тех праздников, которые были 15-20 лет назад, когда это все только начиналось и набирало обороты. Этот дух я смогла ощутить вновь! Все-таки очень важно делать спектакль своими силами. К нам приезжали прекрасные артисты и показывали неплохие спектакли, но наши – особенные.

Какой танец было интереснее всего ставить?

– Интересно было все! Я вначале была напугана сценарием: он достаточно большой, с большими картинами, прямо сериал. Любой из эпизодов может быть отдельным маленьким спектаклем. Казалось, что зрителю будет тяжеловато все это воспринять, но оказалось, что все элементы соединилось воедино. В процессе подготовки стало понятно, что не столько танцы сами по себе нужны, а скорее сценическое движение, оправданное обстоятельствами, именно с этим нужно помочь детишкам. Прекрасно раскрылись мальчишки, и девочки тоже молодцы.

Было ли тяжело?

– Нет. Нагрузки большой не было – ни физической, ни творческой. Тяжело, когда возникают искушения между людьми и затрагиваются моменты, связанные с доверием. Очень важно, когда есть единение, когда есть отклик, тогда все выстраивается как нужно. Идя на репетицию, я всегда себе говорила, как врач: не навреди!

Невидимые помощники сказки

Сказка живет на сцене меньше часа, а работа за кулисами, как мы уже узнали, продолжается многие месяцы. Среди волшебников, создающих для зрителя правдоподобный сказочный мир, но редко выходящих на поклоны – художники-декораторы, бутафоры, звукорежиссеры.

Декорации в этом году создал Андрей Шретер, в своей работе он использовал дистанционные технологии. Евгений Хачатуров с Алисой Деминой встретились с Андреем, составили техническое задание. На основе техзадания было решено, сколько нужно купить красок, досок, материала. В течение выходных новогодних и рождественских дней мастер трудился, не покладая рук. К генеральной репетиции привезли и установили уже готовые декорации, и в четверг утром Андрей Шретер сделал последний штрих.

Изготовлением бутафории занимался Кирилл Мальков – давний прихожанин, профессиональный бутафор-художник. Так же, как и с Андреем, Алиса Николаевна встретилась с Кириллом для обсуждения техзадания и сроков реализации задуманного. Желания настолько не совпадали с суровой реальностью, что было решено определиться, какой реквизит просто желателен, а без чего обойтись никак нельзя. 

Так в спектакле появились практически настоящий костер в сцене разбойников, кости и баранья нога в сцене с ханом Кочерганом, волшебная клюшка, которая неведомо как (для восприятия детей) вдруг начинала светиться, большая красная кружка в белый горох в сценах Ивана с отцом. А вот от реквизита, не влияющего на ключевые сцены спектакля, было решено отказаться, хотя изначально нацеливались и на самовар, и на домашнюю утварь, баранки, бублики и прочее. К счастью, кое-что нашлось от прошлых запасов в закромах театральных постановок.

Много лет назад нашей общине понадобилась помощь в установке света на мероприятии и звукорежиссура c хорошим оборудованием. В те времена православный молодежный клуб «Встреча» на Охте собирал на интересные творческие встречи православную молодежь. Там мы познакомились с Даниилом, который занимался в клубе звуком и освещением. Подружились. Со временем Даниил стал профессионально работать, приобретал более современное оборудование – пульты, стойки, микрофоны, пушки с освещением. Для технической поддержки «Дудки-самогудки» Оргкомитет вновь обратился к Даниилу, попросив минимум. Даниил приехал, посмотрел и привез не минимум, а целую «газель» с оборудованием.

Помогал нам один из помощников Даниила Борис Карташёв, который работает осветителем в Михайловском театре Санкт-Петербурга. В прошлом году он помогал на Вечере памяти отца Николая и запомнился высоким уровнем профессионализма. Борис приехал накануне, посмотрел генеральную репетицию, определил световые точки и на следующий день установил все необходимое оборудование.

«Благодарю Бога и Оргкомитет праздника»

Автор и режиссер сказки Алиса Демина тоже поделилась впечатлениями.

– Сегодня нас встречал полный зал – наши близкие люди из прихода, друзья, родственники. Поддержка была прекрасная. Актеры чувствуют это. Такого масштаба проведения праздника Рождества Христова в моем опыте не было, это и понятно – Иоанновская община очень большая. Наверное, самая большая не только в нашем городе, но и в стране.

Приходской спектакль я ставила первый раз. Поэтому очень благодарна людям, которые пришли, которые мне поверили, начали со мной репетировать, и мы вместе довели дело до конца.

Конечно, это для меня большая радость и низкий всем поклон – как зрителям, так и моим участникам, и тем, без кого спектакль не состоялся бы. И реквизит, и макияж, костюмы, сценография – все это организовалось чудесным образом.

Обычно в постановке я и чтец, и жнец, и на дуде игрец – выполняю сама множество функций. А здесь оттого, что была организованная помощь, в том числе и питание в трапезной, было намного легче. Думаю, благодаря организации во многом и стал возможен успех нашего предприятия, поэтому от меня всем организаторам низкий поклон.

Я давно слышала о ваших праздниках, но только могла мечтать в них попасть.

 А может, это Промысл Божий?

– Как говорил св. Амвросий Оптинский: «Сам не напрашивайся, но приглашают – не отказывайся». Конечно, я не отказалась!

– Вы посеяли добрые зерна в детях. Маленькие артисты уже грустят, что не будет репетиций.

– Каждый раз жалко расставаться, привыкаешь и думаешь: как ты теперь без этих людей будешь жить? Атмосфера совместного делания, творчества – это незабываемо, и ради этого стоит и работать, и где-то даже потерпеть, поскорбеть. Но, когда ты видишь результат, конечно, это перекрывает все-все-все… 

Грусть от разлуки и вопросы «А как же дальше? Мы что, завтра не репетируем?» тревожат и взрослых артистов. У зрителей вопрос другой: «А можно мне будет в следующий раз просто хотя бы березкой постоять у вас в сказке?». Думается, что дорогого нашего батюшку отца Николая эти вопросы порадовали бы. Верится, что он радуется за всех и сейчас, и в этой радости мы все соединяемся и с земным миром, и с небесным!

Авторы: Ирина Васильева, Елена Поплавская,
общины «Живое слово», «Информсайт».
Фото: Татьяна Коваленко, Диана Колычева, Светлана Воробьева, Наталья Петрова, Андрей Ульяновский, Илья Акселевич, Сергей Алексеев, община «Информсайт».
Видео: Дмитрий Беляев, община «Информсайт».

Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге,
наб. реки Карповки, д. 45.
Фото: Ольга Дмитриева, общ. «Информсайт».

Обратная связь

Бронирование приглашения на праздник «Рождество Христово»

Дата Время Количество человек
12 января (пятница)
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
13 января (суббота)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
14 января (воскресенье)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
+