Пюхтицы
Заснеженная дорога круто повернула направо и перед нами устремились ввысь купола Успенского собора Пюхтицкого женского монастыря. Автобус подъехал к монастырской гостинице. Деревянная, с невысоким крыльцом и большими окнами даже с улицы она казалась теплой и уютной.
Нас уже ждали, и ждали с радостью. Эта радость была в глазах встречающих, в их словах, в желании нас накормить и устроить поудобнее.
Пообедав, мы направились на прогулку по монастырю. Мимо заснеженных деревьев, по деревянной лестнице спустились на дорожку, ведущую к святому источнику. Возле источника увидели купальню, и желание окунуться охватило половину группы. Самые подготовленные доставали полотенца, просили благословление у батюшки и заходили внутрь. Сначала мужчины, потом женщины окунались в святую воду и выходили на улицу обновленные, смывшие с себя и усталость переезда, и мирские заботы.
Я неважно себя чувствовал, и окунуться не решился. Мы возвратились в гостиницу, поужинали, провели собрание общины и отправились спать.
Проснулся я рано от какого-то беспокойства, словно неведомая сила посылала меня к источнику. Быстро оделся и, захватив полотенце, вышел на улицу. Ночью шел снег, и мои следы на дорожке были первыми. Мимо монастырского кладбища я вышел на дорожку, ведущую к источнику. Освещенная неяркими фонарями, с застывшими деревьями по сторонам, с чистейшим свежевыпавшим снегом она казалась чудом, созданным Богом. В купальне было темно. На ощупь раздевшись, я по ступенькам спустился в воду и, перекрестившись, окунулся с головой. Дух перехватило. Осеняя себя крестом, я окунулся еще два раза и выбрался из воды. Чувства холода не было. Крепко растер себя полотенцем, быстро оделся и вышел на улицу.
Вокруг было пустынно, тихо и очень торжественно. Меня охватило чувство восторга. Хотелось петь, смеяться, танцевать и почему-то плакать. Я благодарил Господа за то, что он привел меня сюда, за любовь и милость ко мне. Это возникшее чувство хотелось сохранить, как можно дольше, но уже начиналась утренняя служба, и надо было идти.
В полупустынном храме к очищению тела водой пришло чувство молитвенного очищения души, создавая в своем сочетании особое, непередаваемое словами, состояние Божественной благодати. После Литургии и отслуженного нашим батюшкой Николаем Беляевым молебна, мы были приглашены к настоятельнице монастыря игумене Филарете.
Так получилось, что во время беседы за столом, я сидел почти напротив и часто ловил на себе ее взгляд. Острый и внимательный, добрый и заботливый, он располагал к себе, вызывая доверие. Слушая рассказ игумении о жизни в монастыре, я испытывал к этой женщине чувство глубокого уважения за тот великий труд, который она выполняет на этой земле – труд монашества.
После беседы была экскурсия по музею, обед и сборы в обратную дорогу. Когда автобус уже выворачивал на шоссе, я последний раз взглянул на монастырь. Небольшой островок Православия на Эстонской земле провожал нас в дорогу. Уезжая, мы сохраняли в себе его образ, надеясь, когда-нибудь, обязательно, вернуться обратно.
Репортаж: Леонид Патракеев,
община "Динарий"
Рассказать: |