Иоанновская община

ОБЩИНА ПРИХОЖАН ИОАННОВСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Главная Иоанновский приход Новости Прихода Кинолекция Владимира Дементьева на тему: «Образ семьи в отечественном кинематографе 50-60-х годов»

Кинолекция Владимира Дементьева на тему: «Образ семьи в отечественном кинематографе 50-60-х годов»

 

2 апреля 2017 года в нашей «Семейной гостиной» состоялась встреча прихожан с Владимиром Дементьевым – религиоведом, автором цикла лекций о кино «Христианство и культура в шедеврах мирового и отечественного кинематографа». Автор окончил, в том числе, Свято-Тихоновский гуманитарный университет, несколько лет был руководителем кинолектория Оптинского подворья в Санкт-Петербурге.

В начале беседы Владимир Дементьевсделал краткий экскурс в историю России с точки зрения православия, а также ее 70-летнего «вавилонского пленения» богоборческой властью. Однако, как показывает время, этот период совсем не был однородным. Культурный феномен «оттепели» наполнил советский кинематограф новым содержанием. В кино приходят новые люди, в том числе прошедшие войну. Теперь перед героями фильмов встают вопросы не только идеологические, но и личные – касающиеся жизни отдельно взятой семьи, смысла жизни, личного выбора и т.п.

Перемены в жизни страны, а также в кино лектор проиллюстрировал фрагментами таких фильмов, как «Большая семья» (1954, реж.И.Хейфиц), «Дом, в котором я живу» (1957, реж.Л.Кулиджанов), «Летят журавли» (1957, реж.М.Калатозов), «Застава Ильича» (1964, реж.М.Хуциев) и др.

На примере фрагментов фильма «Большая семья» можно отметить еще сохраняющуюся в те годы традиционную семью. Но мы видим, что она уже начинала разрушаться изнутри.

Интересной была подборка фрагментов из знаменитого фильма режиссера М.Калатозова «Летят журавли», где очень необычна для того времени работа оператора С.Урусевского – камера снимает героев очень близко и как бы снизу, приближая нас к ним, и этот эффект приближенности становится очень важным и личным для каждого зрителя.

Образ матери (фрагмент из фильма «Баллада о солдате», 1959, реж.Г.Чухрай), которая продолжает ждать погибшего на войне сына и выходит на сельскую дорогу, ведущую сквозь бескрайние поля, потрясает по своей глубине и силе, – перед нами собирательный женский образ, вобравший в себя всех русских матерей, потерявших своих мужей, детей, не вернувшихся с войны…

Кинематограф 60-х, по словам В.Дементьева, уходит от идеологических схем и становится ближе к человеку. Фильм М.Хуциева «Застава Ильича» (второе название «Мне 20 лет») был запрещен Н.Хрущевым. Режиссер должен был перемонтировать его и изменить музыку. В итоге кинокартина появляется на экранах уже спустя много лет. История духовных исканий трех друзей, их общение, дружба – все это уже вне социалистической догматики, то есть личности героев, их духовные метания выходят на первый план.

В кинолекции В.Дементьев очень интересно рассказал о кино 50-60-х годов на примере особо ярких и талантливых фильмов и затем полно и обстоятельно ответил на вопросы слушателей: о причинах упадка нашего кинематографа, о возможных рекомендациях (что бы лектор порекомендовал посмотреть из западноевропейского кино на христианскую тему?Например, несколько кинокартин Бергмана: «Седьмая печать», «Девичий источник», «Причастие») и т.д.

Хотелось бы от всего сердца поблагодарить Владимира Дементьева и организаторов встречи.

 

Репортаж: Елена Скалон

 

Рассказать:

 

Санкт-Петербургский Иоанновский женский монастырь
Фото: Pravprihod.Ru.

Обратная связь

Бронирование приглашения на праздник «Рождество Христово»

Дата Время Количество человек
12 января (пятница)
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
13 января (суббота)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
14 января (воскресенье)
11:00 – 13:00 для детей, 1+
15:00 – 18:30 для взрослых и детей, 7+
+

Бронирование приглашения на благотворительный концерт
«От героев былых времен...»

Количество приглашений
Ваш email
+