Две Пасхи
После смерти отца ноги сами пошли в храм.
Мы читали Евангелие, пытались понять. Отец говорил, что хочет прийти к вере, но должен «разобраться сначала умом». В тайне Святой Троицы. Однажды показалось, будто понял, но потерял ход мысли и все забыл.
Я взяла его Евангелие, стала читать. «Видевший Меня, видел Отца… Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин. 14:9-10). Посмотрела в зеркало. Мама и все папины друзья твердили, что я – его копия. Пошла в церковь, заказала панихиду. Начался Великий пост.
Потихоньку стала ходить на службы, молиться, готовиться к исповеди.
Весна. Вербы. Александро-Невская лавра. Уйма вопросов в голове. И уверенность, что, если буду очень стараться, то на Пасху мы обязательно, в мыслях, пообщаемся. Я тогда была под впечатлением фильма «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. И вспоминала эпизод, когда почивший Феофан Грек явился Андрею Рублеву и произнес слова: «Я тогда ошибался, ты сейчас ошибаешься». Как найти ошибку? Ответа не было.
Прошло много лет. Снова Великий пост. От рака умирала мама. К Пасхе она уже почти не вставала. Когда все ушли на ночную праздничную службу, мама попросила что-нибудь ей почитать. И я достала любимый томик Бориса Пастернака. Давно хотела почитать маме стихи из тетради доктора Живаго. Но все некогда. И вот пришло, наконец, время.
Зазвонили колокола. Мы вместе вышли на балкон и смотрели с высоты седьмого этажа, как движется вокруг собора крестный ход. Тысячи огоньков. И гудящее пение: «Воскресение твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси...». Обнялись. И глядели вниз, на землю, оттаявшую после снежной зимы.
Через две недели мама умерла. На ее похоронах пели «Христос воскресе из мертвых», светило майское солнце. Я смотрела на цветущую весеннюю красоту и думала о том, как хорошо, должно быть, в Царствии Божием.
Родители разошлись, когда мне было пять лет. А после той Пасхи, неожиданно, в моем сознании соединились. Теперь всегда вспоминаю их друг за другом, хотя при жизни рядом почти не помню.
«Я тогда ошибался, ты сейчас ошибаешься». Видимо, земная жизнь и дана для того, чтобы проверять и исправлять ошибки. Свои собственные. Тех, кто жил до нас. Научить этому детей. Чтобы там, наконец, действительно встретиться. И уже никогда не расставаться. Воистину Воскресе Христос!
Автор: Елена Быркова, община «Поддержка чадотворящих семей».
Фото: saband.