Cобор Владимирской иконы Божией Матери, где начинал пастырское служение прот. Николай Беляев, отметил свое 250-летие
26 апреля в Синем зале епархиального управления состоялась Конференция к 250-летию собора Владимирской иконы Божией Матери. Мероприятие, которое закончилось ярким пасхальным концертом и чаепитием, посетил и отец Николай Беляев, старший священник прихода Иоанновского монастыря. Именно здесь, в одном из старейших соборов Санкт-Петербурга, начинал свое пастырское служение наш батюшка. В числе первого клира храма на Владимирской площади, возврещенного Церкви в 1990 году, он стал частью его непростой истории.
Как известно, храм был заложен в 1761 году на месте деревянной церкви, построенной в 1747 году для жителей придворной слободы. Но мало кто знает, что двухэтажный храм строился с участием зодчих Пьетро Трезини, Джакомо Кваренги, Бартоломео Растрелли, Франца Руски. Прихожанами храма были Федор Достоевский, Николай Некрасов, Николай Римский-Корсаков, Александр Куприн, Лев Гумилев. В советское апреля храм был закрыт. После войны его передали под хранилище Библиотеки Академии наук, затем - Ленпромкомбинату под трикотажное производство. Вернули храм Церкви в 1989 году.
7 апреля 1990 года храм вновь был освящен митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером), который и стал его настоятелем. Следующими настоятелями были митрополит Иоанн (Снычев), а с 1996 года - митрополит Владимир (Котляров) (ныне - почетный настоятель). С 2000 года храм имеет статус собора. Главные святыни - икона Владимирской иконы Божией Матери и Нерукотворный образ Спасителя, освященный праведным Иоанном Кронштадтским, а также образ преподобного Серафима Саровского с частицей мощей.
В ходе Конференции председатель епархиальной комиссии по канонизации протоиерей Владимир Сорокин в докладе «Собор Владимирской иконы Божией Матери в годы лихолетья» отметил, что в наши дни историю любого храма нужно начинать с XX века.
«Храму 250 лет, но то, что произошло с ним в двадцатом веке, достойно того, чтобы через эти события посмотреть на всю историю храма, Церкви, Отечества», - сказал отец Владимир. Комиссия по канонизации, напомнил он, издала Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-, церковнослужителей, монашествующих и мирян Северо-Запада России. В него вошли имена 5 644 человек, исповедовавших православную веру. Некоторые из них служили во Владимирской церкви. Так, священномученик иерей Николай Кулаков служил в храме до его закрытия в его 1932 в году, был расстрелян. По «делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей» был осужден на три года лагерей настоятель протоиерей Павел Кедринский. О старосте Иване Петрове нет никаких сведений, кроме того, что он тоже был репрессирован. Протоиерей Иоанн Коляденко приговорен за хранение мелкой серебряной монеты. Были и другие священно- и церковнослужители собора, пострадавшие от репрессий. Храм был закрыт 22 июня 1932 года, в нем находился антирелигиозный отдел Публичной библиотеки.
Заведующая епархиальным архивом Ольга Ходаковская выступила с докладом о жизни и кончине строителя храма иерея Иоанна Кирикова. 150 лет назад во время празднования 100-летия храма старожилы рассказали, что в забытой могиле покоится священник, имевший отношение к его строительству. Была восстановлена биография отца Иоанна, в 1868 году отслужена первая заупокойная лития, установлен новый могильный памятник, исчезнувший в 1932 году. В 1990-е плиту нашли, отреставрировали и вновь поставили. 18 июня 2013 года обнаружили останки и самого священника. Став вдовцом в 35 лет, он отдал все силы строительству и обустройству храма, но не дожил до его освящения: был зверски убит ворвавшимися к нему грабителями.
Профессор СПбДА Михаил Шкаровский рассказал о жизни собора в 1920-1930-е годы. После 1917-го в пользовании общины находился Кузнечный рынок, что позволяло вести благотворительную деятельность, хотя она уже была запрещена. В 1919 году часть недвижимости, все банковские капиталы конфисковали, позже - и Кузнечный рынок. Некоторые время клирикам собора удавалось преподавать в церковно-приходской школе, произносить смелые проповеди, вести богословские беседы. Весной 1922 года во время кампании по изъятию церковных ценностей ситуация резко изменилась. Прихожанам удалось выкупить главные святыни, в том числе серебряный ковчег с мощами святых и иконы. Аресты клира продолжались вплоть до решения о закрытии храма, принятого 10 июня 1932 года.
В зачитанном докладе главного научного сотрудника ИРЛИ (Пушкинского Дома) РАН Валентины Ветловской «Достоевский и православие» отмечалось, что писатель в начале и конце жизни жил вблизи Владимирского храма, и ныне здесь, в Кузнечном переулке, расположен Литературно-мемориальный музей Федора Достоевского. Федор Михайлович в зрелые годы мог бывать на богослужениях дважды в день. Он уделял большое внимание религиозному воспитанию детей. В последние часы жизни выразил желание пригласить священника, исповедался, причастился и попросил прочитать притчу о блудном сыне, которую слушал с закрытыми глазами. Вера оказала большое влияние на его творчество. Он пришел к убеждению, что преображение мира начинается не с социальных перемен, а с преобразования каждой души во Христе Иисусе.
Ключарь собора, доцент СПбДА протоиерей Георгий Шмид рассказал о нынешней приходской жизни. Богослужения сопровождаются великолепным пением хора под управлением регента Людмилы Герасимовой. Большое внимание уделяется катехизации, которой руководит автор более 150 научных и научно-популярных работ Федор Козарев. Проводятся лекции для взрослых о православном вероучении, построении христианской семьи, сектоведении. Воскресная школа состоит из трех возрастных групп; ею руководит диакон Владимир Кузнецов. На базе храма существуют школа звонарей, детско-юношеский хор, социальная служба, молодежный клуб, выходит ежемесячная приходская газета.
Председатель приходского совета Иван Раевский рассказал о ходе работ по воссозданию нижнего храма и планах по ремонту верхнего.
Конференция закончилась выступлением Детско-юношеского хора имени преподобного Иоанна Дамаскина под управлением Ирины Болдышевой, а воспитанники Театральной студии при воскресной школе исполнили пасхальные стихотворения и песнопения (руководят студией актеры МДТ - Театра Европы Елена Васильева и Владимир Артемьев).
В публикации использованы материалы Собора Владимирской иконы Божией Матери,
ИА «Вода живая» и Санкт-Петербургской Митрополии.
фото Андрея Петрова, Александра Быстрова и Ольги Дмитриевой.
Рассказать: |