Святое оконце. Рассказ иеродиакона Никона
9 января 2020 года отошел ко Господу иеродиакон Никон (Муртазов). Иконописец, писатель. И сегодня, во вторую годовщину его кончины, мы публикуем его рассказ, посвященный Иоанновскому монастырю, в котором прошли его последние годы жизни.
Окна… Как много их в нашем большом городе: больших и малых, высоких и совсем узеньких, но ни одно их них так не волнует сердце православноверующего человека, как одно маленькое подвальное оконце в Иоанновском женском монастыре, что на реке Карповка.
Сколько людей побывало здесь! Сколько горячих очистительных слез пролито на холодный асфальт в тайной сердечной молитве, с надеждой на исцеление, вразумление и получение помощи. Чем же вот уже около ста лет привлекает к себе это обыкновенное оконце, приходящих к нему скорбящих или благодарных людей? Там, за толстой стеной фундамента монастырского храма-усыпальницы, под спудом покоятся мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Так было и так есть теперь, и по вере своей люди получают от дорогого праведника просимое, потому что, как поется в акафисте, Сама Царица Небесная назвала его в видении милейшим чадом Отца Небесного. И хотя уже 10 лет прошло, как открыт этот славный, благодатный монастырь, православные, верные прошлому своих родителей, до сих пор не проходят мимо этого святого оконца: они молятся здесь, кладут цветы и поклоны, и только потом идут в храм.
Земная жизнь полна скорбей, бед и лишений. И православная душа спешит сюда - за помощью к дорогому Батюшке. Как был при жизни, так и по преставлении своем он дорог всем верующим. И праведник с высоты Небесной видит наши слезы и слышит шепот сердечных горячих молитв прибегающих к нему за помощью, и спешит исполнить их, если это угодно Господу Богу и спасительно для души.
Вот и Анна, старая заслуженная учительница из Выборга, пришла сюда, обремененная тяжелой духовной ношей: никак ей не удается исповедаться в грехах своих. Хотя детство ее было безгрешным и есть что светлого вспомнить, заглядывая в первые страницы волшебной сказки детства, - потом жизнь закрутила и пошла по иным, жестким и немилосердным законам земного бытия. Всего в этой жизни было понемногу - и плохого и хорошего. Но лишь выйдя на пенсию, Анна стала чаще ходить в храм и молиться Богу. Вера-то в ней жила с детских лет и теплилась неугасаемой лампадкой всю жизнь: она тайно молилась, творила добрые дела, передавала деньги на свечи в церковь, через людей заказывала панихиды, молебны… только вот с исповедью не получалось.
А кто-то из верующих в храме сказал ей, что исповедываться теперь надо за всю жизнь, начиная с самого раннего детства. Да где же тут все вспомнить!.. Дневников она никогда не вела, в отличие от беса-искусителя: он то все помнит, все видел, все знает о ней. Только милосердие Божие спасает нас от отчаяния. Ладно уж, в больших грехах хотя бы покаяться. Но как только стала ходить в церковь - новое искушение навалилось: стал лукавый смущать Анну бранными словами, особенно на молитве. Вот лезут неотступно в голову ругательные слова, чего раньше за собой не замечала. Это вражие насилие смущало ее душу, и она пошла на исповедь и все рассказала батюшке. А тот выслушал ее и говорит вслух, при всех стоящих рядом: «Чему же ты, Анна, детей учила, коли сама ругаешься?» Храм маленький, все прихожане знают ее… стыдно стало Анне, и она от смущения тут же молча ушла, не получив разрешительной молитвы. Ах как сильно болела ее душа!
И вот решила поехать Анна в Петербург, в Иоанновский монастырь - поклониться и помолиться о заступничестве св. прав. Иоанну Кронштадтскому. Когда подошла она к заветному оконцу, вокруг не было ни души, все прихожане спешили в храм на исповедь. Она стояла одна и плакала, прося у дорогого Батюшки Иоанна прощения и помощи, да указать ей священника, которому бы она могла рассказать всю свою жизнь. Причастников в храме в большие праздники много, будет ли какой священник слушать ее, не скажет ли прийти потом? А времени у нее оставалось мало.
Анна по лестнице поднялась в храм. Там как раз начиналась исповедь. Батюшек было трое. Среди них (или это только показалось Анне)? будто сам Иоанн Кронштадтский. Женщина не поверила своим глазам, опустила их, потерла руками и снова взглянула. Да, это, несомненно, он. «Пойду к нему на исповедь», - решила она и оказалась первой в группе причастников. Батюшка, словно знал все ее прошлое и настоящее, строго, но с любовью напоминал ее грехи по всем заповедям. Она только рыдала от нахлынувших чувств покаяния и подтверждала дрожащим голосом свои беззакония. Батюшка напомнил даже те грехи, о которых она давно забыла, и грехи, которые она стеснялась произнести. Как близок дорогой Батюшка к людям, зная все наши немощи и недуги.
После разрешительной молитвы, получив от Батюшки благословение, Анна отошла в сторону и, обернувшись, удивилась. Вместо Батюшки Иоанна стоял молодой священник и принимал исповедь следующего исповедника… Так св.Иоанн Кронштадтский утешил Анну своей любовью и разрешил ее грехи своим явным участием. С радостным сердцем, с легкой душой стояла Анна в храме и думала, как много у Бога милостей.
Дивен Бог во святых своих! Бог Израилев!
Автор: иеродиакон Никон (Муртазов).
Источник: Группа ВК Иоанновского прихода.
Фото: sobory.ru.